Смекни!
smekni.com

Меры пресечения в российском уголовном процессе 2 (стр. 2 из 7)

В обвинительном приговоре мера пресечения может быть оставлена прежней, отменена или изменена.

При вынесении оправдательного приговора, освобождении подсудимого от наказания, а также в случаях, когда подсудимый осужден к наказанию, не связанному с лишением свободы, суд освобождает его из-под стражи немедленно в зале судебного заседания (ст. 311 УПК).

Суд избирает (оставляет) меру пресечения до вступления приговора в законную силу и обращением его к исполнению (трое суток)- ч. 4 ст. 390 УПК.

Отменяя приговор с прекращением дела по любым основаниям, кассационная инстанция обязана отменить и меру пресечения. Если осужденный подлежит освобождению из-под стражи, то копию определения кассационной инстанции необходимо немедленно направить непосредственно администрации места заключения для исполнения.

Кассационная инстанция в определении об отмене приговора должна указать, какая мера пресечения применяется при новом рассмотрении дела в суде.

Отменяя оправдательный приговор, кассационная инстанция не вправе избрать в отношении подсудимого меру пресечения.

Надзорная инстанция обладает правом избрания меры пресечения в случае отмены обвинительного приговора и возвращения дела для нового судебного рассмотрения.

В срок наказания не засчитываются: время, в течение которого осужденный не работал; время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде ареста, а также время содержания под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания [6].

Принимая решение о заключении и обвиняемых под стражу в качестве меры пресечения, о продлении сроков содержания их под стражей, разрешая жалобы обвиняемых на незаконные действия должностных лиц органов предварительного расследования, суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод [7].

Части первую и вторую статьи 7 УПК Российской Федерации, устанавливающие приоритет УПК РФ перед иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, не противоречащими Конституции РФ, поскольку содержащиеся в них положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не подразумевают разрешение возможных коллизий между данным Кодексом и какими бы то ни было федеральными конституционными законами и распространяются лишь на случаи, когда положения иных федеральных законов, непосредственно регулирующие порядок производства по уголовным делам, противоречат УПК РФ [8].

Решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей, помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, принятые до 1 июля 2002 года, действуют в пределах того процессуального срока, на который были избраны указанные меры процессуального принуждения [9].

Рассмотрим существующие меры пресечения.

1.2. Виды мер пресечения в российском уголовном процессе

Заключение под стражу – самая строгая мера пресечения, связанная с лишением человека свободы, необходимостью подчиняться суровым требованиям режима в местах заключения и определенными правоограничениями. И все же заключение под стражу до сих пор остается одной из самых распространенных мер пресечения.

Законность заключения под стражу состоит в соблюдении установленной законом процедуры применения этой меры пресечения, а его обоснованность – в требовании подвергать человека аресту только при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК.

Заключение под стражу допускается лишь при невозможности применения другой, более мягкой меры пресечения (недостаточности других мер пресечения для достижения поставленных целей).

Заключение под стражу применяется в отношении лиц, обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание на срок свыше двух лет лишения свободы. Однако закон допускает исключения из этого правила, перечень которых является исчерпывающим (пп. 1-4 ч. 1 ст. 108 УПК). В частности, к этим исключением относятся случаи, когда личность обвиняемого не установлена. Следует, однако, иметь в виду, что нельзя привлечь лицо в качестве обвиняемого, если его личность неизвестна. Поэтому не может быть заключен под стражу обвиняемый (подозреваемый), данные о личности которого отсутствуют [10].

Пленум Верховного Суда РФ добавляет к указанным в п.п. 1-4 ст.108 УПК исключениям сведения о том, что обвиняемый «может скрыться от следствия и суда, фальсифицировать доказательства, оказать давление на потерпевшего, свидетелей [11]». Однако это – конкретизация общих оснований применения данной меры пресечения, рассчитанных на случаи, когда обвиняемому грозит наказание не более двух лет лишения свободы.

По общему правилу несовершеннолетний обвиняемый (подозреваемый) может быть заключен под стражу, если он обвиняется (подозревается) в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Закон допускает, но не навязывает исключения из этого правила, оставляя решение данного вопроса на усмотрение следователя, дознавателя, прокурора, суда. К исключениям можно отнести случаи, когда несовершеннолетний связан с преступной средой, употребляет наркотики, бродяжничает, имеет судимости за совершение однородных преступлений.

Мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о заключении обвиняемого (подозреваемого) под стражу выносит прокурор или дознаватель, следователь – с согласия прокурора. Согласие оформляется в виде соответствующей записи прокурора на постановлении о возбуждении ходатайства или вынесения им отдельного постановления. Таким образом, все случаи заключения под стражу подконтрольны прокурору.

Закон не указывает, какие материалы, обосновывающие заключение под стражу, должны быть приложены к ходатайству. Представляется, что это протокол задержания (если оно производилось), постановление о привлечении лица к участию в деле в качестве обвиняемого, протоколы допросов подозреваемого и обвиняемого и доказательства, подтверждающие наличие оснований для задержания, указанные в ст. 97 УПК. Могут быть представлены надлежаще заверенные копии других процессуальных документов. Судья может потребовать предоставления и других материалов, подтверждающих необходимость избрания данной меры пресечения, а также подлинных процессуальных актов [12].

Требования закона о рассмотрении ходатайства и приложенных к нему материалов в течение 8 часов с момента поступления материалов относится и к тем случаям, когда судья продлил задержание менее чем до 5 суток и требуется повторное к нему обращение.

Ходатайство рассматривается судьей районного (городского) суда даже в тех случаях, когда уголовное дело подсудно областному и равному ему по компетенции суду.

Закон не допускает специализацию судей, которые рассматривали бы только ходатайства о заключении обвиняемых под стражу. Такие ходатайства рассматривают судьи районного суда поочередно [13].

Обвиняемый и подозреваемый имеют право участвовать в рассмотрении ходатайства судьей, однако от реализации этого права они могут отказаться. Судебное решение о заключении обвиняемого под стражу в отсутствие последнего может быть принято лишь в случае, когда объявлен его международный розыск. Защитник может участвовать в рассмотрении ходатайства, если он участвует в деле.

Право участия в рассмотрении ходатайства имеет также законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого.

Рассмотрение ходатайства судьей производится в состязательной форме: сначала обосновывает ходатайство прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, ссылаясь при этом на представленные в суд материалы; затем заслушиваются участники процесса на стороне защиты, которые могут при этом представлять материалы (доказательства), опровергающие доводы прокурора (следователя, дознавателя). Если судья вынес решение о заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу, то он должен указать конкретные фактические обстоятельства, на основе которых принято такое решение. Требование конкретности означает, что решение суда должно основываться на установленных по делу конкретных фактах, а не на абстрактных предположениях. Однако «фактические обстоятельства», обосновывающие постановление судьи о заключении подозреваемого под стражу – это не сами доказательства (ссылка на них была бы преждевременной), а установленные на их основании факты [14].

Рассмотрев ходатайство дознавателя, следователя или прокурора об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, судья вправе по собственной инициативе избрать более мягкую меру пресечения в виде залога или домашнего ареста, если имеются основания для избрания меры пресечения и с учетом обстоятельств, указанных в ст. 99 УПК. Тяжесть преступления сама по себе не может служить основанием для избрания меры пресечения.

Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений: об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу; об отказе в удовлетворении ходатайства; о продлении срока задержания. Продление срока задержания, допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания [15].