Смекни!
smekni.com

Общие представления о риторике как науке. Важнейшие характеристики риторики как искусства (стр. 1 из 18)

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РИТОРИКЕ КАК НАУКЕ. ВАЖНЕЙШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РИТОРИКИ КАК ИСКУССТВА

Живя в «воздушном океане», люди не замечают воздуха и очень редко задумываются о том, что вокруг не пустота, а жизненно необходимая среда. Мы вспоминаем о воздухе только тогда, когда он отравлен, - мечтаем о чистом, возмущаемся по поводу его загрязнения. А если человека совсем лишить воздуха!

То же самое происходит и в отношении языка. Он подобен воздуху, он везде и во всем, но мы его не замечаем до тех пор, пока косная, безграмотная речь не «резанет» нам слух, как ядовитый выхлопной газ - обоняние. А попробуйте представить жизнь общества вообще без языка! Вообразили?! Так что сравнение языка с воздухом очень уместно.

Что же представляет собой этот столь необходимый человеку «языковой океан»?

Если вы попробуете представить себе жизнь современного общества (и конкретного человека) вообще без языка, реальной картины не получится. Общество без него не может существовать, и объяснение этому - в происхождении самого человека и человечества.

Наши предки выделились из животного мира в результате труда. Но для этого они должны были научиться обмениваться информацией, а не только выказывать друг другу чувства (хотя способность к примитивной животной эмоциональной сигнализации люди не утратили и по сей день - в случае опасности, боли, радости человек кричит). Из всех элементов культуры - норм, ценностей материальных и нематериальных, обычаев и традиций, первым появляется язык. Только общаясь посредством языка, люди могли выработать остальные элементы культуры: признать единые нормы и ценности, зафиксировать обычаи и традиции.

Культура - социоинтегративная система, что означает - общество объединяющая, делающая общество - обществом, а не случайным набором множества индивидов, не соприкасающихся и не общающихся друг с другом. Важнейшую роль в выполнении социоинтегративной функции играет такой элемент культуры как язык: с помощью языка мы общаемся, передаем друг другу информацию; а позволяет это делать то, что символика языка нам всем понятна (и наоборот, если непонятна: например, оказавшись среди людей, говорящих на никогда не изучаемом вами иностранном языке, вы становитесь информационно беспомощны и прибегаете к другим средствам общения - жестам, мимике, рисунку, образу и т.д.).

Культура еще и социоинтегрирующая система, то есть «вводящая» в общество, воспитывающая его новых членов, делающая их достойными и равными остальным, носителями самой себя (культуры) и передающими ее дальше. Этот процесс непрерывен (разрыв - катастрофа, деградация культуры). И в этом процессе важнейшую роль играет язык как элемент культуры, ибо без овладения языком общества человек не сможет не только общаться с окружающими, но и воспринять те нормы, ценности, обычаи и традиции, вне которых он - изгой, маргинал, никто.

Наконец, язык - это не только элемент культуры, он также является составляющей другого важнейшего элемента: язык - величайшая ценность культуры, стоящая в ряду важнейших ценностей культуры любого народа. Фактически, идентификация национальной принадлежности человека прежде всего включает в себя ценз на владение языком (можно ли с уверенностью назвать человека русским, армянином или французом, даже учитывая происхождение, если он ни слова не знает на родном языке?).

Нет людей, которые не хотели бы стать красноречивыми собеседниками, умеющими ясно, кратко, умно высказать свои мысли. Политик, участвующий в управлении государством, при помощи слова (образом оратора, содержанием доказательств, стилем мысли, слов и речевых поступков) убеждает своих сограждан в правоте своей позиции и идеологии. Журналист, желающий овладеть умами и сердцами людей, занимается прежде всего поиском выразительного и убедительного Слова.

Дипломат, юрист, педагог и проповедник озабочены в сущности одной и той же проблемой: как в рамках своей деятельности так овладеть профессиональным мастерством, чтобы быть риторически убедительными, чтобы люди подчинились бы его речи. Впрочем, невозможно указать профессию, которая не была бы так или иначе связанной с речью, потому что всякое дело требует словесной организации.

Какой же должна быть хорошая и эффективная речь? В чем заключаются трудности сегодняшнего общения (от речи в семье до политической и судебной речи)? Можно ли научиться говорить убедительно? Ответы на эти вопросы призвана дать риторика- искусство убедительной речи, наука о целесообразном и эффективном построении речевого общения. Определить риторику можно и так: риторика - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к высказыванию. Общая риторика изучает методы правильного построения аргументации.

Классические определения риторики. Обратимся к классическим определениям риторики, тем более, что любое такое определение остается актуальным и сопоставимо с современной речевой практикой.

«Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель. IV вв. до н.э.). Всякий человек старается развить эту способность, чему и служит искусство риторики, наше стремление обобщить как опыт науки, так и личный опыт для того, чтобы знать способы и приемы убеждения.

Дискутивно-полемическое речевое пространство как наиболее общее (аристотелевское) понимание судебной риторики. Современная (частная) трактовка предмета судебной риторики

Аристотель дает определения причин и качеств трех видов риторики, так как существует столько же родов слушателей. Речь слагается из трех элементов: из оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (слушатель). Слушатель является любым простым зрителем либо судьей, и притом судьей или того, что уже совершилось, или же того, что может совершиться. Примером человека, рассуждающего о том, что имеет место быть, может служить член народного собрания, а рассуждающего о том, что уже было,- член судилища; человек, обращающий внимание только на дарование оратора - простой зритель.

Таким образом, существует три рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидейктические. Дело речей совещательных - склонять или отклонять, потому что люди, которым приходится совещаться в частной жизни, как и ораторы, произносящие речи публично, делают одно из двух: или склоняют, или отклоняют.

Что же касается судебных речей, то их дело - обвинять или оправдывать, потому что тяжущиеся всегда делают непременно что-нибудь одно из двух: или обвиняют, или оправдываются.

Дело эпидейктической речи - хвалить или порицать. Что касается времени, которое имеет в виду каждый из указанных родов речи, то человек, совещаясь, имеет в виду будущее: отклоняя от чего-нибудь или склоняя к чему-нибудь, он дает советы относительно будущего.

Человек тяжущийся имеет дело с прошедшим временем, потому что всегда по поводу уже свершившихся событий один обвиняет, а другой - защищается.

Для эпидейктического оратора наиболее важным представляется настоящее время, потому что всякий произносит похвалу или критикует.

Обратим внимание на всеобщность риторики, распространяющуюся на множество предметов.

«Риторика есть художество, яже учит слово украшати и увещевати (в переводе с древнерусского: «искусство, которое учит украшать речь и убеждать»). Таково определение Николая Спафария, переводчика Посольского приказа, сделанное им в 1672 г. Оно восходит к классическому древнеримскому пониманию риторики, записанному у основателей европейской риторики Цицерона и Квинтилиана: Rhetorics est ars recte et ornate dicendi - риторика есть искусство хорошо и украшенно говорить. Отсюда и разовьется в будущем термин «красноречие. Таким образом, мы вплотную подошли к непосредственному пониманию того, что есть риторика как искусство.

Вопрос же о том, что такое «украшенная речь» и что такое подлинная красота речи и всякая ли красивая речь убедительна - вопрос особый, которому будет уделено особое внимание в этом учебнике.

«Риторика есть хитрость добре глаголати» (искусство хорошо говорить и писать. Старообрядческая риторика, рукопись конца XVII века.). Хотя традиционная риторика обучала устной монологической речи, обучение всегда предполагало умение писать речи. «Перо - наилучший наставник красноречия», - замечал Цицерон, обсуждая трудности обучения ораторскому искусству. Для риторики в правоприменительной практике, собственно нашем предмете, технологии подготовки письменной речи более чем важны.

«Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнении». (М.В. Ломоносов «Краткое руководство к красноречию» М., 1747.) Думается определение, данное М.В. Ломоносовым, как нельзя точно и лаконично показывает главную задачу оратора в судебной практике. «Кто в ceй науке искусен, тот называется ритор» - вот мнение отечественного гения XVIII столетия.

Характерно, что расцвет отечественной риторики начинается после реформ Александра Второго. В частности, судебная реформа, сделавшая суды гласными, дает толчок развитию ораторского искусства в судопроизводстве.

«Красноречие есть способность выражать свои мысли и чувствования на письме или на словах правильно, ясно и сообразно с целию говорящего или пишущего» (А.Ф. Мерзляков. Краткая риторика, или правила, относящиеся ко всем родам сочинена прозаических. М., 1804). Как видим, в риторике разрабатывается не просто речевое выражение, но выражение с помощью речи «мыслей и чувствований», поэтому специальные разделы науки должны посвящаться «идеям» или содержанию речи, а также учению о «страстях» или речевых эмоциях. «Предмет риторики есть речь. Речь есть устное или письменное выражение наших мыслей на словах или на письме.» (К.П. Зеленецкий. Общая риторика. Гимназический курс. Спб., 1850.). Представьте, как должен быть велик и объемен предмет науки, если он включает все, о чем вы говорите или пишите, все, что вы читаете или слышите. То есть предмет науки - речь во всем её многообразии.