Смекни!
smekni.com

Конституционные права и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации (стр. 7 из 8)

Итак, надлежащее осуществление органами внутренних дел своих разносторонних полномочий и обязанностей по гарантированию прав и свобод человека есть важнейший показатель законности их деятельности. В свою очередь, соблюдение сотрудниками требований законности существенно влияет на эффективность реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, когда органы внутренних дел по закону призваны определенным образом в этом участвовать. Именно здесь во многом формируются отношение и уровень доверия к ним населения, а отсюда нередко и к государственной власти вообще.

Выводы очевидны. Факты беззаконий в деятельности правоохранительных ведомств, в данном случае органов внутренних дел, опасны для общества вдвойне: помимо причинения непосредственного вреда конкретному лицу путем прямого насилия или же причинения вреда путем неоказания ему требуемой по закону помощи, они порождают правовой нигилизм граждан, разочарование в избранном пути к демократии, ценностях правовой государственности. Такие деяния способны отрицательно влиять в целом на режим законности в государстве. Люди теряют уверенность в силе права, добропорядочности и компетентности властей, наконец, в собственной защищенности от преступных посягательств, возможностях защиты своих прав и свобод на деле, а не на бумаге. Нарушение правовых норм даже в отношении преступника — это попрание не только его прав, но и права каждого гражданина на жизнь в стране, управляемой Законом.

К сожалению, и поныне многие сотрудники не всегда понимают смысл, содержание, ценность прав человека, игнорируют их как нечто декларативное и «для нас непригодное», уповая лишь на чисто силовые приемы, устрашение, большую жесткость принуждения как главные средства решения любых правоохранительных задач. Здесь принципиально осознание сотрудниками того, что милиция в цивилизованном обществе существует для граждан-налогоплательщиков (т. е. «кредиторов» ее добросовестной работы), а не они для нее. Практика многих развитых демократических государств, с которой все активнее начинает знакомиться российская милиция (и иные службы), показывает, что полицию люди уважают за то, что она изначально уважает права человека. В этом смысле исключительно важную роль играют положения Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации о соблюдении Конституции, об уважении и соблюдении прав человека и гражданина.

Нужно отметить, что МВД России прилагает большие усилия по укреплению законности, соблюдению прав человека в деятельности органов внутренних дел. Примером тому служит принятие специальных ведомственных нормативно-правовых актов, затрагивающие вопросы законности. В частности это – Приказ МВД России от 26 февраля 1996 г. № 129 «О мерах по обеспечению законности в органах внутренних дел Российской Федерации и укреплению собственной безопасности».В свою очередь, с точки зрения показателей состояния законности и упрочения гарантий прав человека в деятельности органов внутренних дел он требует совершенствования – включения положения об ответственности сотрудников за несоблюдение непосредственно Конституции с закрепленными в ней неотчуждаемыми правами и свободами человека, а также за неисполнение вступивших в силу решений судов, подавляющее большинство из которых, кстати, так или иначе связаны с обеспечением и защитой прав и свобод человека и гражданина.

В современных условиях демократического переустройства российского общества решение органами внутренних дел любых стоящих перед ними задач должно всегда строиться с учетом конституционного признания прав человека в качестве высшей ценности, конституционного требования их гарантирования согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. По-прежнему одной из актуальных проблем остается реализация на практике международных стандартов, в частности касающихся непосредственно гарантий прав человека. Такого рода стандарты закреплены прежде всего во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и других важнейших документах о правах человека, которые стали обязательными для исполнения подписавшими их государствами.

Существуют и некоторые специальные международные документы, касающихся непосредственно деятельности правоохранительных органов, включая органы внутренних дела. Формально они имеют рекомендательный характер, однако официально признаны большинством государств, включая Россию, и приняты к исполнению. Знание их сотрудниками весьма важно в целях повышения общей и профессиональной культуры, соблюдения норм служебной этики, гуманизации работы с гражданами. Применительно к органам внутренних дел можно выделить Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят ООН в1979 г.), Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (приняты ООН в 1990 г.), Декларацию о полиции (принята Советом Европы в 1979 г.) и др.

Содержание названных и близких по сфере регулирования документов ныне не является недоступным (они изданы в соответствующих сборниках, в том числе подготовленных в МВД России), не считая объективных сложностей по их массовому централизованному распространению среди личного состава. Среди фундаментальных положений этих документов, выделим, к примеру: неизменно уважать и защищать достоинство и права каждого человека (ст. 2 Кодекса); не допускать пытки или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания, а также оправдание их ссылками на распоряжения вышестоящих лиц или исключительные обстоятельства (война, политическая нестабильность и др.), любое чрезвычайное положение (ст. 5 Кодекса); при осуществлении своих функций, насколько это возможно, использовать ненасильственные средства до вынужденного применения силы или огнестрельного оружия (ст. 4 Основных принципов); не применять уголовных или дисциплинарных мер к должностным лицам, отказавшимся от противоправного применения силы или оружия или информирующим о таком применении их другими (ст. 25 Основных принципов). Примечательно положение Европейской декларации о полиции (п.3 ч. «В»)о том, что «полицейский должен пройти в полном объеме общую подготовку, профессиональную и служебную подготовку, а также получит соответствующий инструктаж по социальным проблемам, по демократическим свободам, правам человека и, в частности по Европейской конвенции по правам человека».

Подобные интернациональные установки служат принципиальными ориентирами в практике органов внутренних дел. И хотя нормативно напрямую не всегда закреплена юридическая обязательность следования им, это, надо полагать, логично вытекает из того, что уже само МВД России руководствуется в своей деятельности не только внутригосударственным законодательством, но и «общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации» (ст. 3 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации).Фактически аналогичное положение зафиксировано в Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст. 4) и некоторых других.

Таким образом, нарушениями законности в деятельности органов внутренних дел и их сотрудников всегда следует признавать неисполнение и ненадлежащее исполнение (использование) своих служебных обязанностей (правомочий) по защите и обеспечению прав и свобод личности, их несоблюдение и должностные посягательства на них. При этом нарушениями законности являются не только нарушения Конституции и основанного на ней законодательства, но и общепризнанных принципов и норм международного права и соответствующих договоров России, касающихся неотъемлемых прав и свобод человека.

Не следует рассматривать как нарушения законности (если ее юридически точно понимать) в деятельности органов внутренних дел: отказ сотрудников от реализации правовых норм и правоприменительных актов (приказов и т. д.), которые противоречат международным договорам России, Конституции и другим демократическим российским законам, тем более если они (нормы и акты) влекут угрозу правам человека и гражданина.

Задача №1

15 ноября 2003 года гражданин Азербайджана Мирзоев, проживающий 3 года на законном основании в РФ обратился с заявлением о приеме в гражданство РФ. В заявлении он указал, что ранее имел гражданство СССР.

Возможен ли прием Мирзоева в гражданство РФ ? Если возможен, то каком порядке? Какой орган вправе решить вопрос о гражданстве РФ?

Изменится ли решение если:

1. Мирзоев прибыл на жительство в РФ 15 августа 2002 г.?

2. Мирзоев прибыл на жительство в РФ 15 августа 2002 года и состоит в браке с гражданкой России более трех лет?

Т.к. согласно п.а ч. 1 ст.13 ФЗ №62 - Иностранные граждане и лица без гражданства , достигшие 18 лет и обладающие дееспособностью , вправе обратится с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии , если указанные граждане и лица а)проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в течении пяти лет непрерывно , за исключением случаев , предусмотренных частью второй настоящей статьи. Одноко ФЗ-151 от 11 ноября 2003 года внес изменения и согласно п.4 ст. 14 : иностранные граждане и лица без гражданства . имевшие гражданство СССР , прибывшие в Российскую Федерацию из государств входивших в состав СССР , зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в РФ принимаются в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условий . предусмотренных пунктами «а», «в», «д» части первой ст. 13 настоящего Федерального закона, и без предоставления вида на жительство, если они до 1 января 2006 года заявят о своем желании приобрести гражданство РФ.