Смекни!
smekni.com

Судебная власть в системе разделения властей 2 (стр. 5 из 8)

Импичмент как способ увольнения судей был заимствован впоследствии у Англии некоторыми другими государствами, в частности США. Там на федеральном уровне импичмент получил закрепление в Конституции США 1787 г.

Обвинение выдвигается Палатой представителей в соответствии со специальной процедурой, а решение о прекращении полномочий выносит уже Сенат. Как в Британии, так и в США к импичменту прибегают сравнительно редко. Например, в США со дня принятия Конституции до конца XX в. (т.е. более чем за 200 лет) только в отношении 15 судей возбуждалась процедура импичмента: из них семеро были оправданны, четверо – осуждены, один добровольно ушел в отставку, не дожидаясь окончательного решения (в отношении остальных по разным причинам процедура импичмента не была доведена до конца).

Относительно редкое обращение к институту импичмента является, с одной стороны, результатом хорошей работы с судейскими кадрами, с другой стороны, сама возможность импичмента служит определенным стимулом для неукоснительного следования нормам права судейского сообщества. При этом только угроза начала процедуры может побудить судью добровольно покинули свои должности, как только встал вопрос о начале процедуры импичмента в отношении каждого из девяти. Предпочтение добровольной отставки импичменту неудивительно, поскольку отстранение от должности в результате импичмента обычно сопряжено с запрещением занимать публичные должности на какой – либо срок, не говоря уже о негативном общественном резонансе.

В США в большинстве штатов судьи избираются гражданами на определенный срок, т.е. на новый срок судья может быть, и не переизбран. В некоторых штатах существует даже возможность досрочного отзыва судьи избирателями.

В 14 штатах Америки судьи назначаются губернатором по представлению судейского комитета, но через определенное время они должны получить поддержку большинства избирателей. Если такой поддержки в ходе голосования получить не удалось, судья обязан уйти в отставку.

Аналогичная норма содержится и в Конституции Японии (ст. 79). Согласно этой статье назначение судей Верховного суда подлежит пересмотру народом при проведении первых после данного назначения выборов в Палату представителей (нижняя палата парламента) и повторному пересмотру – при проведении первых выборов в Палату представителей по прошествии десяти лет. Затем процедура повторяется в том же порядке. Если большинство избирателей высказываются за смещение, какого – либо судьи увольняется. Предусмотрена Конституцией Японии и процедура импичмента. В ряде европейских государств дисциплинарными функциями (в том числе правомочием по увольнению) в отношении судей обладает специальный орган – Высший совет магистратуры, в формировании которого принимает участие и само судейское сообщество. Впервые Высший совет магистратуры появился в Италии в начале XX в. (1906 г.). Позже по примеру Италии такой орган создали у себя многие романские, а затем и другие государства. Вместе с тем в разных странах имеется определенная специфика в составе, порядке формирования и способах работы такого органа.

«Так, во Франции в состав присутствия Высшего совета магистратуры, компетентного в отношении судей, входят президент Республики, министр юстиции, пять судей, один чиновник прокуратуры, один генеральный советник, назначенный Государственным советом (высшим органом административной юстиции), три лица, не входящие ни в парламент, ни в судебные органы, назначаемые соответственно президентом Республики, председателями Национального собрания и Сената. Правда, в тех случаях, когда высший совет магистратуры выступает к качестве дисциплинарного органа по отношению к судьям, в нем председательствует Первый председатель Кассационного суда, а президент и министр юстиции участия в его работе не принимают»1.

В Португалии в Высший совет магистратуры входят председатель Верховного суда (председатель Совета), двое лиц, назначенных президентом Республики, причем одно из них – магистрат, работающий в судебной системе, семь лиц, избранных Ассамблеей Республики, семь судей, избранных их коллегами в соответствии с принципом пропорционального представительства.

В Италии в настоящее время председательствует в Высшем совете магистратуры президент Республики. В состав Совета по должности входят первый председатель Кассационного суда, а также Генеральный прокурор Республики при том же Суде. 20 членов Совета избирают из числа судей сами же судьи и 10 членов избирает парламент на совместном заседании палат из числа профессоров права университетов и адвокатов, имеющих не менее чем 15 – летний стаж работы. Совет избирает своего вице – председателя из членов, избранных Парламентом. Выборные члены Высшего совета магистратуры остаются в должности четыре года и не могут быть сразу же переизбраны на второй срок.

В Болгарии Высший судебный совет состоит из 25 членов. Председатели Верховного кассационного суда и Верховного административного суда, а также главный прокурор входят в него по должности. Остальные члены избираются сроком на пять лет (без права немедленного повторного переизбрания на следующий срок) из числа юристов, обладающих высокими профессиональными и нравственными качествами, имеющие стаж работы не менее 15 лет. Половина из них избирается Народным Собранием (парламентом), а другая половина – судьями.

Особенности функций суда как государственного органа налагают на него ответственность за применение правовых норм. Возможность привлечения судей к ответственности именно за нарушение норм права, а не за то или иное решение конкретного дела, стимулирует отношение к праву. Как показывает мировой опыт, возможность применения в отношении судей дисциплинарных мер вплоть до увольнения в случае нарушения судьями правовых норм несудебными органами или органами, формируемыми не только судейским сообществом (как, например, высшие советы магистратуры) и не только из судей, при соблюдении надлежащей процедуры отнюдь не нарушает независимости суда, напротив, даже обеспечивает условия, чтобы правили законы, а не люди; особенно это важно для таких стран, где весьма распространенными ценностями являются корпоративные начала и так называемая честь мундира, под которой понимается отстаивание и оправдание перед посторонними любых поступков своих коллег по судейскому корпусу.

Еще одним конституционным принципом, характеризующим правовой статус судьи, является принцип несовместимости. Это запрет судьям, а точнее, всем относимым к корпусу магистратов занимать одновременно иные государственные и общественные должности.

Данное правило сформулировано не во всех конституциях, но действует во всех странах; законы о судьях и магистратуре содержат специальные разделы или группы статей, говорящие о несовместимости. «Конституция Португалии (ст. 222) устанавливает, что судьи, находясь при исполнении своих служебных обязанностей, не могут одновременно выполнять за вознаграждение какие – либо другие функции в государственных или частных организациях, а также назначаться без разрешения Высшего совета магистратуры в какие – либо комиссии, не имеющие отношения к судебной деятельности»1.

Конституция Греции (ст. 89) предусмотрела двойной запрет: предоставлять судьям всякую иную оплачиваемую должность и самим судьям заниматься иной профессией. Из – за этого правила в порядке исключения разрешается избрание судей членами Академии и профессорами, а также участие их в специальных административных судах и комиссиях. Специально оговаривается, что запрещается участие судей в правительстве. Несовместимость логически вытекает из принципа разделения властей.

Судебный иммунитет означает, что судья не может быть привлечен к дисциплинарной и тем более уголовной ответственности за свои решения по конкретным делам, за исключением случаев, предусмотренных законом. Он не отвечает также за материальный ущерб, возникший вследствие его неправильный действий или упущений при осуществлении судебных функций. «Ущерб, причиненный судебной ошибкой, а также тот, который является следствием неправильных действий при отправлении правосудия, дает право на возмещение убытков за счет государства согласно закону» (Конституция Испании. Ст. 121).

Судья обладает личной неприкосновенностью: он не может подвергнуться обыску, допросу, быть задержан и арестован, привлечен к следствию и суду кроме как в порядке особой процедуры, предусмотренной законом, которая, как правило, достаточно сложна.

Конституционное и текущее законодательство абсолютного большинства современных государств наряду с принципом независимости суда закрепляет еще несколько фундаментальных принципов организации и деятельности судебных органов: доступность судебной защиты для физических и юридических лиц, осуществление правосудия только законными судами, запрещение создания чрезвычайных судов (в некоторых странах допускается, однако, возможность образования чрезвычайных судов в военное время на территории, где непосредственно ведутся военные действия), публичность (гласность) судебных слушаний, соблюдение надлежащей процедуры, мотивированность судебных действий, включая судебные решения. На сегодняшний день данные принципы уже стали практически общепризнанными, тем не менее, даже законодательное их закрепление не всегда и далеко не во всех странах приводит к их реальному воплощению в жизнь.