Смекни!
smekni.com

Сравнительный анализ социально-экономических прав, свобод и обязанностей в конституциях Китая и (стр. 6 из 6)

Для любого государства и нации вопрос прав человека - это прежде всего право на существование, а развитие - основа гарантии и защиты прав человека. После образования КНР правительство страны неизменно рассматривают решение проблемы питания и одежды населения как свою первостепенную задачу, прилагая неустанные усилия в этом направлении. С 1979 г. в Китае избран курс, центральным звеном которого является экономическое строительство. Этот курс ориентирует на реформы и открытость внешнему миру, что дало значительный импульс развитию общественных производительных сил. К концу 80-х годов в стране решена проблема питания и обеспечения населения предметами первой необходимости, таким образом получил свое решение и вопрос права на существование. В настоящее время Китай с полной уверенностью проводит реформы и открытость во всех областях, развивает народное хозяйство, добиваясь при этом роста благосостояния всего народа от уровня удовлетворения самых насущных потребностей до среднего достатка.
Китай активно участвует в международной деятельности по защите прав человека, на сегодня он последовательно ратифицировал и присоединился к 17 международным конвенциям по правам человека. Китайское правительство серьезно относится к выполнению обязательств, предусмотренных конвенциями, к которым оно присоединилось. Законодательными, юридическими и административными мерами оно обеспечивает строгое соблюдение положений данных конвенций в Китае, своевременно представляет контрольно-исполнительным органам данных конвенций доклады об их исполнении. В 1997 г. китайское правительство подписало Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, в октябре 1998 г. - Международный пакт о гражданских и политических правах. В апреле 1999 г. в Китае опубликована Белая книга

Таким образом, конституции обеих стран обеспечивают довольно высокий уровень личных прав и свобод, принятых в демократическом обществе. Многие положения во многом схожи, но имеют определенные отличия, обусловленные различием в подходе к реализации прав и свобод.

Вместе с тем, сравнивая конституции США, Испании и РФ нельзя говорить о том, где больше личных прав и свобод, а где меньше,и, исходя из этого, делать вывод о степени демократизации общества. В конечном счете, уровень личной свободы и личной безопасности граждан определяется не только широтой декларирования свобод и прав, но и способностью государства обеспечить их выполнение. В этом ключе, Испания (и Россия) отстают от США.

По мере усиления позиций иных социальных сил общества, его демократизации сущность конституций начинает меняться. В них всё более явно стали находить отражение интересы различных слоёв общества. Конституции всё больше стали служить целям достижения социального мира. Но всё же при принятии конституции в соответствующей стране в ней в большей степени учитываются интересы той части общества, которая занимает в нём лидирующее положение. Это может быть как целый социальный слой, так и какая-то его часть. Конституция всегда отражает реальное соотношение сил, сложившееся в обществе на момент её принятия

В идеале конституция в современном демократическом ее понимании должна выражать интересы не только и не столько государства, сколько гражданского общества в целом. На этом фоне смысловой центр конституционного права, его базовые оценочные категории должны все более смещаться от обезличенного государства (что характерно при авторитарных режимов) к человеку, его потребностям и интересам, к универсальным общечеловеческим ценностям

Сегодня мы являемся свидетелями того, как исторически меняется сущность и понимание конституции. Если в эпоху "классического капитализма" она выражала прежде всего "действительное соотношение сил в классовой борьбе", то в современном постиндустриальном мире и в странах, на него ориентирующихся, конституция стала все более отражать поиск консенсуса всех социальных слоев. В конкретных странах, находящихся на различных экономических и социальных уровнях развития и с разным составом классов и национальной спецификой, этот идеал конституции еще весьма далек от реализации1.

Глобализация и сходность проблем, стоящих перед человеком, нацией, государством, человечеством в целом, усиливающаяся сходность условий жизни порождают идентичность многих правовых, в том числе конституционных, способов их решения, создавая общие экономические, культурные, информационные пространства


10 сентября в МГИМО(У) с лекцией "Обзор поправок к Конституции КНР" выступил Ян Синьюй, профессор Юридического института Фуданьского университета в Шанхае, директор Правового центра Фуданьского университета (КНР), директор Центра проблем России .


1 См.: С.И. Кашкин. Указанная статья.