Смекни!
smekni.com

Источники римского права постклассического периода. Кодекс Феодосия (стр. 6 из 8)

«…Кодекс состоит из 16-ти книг (libri). Книга первая посвящена источникам права и компетенции отдельных должностных лиц: префекта претория, городского претора, квестора, начальника служб, комита финансов, проконсулов и легатов, ректоров. Книги со второй по шестую содержат нормы частного права; с шестой по пятнадцатую – нормы публичного права; книга шестнадцатая посвящена религиозным объединениям. Книги I, II, III, IV, V, IX дошли, к сожалению, только в отрывках. Каждая книга подразделяется по содержанию на титулы (tituli), все титулы озаглавлены. Титулы включают в себя законы, содержание которых соответствует заглавию титула. Внутри титула законы располагаются в хронологическом порядке за небольшим исключением. Так вот, уникальность Кодексу придает шестнадцатая книга, которая называется (повторимся) «Об универсальной или католической церкви».

Итак, Первый титул посвящен общим вопросам христианской веры и представляет собой своего рода введение в шестнадцатую книгу Кодекса. В него вошло четыре императорские конституции, в том числе — знаменитый фессалоникский эдикт Феодосия I.

2. Imppp. Gr(ati)anus, Val(entini)anus et The(o)d(osius) AAA. edictum ad populum urb(is) Constantinop(olitanae). Cunctos populos, quos clementiae no- strae regit temperamentum, in tali volumus religione versari, quam divinum Petrum apostolum tradidisse Romanis religio usque ad nunc ab ipso insinuata declarat quamque pontifi cem Damasum sequi claret et Pe- trum Alexandriae episcopum virum apo- stolicae sanctitatis, hoc est, ut secundum apostolicam disciplinam evangelicamque doctrinam Patris et Filii et Spiritus Sancti unam Deitatem sub parili maiestate et sub pia Trinitate credamus. 1. Hanc legem sequentes christianorum catholicorum nomen iubemus amplecti, reliquos vero dementes vesanosque iudi- cantes haeretici dogmatis infamiam susti- nere nec conciliabula eorum ecclesiarum nomen accipere, divina primum vindicta, post etiam motus nostri, quem ex caelesti arbitrio sumpserimus, ultione plectendos. Dat. III kal. mar. Thessal(onicae) Gr(ati)ano A. V et Theod(osio) A. I conss. Императоры Грациан, Валентиниан и Феодосий Августы. Эдикт народу города Константинополя. Мы желаем, чтобы все народы, ко- торыми благоразумно правит Наша Милость, жили в той религии, которую божественный Петр Апостол передал Римлянам, как она, будучи им самим установленной, свидетельствует до сего дня, и которой ясно следуют понтифик Дамас и Петр, епископ Александрии, муж апостольской святости, а именно, что мы должны исповедовать, в соответствии с апостольским наставлением и учением Евангелия, единое Божество Отца и Сына и Святого Духа в равном величестве и в Святой Троице. Мы приказываем, чтобы те, кто по- винуется этому закону, приняли наиме- нование кафолических христиан, и оп- ределяем, что остальные, помешанные и безумные, должны потерпеть бесчестие, связанное с еретическим учением, а их сборища не принимать наименование церквей, и что они должны понести сна- чала Божественную кару, а затем нака- зание от Наших действий, которые Мы предприняли по небесному велению. Принято в третий день до мартовских календ в Фессалонике в пятое консульс- тво Грациана Августа и в первое консульство Феодосия Августа.

(Интересный факт, что Моммзен датирует конституцию 27 февраля 380 г., однако в издании «Les Lois religieuses des Empereurs romains de Constantin à Théodose II (312–438)»указывается, что год 380 был високосным, поэтому дествительно правильно датировать эту конституцию 27 февраля. То обстоятельство, что эдикт адресован именно жителям Константинополя, обусловлено спецификой религиозной ситуации в Константинополе того времени.) Восприятие эдикта как «программной конституции», посредством которой Феодосий утверждал христианство в качестве официальной религии Римской Империи, продолжающее преобладать в научной литературе, оспаривалось некоторыми исследователями. (Итальянская исследовательница А. Ди Мауро Тодини высказала предположение, что при составлении текста эдикта император мог обратиться за помощью к какому-либо богослову.) Тем не менее, в Кодексе Феодосия эдикт получает иное звучание и приобретает значение конституции-программы. По всей видимости, именно таким образом его оценивали и составители Кодекса Юстиниана, которые сделали его первой конституцией первого титула первой книги Кодекса.

Второй титул посвящен христианским епископам и клирикам.

Третий — монахам.

Четвертый — догматическим спорам в христианской Церкви.

Пятый — различным ересям и еретикам.

Шестой — запрету повторного крещения.

Седьмой — вероотступникам.

Восьмой — иудеям.

Девятый — запрету иудеям владеть рабами-христианами.

Десятый — языческим верованиям.

Одиннадцатый — различным религиозным вопросам. [6, с.11 – 20]

«До возникновения XVI книги Кодекса вопросы, связанные с религией, не только не являлись самостоятельным объектом правотворчества, но и вообще никогда не рассматривались в отдельности от внутриполитической, экономической и т.д. ситуации. <…>

В XVI книге данного памятника права, наоборот, вопросы религии являются основными, все остальное носит второстепенный и пояснительный характер. В результате возник целый комплекс правовых норм религиозных по своему характеру и содержанию. Фактически в римском праве наряду с цивильным, преторским и правом народов, в данный период возникло религиозное право (ius religious).

Основное содержание ius religious составили нормы, посвященные организации и деятельности одной религии и одного религиозного объединения: христианской религии и христианской церкви. Это стало главным источником и условием для возникновения и функционирования канонического и церковного права. Ведь из 201 закона, помещенного в книге, нет ни одного, в котором бы прямо или косвенно не затрагивались разнообразные вопросы существования христианской церкви, к примеру:

&bsol;/ законодательство, определяющее юрисдикцию церковных иерархов, порядок занятия церковных должностей (2, 27, 32, 33, 35, 39, 41, 44, 47, 3, 1, 2, 5, 6), а также законность и порядок проведения религиозных собраний, соборов (2, 37, 45, 4, 1, 4-6; 5, 4-6, 8-10, 12, 15, 26, 30, 45); <…>

&bsol;/ законы, содержащие и определяющие наказание за преступления против христиан и церкви, формулирующие их виды: штраф (4, 2, 5, 15, 21, 25, 30, 40, 46, 52, 54, 65), изгнание (4, 3, 5, 11-14, 18, 19, 29, 31, 34, 45, 46, 53, 54, 57, 58, 62, 64, 65), проскрипции (4, 5, 51, 56, 63), каторжные работы (5, 40, 65), телесные наказания (5, 44, 53, 65), конфискация (5, 3, 4, 7-9, 12, 18, 30, 33, 34, 36, 40, 43, 45, 46, 52, 54, 57, 58), разжалование (5, 58), запрет на занятие должностей (5, 58, 61, 65), умаление в наследственной правоспособности (2, 20, 27, 28, 5, 7, 8, 17, 23, 25, 27, 36, 40, 49, 58, 65).

Практически все законы содержат указание авторов, например: Константин Великий – 16 законов; Констанций и Констант – 5; Констанций и цезарь Юлиан – 4; Валентиниан I, Валент и Грациан – 3; Грациан, Валентиниан II, Феодосий I – 24; Валентиниан II, Феодосий I и Аркадий – 14; Феодосий I, Аркадий и Гонорий – 39; Аркадий, Гонорий и Феодосий III – 13; Гонорий и Феодосий III – 47; Феодосий III и Валентиниан III – 6. Кроме того, закон 5. 20 имеет форму императорского письма. Наиболее вероятный автор – Феодосий Великий. Таким образом, наблюдается некая односторонность, так как наибольшее количество конституций содержит имена тех императоров, которые или лояльно относились к христианству, или же были истинными приверженцами христианской веры.

Кодификаторы обращали большое внимание на титулатуру авторов конституций.

Конституции содержат указание на место их появления: Константинополь (75); Равенна (29); Милан (19); Рим (13). На них приходится 40 % конституций с указанием места. <…>

Большинство конституций адресовано должностным лицам с указанием их имен: префекту претория (110), викариям (6), проконсулу Африки (13), проконсулу Азии (3), префектам Рима и Константинополя (13), префекту Египта (3) и т.д.

Вторая группа конституций адресована просто жителям.

Третья группа конституций - религиозным деятелям и союзам: епископам, с указанием имени (2, 10, 14, 20, 23; 2), всему духовенству (2, 8; 3), иудеям, служителям и руководителям синагог (8, 4, 10, 23; 9, 3).

Четвертая - без указания адресата (2, 1, 25; 5, 20, 38; 6, 3; 10, 20).

В пятой группе указано имя без должности, или имя сопровождается фразой: «дорогому другу» (5, 39).

Структура законов стандартная, она состоит из трех частей: первая содержит имя, титул автора/авторов и название того/тех, кому адресована; вторая часть – содержание конституции; третья – место издания, дату и год, место получения.

Также есть законы, содержащие интерпретации и пункты к основному тексту». [14]