регистрация / вход

Правовая система Южно-Африканской республики

Содержание: 1. Введение 2 2. История развития ..5 3. Источники права …. …..7 3.1. Гражданское и смешанное с ним отрасли права …...9

Содержание:

1. Введение………………………………………………………………2

2. История развития……………………………………………………..5

3. Источники права……….……………………………………………..7

3.1. Гражданское и смешанное с ним отрасли права…………………...9

3.2. Уголовное право и процесс…………………………………………13

4. Судебная система и органы контроля………………………………16

5. Заключение……………………………………………………………19

6. Список используемого материала…………………………………...22

Введение.

Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему - совокупность всех правовых явлений (норм, учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют их группировать в "правовые семьи" (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.

Система как философское понятие - это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.

Система права формируется и функционирует на основе общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся социальное явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме закономерности общественной жизни.

Правовая система — это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система - это вся «правовая действительность» данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это:

· собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках

· правовая идеология

· активная сторона правосознания

· судебная (юридическая) практика.

Одна из самых популярных -классификация правовых семей, данная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающую религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающие в качестве основной составляющей источники права.

Р.Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основных семей: романо-германской, англосаксонской, и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название "религиозные и традиционные системы".

Другая классификация была предложена К.Цвайгертом и Г.Котцем в книге "Введение в правовые сравнения в частном праве", вышедшей в 1971 году. В основу этой классификации положен критерий "правового стиля".

"Стиль права"по мнению авторов, складывается из пяти факторов: происхождение и эволюция правовых систем, своеобразие юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы.

На основе этого различаются следующие "правовые круги": романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индуистское право. По существу, получен тот же результат, что и у Р.Давида.

При этом, во всех случаях, не учитывается марксистско-ленинская типология права, в основе которой лежит критерий общественно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право). А.Х.Саидов полагает, что только единство глобальной марксистско-ленинской типологии и внутритиповой классификации правовых систем, дает возможность составить целостное представление о правовой карте мира. Он выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых семей: романо-германскую, скандинавскую, латино-американскую, правовую семью "общего права", и дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права. Таким образом, существует несколько точек на классификацию правовых систем.

Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, Великобритании, Германии или, например, ЮАР, которой и посвящена моя работа.

История развития.

Южно-Африканская Республика имеет типичную смешанную правовую систему. В ЮАР сосуществуют рядом африканское обычное право и нормы романо-голландского и английского общего права.

Колонизация Южной Африки была начата в 1652 г. голландцами, основавшими Капскую колонию. В тот период действовало право метрополии, а точнее – римское право провинции Голландия, наиболее влиятельной провинции Республики Нидерланды, наряду со староголландским обычным правом. Римское право было реципировано в форме, которую ему придали глоссаторы и комментаторы. Это римско-голландское право осталось в колонии в силе даже после ее английского завоевания, т.е. после провозглашения ее в 1806 г. собственностью британской короны.

Симптоматично то, что в Голландии в тот же самый период после захвата ее Наполеоном римско-голландское право было отменено и заменено в 1809 г. Гражданским кодексом Франции, а в 1838 г. – национальным Гражданским кодексом, разработанным на основе французского гражданского права.

Интересно отметить, что римско-голландское право выжило лишь в тех регионах, которые еще до вступления в силу национального ГК, ориентированного на французский образец, были отторгнуты Голландской колониальной империей и перешли под английское владычество. Кроме Южной Африки к таким регионам еще относятся лишь Шри-Ланка (Цейлон) – с 1799 г. и часть Гвианы – с 1803 г.

После образования в 1910 г. Южно-Африканского Союза процесс усиления влияния английского права прекратился. С тех пор прослеживается тенденция усиления внимания южноафриканских судов к работам старых голландских юристов (это Гуго Гроций (1583– 1645 гг.), Арнольд Ванпий (1588-1657 гг.), Иоганн Вёт (1647-1713 гг.), Корнилий ван Бинкерсхек (1673–1743 гг.), Дионисий Вандер Кессель (1738–1816 гг.) и к правовым нормам, для которых они послужили источником. Эти тексты обрабатывались и применялись к современным условиям.

Весьма симптоматичным является тот факт, что в решениях южноафриканских судов преемственность римского права в его эволюционном развитии – от классических римских юристов через Юстиниана, глоссаторов, Вёта и Винния до современности – прослеживается гораздо явственнее, чем на Европейском континенте, где эта преемственность благодаря посредничеству миссий гражданских кодексов романо-германской правовой семьи если и не прервана, то в значительной мере исчезла из правосознания юристов.

Распространение христианства и исламизация Африки способствовали снижению роли и авторитета обычая, лишения их сверхъе­стественного основания.

В XIX в. в результате колониза­ции Африки и Мадагаскара евро­пейские системы права заполнили отношения, не регулируемые обы­чаями. Это прежде всего новые сферы (трудовое право, акционер­ное право, патентное и морское право, нормы о ценных бумагах), а также сфера отношений европей­цев с туземцами и отношения между туземцами, входящими в общества с различными обычаями. Да­лее, обычное право было преобразовано и в областях, где оно давало полную регламентацию. Во всех странах Африки и на Мадагаскаре были созданы суды европейского типа, разбирающие споры, в кото­рых одной из сторон являются не­африканцы, затрагиваю­щие новые типы отношений.

Была создана новая администра­ция, местные ассамблеи, финансо­вые, полицейские, иные службы.

Источники права

Африка к югу от Сахары и Мадагаскар в течение многих веков жила по нормам добровольно соблюдаемых обычаев. Системы обычного права регулируют организацию племени, небольших сельских обществ. Повиновение обычаю означает уважение предков, останки которых слились с почвой, а дух витает над живыми. Каждая из многочисленных общин имела свои нравы и обычаи. Различия между обычаями одного района или одной этнической группы были ничтожными, однако они могли стать значительными вне этих границ.

В качестве субъекта во внешних отношениях признается группа (триба, каста, деревня), а не индивид и семья. Упор сделан не на субъективных правах, а на обязанностях, при этом юридические обязанности не отличают от моральных. Наука права и юристы отсутствуют. Деление права на публичное и частное, гражданское и уголовное не прак­тикуется. Имущественное право и обязательственное право при­вязаны к статусу, т.е. неотделимы от личных прав.

Справедливо прежде всего то, что обеспечивает сплоченность группы и восстанавливает согласие между ее членами. В случае конф­ликта задача видится в большей мере в примирении заинтересо­ванных сторон, чем в установле­нии прав. Правосудие — скорее институт примирения, чем применения строгого права. Поскольку действенный механизм исполнения решений отсутствует, значимость достижения согласия возрастает.

Трудность изучения обычаев для иностранцев отчасти обусловлена непригодностью использования европейского словаря применительно к местным обычаям. В африканской семье по-иному построены отношения родства, институты приданого и наследования определяются весьма экзотично. Собственность индивида на землю отрицается. Отсутствие письмен­ных памятников-обычаев не по­зволяет сформулировать общие правовые принципы.

Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах романо-германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.

Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил образ правового сознания большинства сельского населения, которое продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей. В настоящее время лидеры независимых африканских государств осуществляют систематизацию действующих обычаев, включают их в отраслевые кодексы, иные нормативные акты, но при этом нередко игнорируют обычаи других проживающих в данных странах народностей, социальных групп.

Такие же трудности возникают при создании судебных органов власти и формировании судебного процесса. Суд, призванный (с точки зрения европейской правовой традиции) решать споры между равными и независимыми участниками, оказывается чужеродным для трибы, клана, где каждый житель является частью единой социальной группы, связан с другими ее представителями и где внутренние конфликты решаются не путем признания права того или другого лица, а путем их примирения. Таким образом, современное состояние правового развития Африки можно охарактеризовать как сложный переходный период определения путей и способов взаимодействия двух правовых культур: законодательно-прецедентной европейской и обычно-правовой африканской.

Население Африки в течение многих веков жило по нормам обычая. Каждый считал себя обязанным жить так, как жили его предки; чаще всего было достаточно боязни сверхъестественных сил, чтобы заставить уважать традиционный образ жизни.

Признавая крайнее обилие обычаев на континенте все исследователи признают, что имеется нечто общее, отличающее африканское право от европейского.

С началом колонизации в Африке широкое распространение получает христианство и ислам. Ни одна из этих религий не одержала полной победы, но обе они оказали значительное влияние на население большей части Африки. Обычаи, даже если им и продолжали следовать, потеряли в глазах населения былую связь со сверхъестественными силами. Люди продолжали жить так же, как и ранее; у них не хватало мужества для перестройки, но они знали отныне, что живут не по божьим законам.

Идея права проложила себе путь в Африке, как и в Европе: христианизация и исламизация лишили обычаи их сверхъестественного и магического основания, они открыли путь к их упадку.

В XIX веке вся Африка подпала под господство европейцев. Позиция англичан, с одной стороны, и латинских народов — с другой, была, в принципе, различной.

В период британского колониального правления гражданский и уголовный процесс, доказательственное право были преобразованы по образцу английского общего права. Английский язык стал единственным языком судебного рассмотрения. В результате развития экономических связей между Южной Африкой и Великобританией многие английские законы, регулирующие оборот ценных бумаг, банкротства, морскую торговлю, страхование и правовое положение торговых товариществ, были реципированы в Южной Африке практически без изменений.

Гражданское и смешанные с ним отрасли права.

Частное право ЮАР, как и правовая система страны в целом, имеет гибридный характер. В семейном, наследственном и вещном праве по-прежнему доминируют концепции римско-голландского права, а влияние английского права незначительно . Сильнее оно в общем договорном и деликатном праве, хотя и здесь в целом сохранен понятийный аппарат римского права. В то же время большинство специальных институтов торгового права имеют уже чисто английское происхождение.

Как и в романо-германской правовой системе, частное право ЮАР традиционно подразделяется на право лиц, семейное право, право собственности, обязательственное (договоры, деликты, неосновательное обогащение) и наследственное право.

Праву лиц известен институт эмансипации. Усыновление регулируется Актом о детях (1960), заключение брака – Актом о браке (1961). Брак заключается в присутствии 2 свидетелей перед гражданским чиновником или служителем церкви, который наделен соответствующими функциями министром внутренних дел. Акт о брачных отношениях (1953) расширил права замужних женщин, позволив им самостоятельно распоряжаться собственными доходами и сбережениями, открывать счета в банках и т.д. Акт о собственности супругов (1984) отменил семейную власть мужа над личностью и собственностью его жены, что означало ликвидацию всех существовавших до этого ограничений гражданской дееспособности последней. Если супруги подчиняют свой брак законному режиму общности имущества, они обладают равными правами по распоряжению общей собственностью.

Расторжение брака допускается по двум основаниям: непоправимый распад брака и душевная болезнь или длительное бессознательное состояние супруга (Акт о разводе 1979 г.).

В вещном праве решающая роль римского права неоспорима. Примером этого может служить понятие единства собственности, которое отличают от ограниченных вещных прав и от владения. Столь резкое разграничение этих понятий неизвестно общему праву. Институт доверительной собственности англо-американского права не был воспринят в Южной Африке.

Основными правами на чужую вещь признаются сервитуты, залоговые (на движимую или бестелесную вещь) и ипотечные права.

Нынешнее деликатное право ЮАР уходит своими корнями в римские Законы XII таблиц и Закон Аквилия конца II – начала III в. до н.э. Правила распределения ответственности при наличии встречной вины истца установлены Актом о распределении убытков (1956). Тот же акт регулирует распределение ответственности сопричинителей вреда. Деликтное право восприняло английскую доктрину субститутивной (субсидиарной) ответственности. Общие принципы такой ответственности применяются и к государству (Акт об ответственности государства 1957 г.).

Основным источником наследственного права является Акт о завещаниях (1953).

Организационно-правовые формы ведения хозяйственной деятельности взяты из английского права и оформлены Актом о компаниях (1973). Публичные компании (с правом выпуска акций для открытой продажи) должны иметь не менее 7 акционеров, а частные компании могут иметь и одного акционера, но не более 50. В партнерствах (товариществах) не должно быть более 20 членов.

Основными законами в области торгового права являются акты о неплатежеспособности (1936), о купле-продаже в рассрочку (1942), об отчуждении земли (1981), о страховании (1943), о векселях (1964), основанный на английских актах о векселях 1882 г. и о чеках 1957 г.; Акт о банках (1965), Акт о финансовых институтах (инвестиционных фондах) (1984).

Хотя в ЮАР традиционно существует свободная рыночная экономика, южноафриканскому государству принадлежит исключительно важная роль в регулировании всех сфер хозяйственной деятельности. Корпорация индустриального развития, учрежденная согласно Акту об индустриальном развитии (1940), поощряет и финансово поддерживает развитие новых секторов промышленности. Акт о контроле за ценами (1964) учредил должность контролера, уполномоченного устанавливать максимальные цены на широкий спектр товаров и услуг. Согласно Акту о маркетинге (1968) Национальный совет маркетинга при поддержке комитетов производителей и потребителей осуществляет надзор за процессом упаковки, хранения, маркировки и рекламы пищевых и иных продуктов. Вся эта деятельность осуществляется под общим контролем Министерства экономики.

Акт о регулировании монопольных условий (1955) установил механизм расследования Советом по торговле и промышленности случаев монополистической деятельности. На основе доклада Совета по торговле и промышленности министр экономики может прекратить конкретную деятельность и расторгнуть конкретные соглашения, признанные монополистическими и не оправданными с точки зрения общественных интересов.

В области горнодобывающей промышленности наиболее важными законами являются Акт о горных правах (1967) и Акт о драгоценных камнях (1964). Обычно права на недра отделены от прав на соответствующий земельный участок. Государство имеет право добычи и распоряжения драгоценными металлами, минералами и камнями, которое оно осуществляет, предоставляя участки недр в аренду. Право добычи обычных металлов принадлежит владельцу земли, где они были обнаружены. В области энергетики приняты Акт об атомной энергии (1967) и Акт об обогащении урана (1970).

Значительное развитие в ЮАР получило экологическое право. Наиболее важными из многочисленных законодательных актов в этой сфере являются акты о предотвращении загрязнения атмосферы (1965), о сохранении почв (1969), о национальных парках (1976), о контроле за загрязнением моря (1980), о сохранении окружающей среды (1982) и о сохранении агрикультурных ресурсов (1983).

Законодательство об интеллектуальной собственности в ЮАР основано на Акте о патентах (1978), Акте об авторских правах (1978), Акте о торговых марках (1963) и Акте о промышленных образцах (1967). Все они следуют принципам английского права.

Гражданский процесс также построен по английскому образцу. Основными его источниками являются Акт о Верховном суде (1959), дополненный Едиными правилами суда (Government Notice R 48 of 1965) и Правилами апелляционного отдела (Government Notice R 1207 of 1961 с последующими изменениями), и Акт о судах магистратов (1944, с последующими изменениями). Процедуры в гражданских и торговых делах не различаются. Третейское разбирательство регулируется Актом об арбитраже (1965).

Уголовное право и процесс.

Уголовное право ЮАР сформировалось под влиянием английских концепций. Южная Африка остается одной из немногих стран мира (наряду с Англией и некоторыми австралийскими штатами), не кодифицировавших уголовное законодательство. Нормы, относящиеся к общей и особенной части уголовного права, содержатся в многочисленных законодательных актах: о мятежных собраниях (1956), о сексуальных преступлениях (1957), об экстрадиции (1962), о декриминализации (1991), о предупреждении публичного насилия и устрашения (1991), о наркотиках и обороте наркотиков (1992), о коррупции (1992) и др.

В ряде районов ЮАР, населяемых банту, применялся изданный в 1886 г. Уголовный кодекс для туземных территорий, который был составлен по образцу индийского УК 1860 г. Кроме того, власти ЮАР разрешали некоторым лояльным им вождям африканских племен осуществлять ограниченную юрисдикцию, используя при этом нормы обычного права банту (отчасти это право применяется и поныне).

Уголовное законодательство периода апартеида отличалось жестокостью по отношению к чернокожим и активным противникам режима. В период апартеида применение смертной казни в ЮАР, в том числе за политические преступления, носило массовый характер. Закон о внутренней безопасности 1982 г. предусматривал смертную казнь за "терроризм", который понимался широко и охватывал акты или угрозу применения насилия и покушение на акты насилия, совершенные, кроме прочего, с намерением "свержения или создания опасности для государственной власти... обеспечения или проведения каких-либо конституционных, политических, промышленных, социальных или экономических изменений в республике". За пособничество лицу, осужденному за "терроризм", выносится такой же приговор. Закон о внутренней безопасности заменил Закон о саботаже и иные законы о безопасности, которые предусматривали смертную казнь по более широкому кругу преступлений.

В настоящее время уголовное право ЮАР предусматривает следующие виды наказания: тюремное заключение (в том числе пожизненное), периодическое тюремное заключение на общий срок от 100 до 2000 часов в течение нескольких недель или месяцев, помещение в учреждения нетюремного типа, штрафы и порка. Осужденные за менее тяжкие преступления часто имеют право выбора – например, штраф или тюремное заключение. Сроки тюремного заключения обычно составляют от 2 до 10 лет за ограбление, до 12 лет за изнасилование, 10-15 лет за незаконное владение огнестрельным оружием, пожизненное заключение за убийство. Смертная казнь отменена в начале 1995 г.

Порка часто используется для наказания несовершеннолетних правонарушителей за хулиганство, однако может применяться только к лицам мужского пола до 13 лет.

Уголовный процесс. В южноафриканском государстве сложилась заимствованная у Англии состязательная система уголовного судопроизводства. Однако институт суда присяжных был отменен в ЮАР в 1969 г.

Источниками уголовно-процессуального права являются акты об уголовной процедуре (1955 и 1977), о компьютерных доказательствах (1983), о расследовании серьезных экономических преступлений (1991), о международном сотрудничестве по уголовным делам (1996).

В период апартеида большинство африканского населения было подчинено особой системе юстиции, представленной судами вождей и их городскими аналогами. Согласно Акту о черной администрации (1927) некоторые африканцы могли приобретать право созывать суды и рассматривать вопросы, относящиеся к их обычному праву. Так как последнее не проводит различия между уголовным и гражданским правом, подобные суды могли рассматривать некоторые уголовные дела. В течение многих лет суды африканцев были "оппозиционной" системой юстиции; с падением режима апартеида они стали интегрироваться в общую судебную иерархию ЮАР.

В 1990-е гг. в уголовную процедуру были внесены многочисленные изменения, призванные устранить элементы чрезвычайного и расистского характера. Так, В ременная конституция 1994 г. отменила ст.29 Акта о внутренней безопасности, позволявшую правительству задерживать лиц на неопределенный срок без предъявления обвинения.

Новое законодательство установило независимые Комиссию по правам человека и Службу публичного обвинения, назначаемые Парламентом. Публичный обвинитель управомочен расследовать обвинения в злоупотреблениях или некомпетентности государственных чиновников, в том числе служащих правительства.

Судебная система и органы контроля.

Конституция предусматривает независимую и беспристрастную судебную власть, подчиненную только ей. В судебную систему ЮАР входят Конституционный суд, Верховный апелляционный суд, высокие суды, суды магистратов.

Конституционный суд (КС) является высшим судом во всех конституционных вопросах; только он может признавать акты Парламента и провинциальных ассамблей не соответствующими Конституции.

К исключительной компетенции КС также относится разрешение споров между органами государства на национальном и провинциальном уровне, касающихся конституционного статуса, полномочий и функций любого из этих органов; устанавливать, что Парламент или Президент не выполнил конституционные обязанности; удостоверять провинциальные конституции.

КС принимает окончательное решение о конституционности акта Парламента, провинциальной ассамблеи или действий Президента и должен утверждать любой приказ о недействительности, изданный Верховным апелляционным судом, Высоким судом или судом с аналогичным статусом, прежде чем такой приказ приобретет силу.

Национальное законодательство или правила процедуры КС должны предоставить заинтересованному физическому лицу возможность с разрешения КС подавать материалы непосредственно ему или апеллировать в КС из другого суда.

КС состоит из Президента, заместителя Президента и 9 судей.

Верховный апелляционный суд является высшим судом в стране и заседает в Блумфонтейне, "судебной столице" ЮАР. Апелляционный отдел состоит из главного судьи и апелляционных судей, число которых варьируется по решению Президента. Судьи Верховного апелляционного суда могут быть смещены только по причине порочащего поведения или стойкой неспособности исполнять обязанности. Решения Верховного апелляционного суда обязательны для нижестоящих судов.

Высокие суды имеют территориальную юрисдикцию в рамках провинции или ее части. Они рассматривают любые гражданские и уголовные дела, а также выступают апелляционной инстанцией по отношению к нижестоящим судам.

Суды магистратов составляют низовое звено системы общих судов и рассматривают основную массу гражданских и уголовных дел. В не их компетенции находятся дела о наиболее тяжких преступлениях (убийство, изнасилование, государственная измена). Магистраты, в отличие от собственно судей, являются служащими Департамента юстиции и не обязаны иметь университетскую степень.

Существует также особая система судов мелких исков (small claims court), которые рассматривают гражданские иски на суммы не более 3 тыс. рандов. Дела в них рассматриваются одним мировым судьей (commissioner), обычно на безвозмездной основе. Его решения окончательны.

В 1993 г. был создан экспериментальный Коммерческий суд в 3 провинциальных отделах Верховного суда(Йоханнесбург, Претория, Уитуотерсрэнд). Кроме того, имеются специализированные трудовые суды, налоговые суды.

Отдельные традиционные суды применяют африканское обычное право; они возглавляются традиционными лидерами, обычно вождями или старейшинами.

Президент назначает судей из числа членов адвокатуры. До начала 1990-х гг. все судьи были белыми. Магистраты назначаются министром юстиции.

Уголовное преследование от имени государства осуществляют генеральные атторнеи. Согласно Акту о Генеральном атторнее (1992) эта функция осуществляется независимо от исполнительной власти; генеральные атторнеи назначаются Президентом ЮАР и подотчетны только Парламенту. В нижестоящих судах полномочия генеральных атторнеев делегированы публичным обвинителям.

Адвокатура разделена, так же как и в Англии, на 2 категории: адвокатов (аналог английских барристеров) и атторнеев, поверенных (аналог английских солиситоров). До середины 1990-х гг. только первые могли вести дела в Верховном суде. В соответствии с законом существует независимый орган – Общество правовой помощи, которое предоставляет юридические услуги неимущим.

Заключение.

В мире сейчас около двухсот стран, и в каждой из них в более или менее развитом виде функционирует регулятор общественных отношений – право. Везде есть свои особенности, обусловленные факторами, присущими конкретному государству. Но при этом среди них выделяют группы, объединенные общими признаками права. По совокупности этих признаков они составляют различные правовые системы.

Почему эта проблема актуальна? Потому что в быстро развивающемся мире, где происходит резкая перемена в политической, экономической и социальных сферах, когда одни страны, еще вчера принадлежавшие к одной правовой системе, сегодня уже относятся к другой, важно знать основные общие и отличительные черты правовых систем (семей). В качестве примера можно привести и ЮАР.

На пороге XXI в. на вопрос: «К какой – романо-германской или англо-американской – правовой семье относится современное южноафриканское право?» – нельзя ответить однозначно. Если говорить о понятийно-категориальном аппарате и структуре южноафриканского права, то правовая система ЮАР основана на римском праве. Что касается правоприменительной техники в судебной практике, процессуальных норм, методов доказательств, использования прецедентов, судоустройства, задач и положений судьи и адвокатов, то явно преобладают образцы правовой семьи общего права. Такие примеры можно продолжить. Поэтому неоспоримым является то мнение, согласно которому южноафриканское право представляет собой смешанную правовую систему, где элементы римско-голландского и английского общего права тесно переплетены. Впрочем, восприятие части римско-голландского права в настоящее время сближает южноафриканскую правовую систему с правом Шотландии, где также действует романо-голландское право, трансформированное английским общим правом.

Французы, испанцы и португальцы проводили политику ассимиляции, основанную на постулатах — равной ценности людей и превосходстве европейской цивилизации.

Англичане, напротив, проводили политику косвенного управления; в целом они менее стремились к преобладанию их концепций на подвластных территориях.

Противоположность этих двух политик очевидна. Формула колонии, непосредственно управляемой метрополией, была принята в латинских странах; англичане же более охотно склоняются к формуле простого протектората.

Однако, несмотря на указанный различный порядок управления, практика была в значительной мере одинакова. Это хорошо заметно, если проанализировать достигнутые результаты. Страны Африки, входившие в Британскую империю, считают себя сейчас странами общего права, а страны, входившие во Французскую империю — примыкают к системе романо-германского права.

В данном случае имело место двойное развитие. С одной стороны, произошла рецепция современного права, затронувшая прежде всего те сферы, где особенно ощущался переход к новой цивилизации и где, следовательно, традиционные обычаи были практически бесполезными. С другой стороны, можно отметить преобразования обычного права даже и там, где оно давало полную регламентацию. Это происходило либо потому, что держава — колонизатор не рассматривала его как достаточно цивилизованное, либо потому, что обычное право было вынуждено приспособиться к изменениям в других областях.

Эволюция права, имевшая место во времена колонизации, была необходима. И получение независимости африканскими странами ни в коем случае не означало реакции на эту эволюцию. Все право западного толка, установленное державами — колонизаторами, было подтверждено в новых государствах.

В то же время, вместе с независимостью возобладало новое отношение к традиционному праву. В традиционном образе жизни не все необходимо отвергать. В частности, солидарность между членами группы является тем позитивным элементом, который следует сохранить.

И все-таки я пришла к выводу, что ЮАР относится к системе обычного (традиционного) права, где форма регламентации общественных отношений, основана на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев).

В заключение следует сказать, что хотя страны Африки в какой-то мере и заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах.

Список используемого материала.

1. Саидов А.Х. «Основные правовые системы современности» - Москва., 2003.

2. Решетников Ф.М. «Правовые системы стран мира» - Москва, 1993.

3. Материал из Интернет:

-- с сайта Правотека.ру

-- с сайта Википедия.ру

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий