Смекни!
smekni.com

по Международному праву 2 (стр. 2 из 2)

Деятельность Суда в системе институциональных звеньев Европейской Конвенции о защите прав человека характеризуется следующими качественными моментами:

– инициатором возможного рассмотрения дела в Суде о нарушении прав человека и основных свобод выступает непосредственно человек, находящийся под юрисдикцией одного из государств – участников Конвенции;

– система защиты прав человека и основных свобод, предусмотренная Конвенцией, является по своей природе субсидиарной, т.е. вспомогательной, что нашло свое выражение в установленном ею процессуальном правиле (ст. 26): лицо может подавать жалобу о нарушении его прав, лишь исчерпав все доступные внутригосударственные средства правовой защиты. Из этого следует, что защиту прав человека должны обеспечивать, прежде всего, национальные суды, которые обязаны признавать принципы и нормы Конвенции в качестве приоритетной основы своей деятельности.

В нашей ситуации дело С.И. Папанешвили еще не рассматривала надзорная инстанция. Гр. С.И. Папанешвили должен дождаться ее решения. Если ответ для С.И. Папанешвили будет отрицательный, т.е. все средства внутригосударственной защиты будут исчерпаны, то тогда он имеет право обратиться в Европейский суд по правам человека.

Вопрос 4.

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) представляет собой находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему район, в котором прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения живых и минеральных ресурсов, а также юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских исследований и охраны морской среды. Ширина ИЭЗ не может превышать 200 миль. В ИЭЗ все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются свободой судоходства и пролета воздушных судов, прокладки кабелей и трубопроводов и другими узаконенными в международном порядке видами использования моря.

На 1 января 2002 г. более 100 стран установили ИЭЗ шириной до 200 миль.

Прибрежное государство обладает в этой зоне суверенными правами по управлению рыболовством. Оно обязано содействовать оптимальному использованию всех живых ресурсов. С этой целью прибрежное государство ежегодно определяет свои возможности в отношении вылова живых ресурсов. Если оно не может освоить всего оптимально допустимого улова, оно обязано предоставить рыбакам других государств доступ к излишкам допустимого улова на основе межправительственных соглашений. Предоставляя иностранным рыболовным судам доступ в ИЭЗ, прибрежное государство принимает во внимание соответствующие факторы, в частности значение живых ресурсов данного района для экономики заинтересованного государства, потребности развивающихся стран данного района в вылове излишков оптимально допустимого улова. Прибрежное государство обязано учитывать традиционные исторические права государств, граждане которых длительное время вели промысел в данной зоне или предприняли значительные усилия по исследованию и выявлению запасов рыб.

Законодательство прибрежных государств предусматривает порядок выдачи разрешений на ведение промысла, использование промысловых судов и оборудования, в том числе взимание сборов и другие формы оплаты.

В национальных правилах рыболовства определяются виды промысловых рыб, устанавливается квота вылова конкретных видов или объем вылова каждого судна в течение определенного времени.

Правилами устанавливаются сезон и районы промысла, а также определяются разрешенные для использования в зоне виды орудий лова и типы промысловых судов.

Прибрежное государство устанавливает порядок предоставления иностранными рыбаками сведений об объеме выловленной рыбы и другие процедуры обеспечения выполнения законодательства, касающегося режима рыболовства в ИЭЗ.

Промысел далеко мигрирующих рыб в ИЭЗ обычно регламентируется соответствующими международными соглашениями. Вылов анадромных видов рыб в зонах национальной юрисдикции осуществляется на основе специального соглашения, заключенного между прибрежными государствами и государством происхождения запасов проходных видов рыб.

Пограничный корабль РФ не вправе осуществлять преследование такого судна в исключительной экономической зоне.

В п. 1 ст. 58 Морской Конвенции отмечено, что отмеченные выше свободы являются свободами открытого моря. В п. 2 ст. 58, кроме того, определено, что в исключительной экономической зоне полностью применяются ст. 88–115 части VII Конвенции 1982 года, озаглавленной «Открытое море». К исключительной экономической зоне применяется положение ст. 89, которое гласит: «Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету». Из сказанного выше следует, что исключительная экономическая зона за изъятием конкретных прав и обязанностей, признанных за прибрежным государством, осталась в остальных отношениях открытым морем. Положения же, относящиеся к ресурсным правам прибрежного государства в исключительной экономической зоне, выходят за рамки традиционного понятия «открытое море».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 04 января 1999 г. №4-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. Ст. 231

2. Международное право: Учебник / Отв. ред. Е.Т. Усенко, Г.Г. Шинкарецкая. М., 2003

3. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 1999

4. Международное публичное право: Учебник / Отв. ред. К.А. Бекяшев. М., 2005

5. Шевцов В.С. Права человека и государство в Российской Федерации. М., 2002