Смекни!
smekni.com

Теория адвокатуры (стр. 2 из 2)

Адвокат правилами профессии не освобождается от тяжелого груза нравственной ответственности за принимаемые решения. Основой нравственного выбора адвоката являются господствующие нравственные доминанты того общества, представителем которого он является как правозащитник.

Прибавление. Проблема нравственного выбора охватывает решение адвоката на оказание юридической помощи. Однако в силу закона каждый адвокат может быть назначен абсолютно помимо его воли и независимо от его нравственных установок на участие в уголовном процессе. Таково условие социального договора гражданского общества и государства. Хотя по общему правилу адвокат обязан оказать юридическую помощь любому в ней нуждающемуся (степень нужды определяет обратившийся за помощью, а не адвокат), существует давний хрестоматийный спор о принятии «заведомо неправых дел» в гражданском споре. Дискуссия по этому вопросу развернулась в российской присяжной адвокатуре между графом Григорием Аветовичем Джаншиевым и адвокатом Даниилом Иосафатовичем Невядомским (30).
Граф Джаншиев был сторонник недопустимости принятия адвокатом защиты «неправых дел», то есть органичения свободы адвоката в выборе дел. Адвокат Невядомский придерживался взгляда, что адвокат обязан защищать интересы любого обратившегося к нему лица, заведомо не входя в оценку спора как «неправого дела».
В своих доводах Джаншиев противопоставлял интересы частные, которые защищал адвокат, и интересы общества. Граф считал, что честный адвокат должен видеть назначение своей профессии не в исключительном обделывании своих делишек, а в посильном служении общественным интересам; адвокат, который именем закона отстаивает заведомо несправедливые требования, подлежит ответственности, поскольку никакой нравственности гражданского права не существует, нравственность одна. Таков был вывод графа.
Адвокат Невядомский, напротив, считал, что вопрос о выборе дел имеет громадное практическое значение и непосредственный интерес для адвокатуры, и выход может быть только один: предоставить адвокату полную, ни от кого не зависящую свободу в определении того, право или не право данное дело; поскольку адвокат должен руководствоваться исключительно своими субъективными воззрениями и на правовой и на этический элементы дела, и раз у него сложилось убеждение, что дело это может быть принято им, никто не вправе входить в проверку этого убеждения. Ибо каждый член общества, вдруг нуждаясь в помощи адвоката, не должен услышать от адвоката в ответ нравоучительную проповедь.
Московский Совет присяжных поверенных и Московская судебная палата по дисциплинарному делу присяжного поверенного склонились к теоретической позиции графа Джаншиева. Однако Сенат отменил указанные решения и выразил теоретическую позицию адвоката Невядомского, поскольку на обязанности адвоката не может быть возложено разыскание нравственной чистоты дела, ибо критерий индивидуальной нравственности слишком неуловим и понимается всяким по-своему. Позиция Правительствующего Сената бесспорна и по сей день.

Прибавление. К проблеме нравственного выбора относится свобода адвоката на формирование правовой позиции по делу и тактики защиты, в частности на выбор доказательств в обоснование доводов защиты. В таких вопросах, носящих строго профессиональный характер, адвокат не должен быть подчинен мнению подзащитного, который весьма легко подвержен всякого рода непрофессиональному влиянию. В противном случае соглашение об оказании юридической помощи должно быть расторгнуто. Крайне недопустимо законодательно закреплять зависимость адвоката от доверителя, как нельзя ставить врача в зависимость от пациента.

В обыденном понимании адвокатская деятельность, при всем многообразии ее форм, представляет собой исполнение особой публичной функции по оказанию юридической помощи гражданам и организациям. Единственным субъектом, ее оказывающим, является адвокат. Поэтому свобода адвоката и независимость адвокатской деятельности, адвокатуры, являются понятиями сопряженными.

Примечание. С необходимой полнотой тема соотношения свободы и независимости освещена в работах адвоката Николая Владимировича Андрианова. Его работы достаточно точно соответствуют каноническим принципам адвокатуры.