Смекни!
smekni.com

Преступления в сфере обращения ценных бумаг. Вексельное мошенничество (стр. 3 из 3)

При этом должно учитываться то обстоятельство, что в соответствии со ст. 144 ГК

РФ вексель как ценная бумага очень формализован и несоответствие предъявляемых к

нему требований по форме и реквизитам влечет его ничтожность со всеми вытекающими последствиями. В специальной литературе это именуется «вексельной строгостью». Как мошенничество (при наличии умысла на хищение) следует квалифицировать заведомо неправильное оформление векселей, не позволяющее их своевременно опротестовывать и получать по ним средства:

– отсутствие наименования «вексель» в тексте документа;

– написание слова «вексель» на иностранном языке, когда сам текст документа

составлен на русском языке;

– отсутствие даты составления векселя и подписи векселедателя;

– отсутствие предложения (обещания) уплатить определенную сумму (т.е. того, что

определяет само понятие векселя) и т.д.

Связано это с тем, что вексель с неправильно указанным каким – либо реквизитом

превращается в документ, лишенный признаков данной ценной бумаги.

2) Векселя несуществующих эмитентов

Так же, как мошенничество должно быть квалифицированно изготовление

векселей несуществующих эмитентов. В этой ситуации в обмен на имущество и денежные средства передается долговое обязательство организации, которая или никогда не существовала, или ликвидирована. Как правило, в такой схеме главное это звучное наименование эмитента, которому преступники стремятся придать сходство с известными брендами: «Энергогаз», «Юганск – Инвест» и т.д.

Примечательно, что в середине 90 – х годов были созданы организации, которые ничем более не занимались, кроме выпуска векселей. Эти векселя использовались покупателями для раздувания активов в балансе, поэтому их так и называли балансовыми. Они до сих пор ходят по стране, поскольку отличительными признаками таких «ценных» бумаг помимо громадного номинала является длительный срок их погашения – их выписывали на 10 – 15 лет.

3) Поддельные авали

Порой преступники стремятся подделать не сам вексель, а проставленное на нем вексельное поручительство (аваль). Если даже на сомнительном векселе стоит внушающий уважение аваль (например, Сбербанка РФ), ликвидность его существенно повышается.

Проверить факт его проставления у авалиста довольно сложно. Отличительными признаками подобных векселей является, во – первых, большой номинал, а во – вторых, – явное несоответствие между скромным деловым статусом векселедателя и громким именем авалиста. В описанной ситуации преступник злоупотребляет доверием лица, которому он желает сбыть вексель, т.е. совершает мошенничество.

Распространено совершение преступлений путем подделки индоссамента, что

приводит к неправомерности действий участников вексельного обращения. Лицевая сторона таких векселей, как правило, составлена и заполнена с соблюдением всех предусмотренных законодательством норм, зато на обратной стороне отсутствуют или неправильно записаны реквизиты предполагаемых индоссантов, что делает передаточные надписи (индоссаменты) недействительными. Векселя, в которых индоссаменты недействительны, не могут быть признаны ценной бумагой, так как в силу своих юридических и физических свойств не могут быть переданы от одного лица к другому (т.е. не обладают свойством передаваемости).

Так, например, Спирина совместно с Быковым в г. Грязи Липецкой области организовала преступную группу с целью завладения имуществом АООТ «Плавицкий ферментный завод», расположенного в Добринском районе Липецкой области, путем использования поддельных векселя и других документов от имени несуществующего ЗАО «Воланд» (г.Воронеж). Целью преступников было получить на заводе продукцию (спирт), «оплатив» ее поддельным векселем. Спирина и Быков приобрели в г. Москве несостоятельный и неакцептованный, неавалированный переводной вексель Финансово-эенергетического союза Министерства топлива и энергетики на сумму 1000000000 рублей, алонже которого имело прерванный индоссамент. На этом векселе сообщники сделали индоссамент, в котором индоссантом указали несуществующее ЗАО «Воланд», а индоссатом – АООТ «Плавицкий ферментный завод». Для оформления векселя Быков заранее приобрел в Воронеже у бывшего директора ООО «Дионис» Яковлева В.В. клише круглой печати несуществующего ЗАО «Воланд».

Указанный вексель был предъявлен в бухгалтерию АООТ «Плавицкий ферментный завод» в оплату полученного на заводе спирта вместе с актом приемки-передачи векселя, в котором подписи от имени директора несуществующего ЗАО «Воланд» и директора АООТ «Плавицкий ферментный завод» выполнены неустановленными следствием лицами.

Поэтому в целях установления факта вексельного фальшивомонетничества

правоприменитель должен установить не только соответствие формы, цвета и наличие необходимых реквизитов векселя (в зависимости от того простой он или переводной), но и их подлинность, т.е. существование в реальности (например, сведений указанных в индоссаменте о векселедержателе, трассате). Последнее, является важным, т.к. установление их ложности позволяет вести речь о мошенничестве, а не о вексельном

фальшивомонетничестве.


Заключение

Следует признать, что вексель был и остается одним из самых простых инструментов привлечения средств и работы с задолженностью. Отсюда и неугасающий интерес к нему со стороны недобросовестных участников рынка.

Предусмотреть все возможные схемы мошенничества при работе с векселями, разумеется, нельзя. Но всё же существуют некие общие требования к построению системы безопасности в сфере вексельного обращения .

В основе обеспечения безопасности вексельного обращения лежат точное знание и тщательное выполнение положений вексельного законодательства, надлежащая организация системы внутреннего учета векселей и связанного с ними документооборота, а также изучение платежеспособности и добросовестности предполагаемых партнеров по вексельной сделке.

Одним из важнейших элементов системы безопасности является обеспечение надежности персонала на участке вексельного обращения. Лица, работающие с векселями, тщательно отбираются и проверяются кадровыми подразделениями организаций по соответствующим методикам, включающим набор требований к деловым и личным характеристикам работников.

Они дают обязательство строго соблюдать правила совершения вексельных операций и хранения векселей; не разглашать сведения о технологии вексельных операций, организации хранения векселей, их отправке, перевозке, охране, мерах защиты хранилища.

Указанные специальные обязательства работников разрабатываются с учетом специфики выполняемых ими трудовых обязанностей, правил обращения с материальными ценностями, стандартов профессиональной деятельности в кредитных и иных организациях.

В целях предупреждения ошибок и злоупотреблений процесс работы с векселями следует детально регламентировать. Для этого надо принять соответствующую инструкцию, предусматривающую меры защиты от просчетов правового характера, способы технологической и физической защиты от преступных посягательств в сфере вексельного обращения.

Инструкция должна содержать правила выпуска, хранения и обращения векселей (в том числе технологию выдачи, приема, предъявления к оплате, доставки/пересылки векселя адресату за пределами организации: контрагенту, банку, нотариусу, суду, эксперту и т. д.), порядок сдачи ценных бумаг в архив после погашения, уничтожения погашенных векселей с истекшим сроком хранения, а также технологию периодической проверки наличия векселей на всех этапах их обработки и хранения.

Кроме того, следует установить (с приемлемой степенью детализации) обязанность и способы применения соответствующих приемов защиты векселей от подделок и выявления подделок с использованием средств и методов, разработанных в рамках криминалистики), а также требования по защите хранилища векселей. Весьма ценными при разработке указанной инструкции являются рекомендации, содержащиеся в стандартах АУВЕР

Список литературы

1. Шумилова И.И. «Преступления в сфере вексельного обращения: криминалистическая характеристика и меры предупреждения». М.: Из-ль 2006.

2. В.А. Гамза , И.Б. Ткачук «Преступления в кредитно-финансовой сфере. Меры предупреждения и защиты.» М. 2007

3. Ж. «Рынок ценных бумаг» , 2010 г. № 8, стр. 42-45

4. Ж. « Хозяйство и право» 2006 г. № 1, стр. 54 – 59

5. www. Ocenchik.ru

6. www.rcb.ru

7. Белов В.А. Вексельное законодательство России с.67

8. Постановление ФАС ЗСО от 23.02.99 года № Ф04/330-35/А45-99; Информационное письмо ВАС РФ от 25 июля 1997 года №8

9. КОНВЕНЦИЯ О ЕДИНООБРАЗНОМ ЗАКОНЕ О ПЕРЕВОДНОМ И ПРОСТОМ ВЕКСЕЛЕ» , заключена в Женеве 7 июня 1930 г . и вступила в силу для СССР 25 ноября 1936 г . ( «Собрание Законов» , 1937 г . , Отд . II, № 18, ст . 108);

10. «КОНВЕНЦИЯ , ИМЕЮЩАЯ ЦЕЛЬЮ РАЗРЕШЕНИЕ НЕКОТОРЫХ КОЛЛИЗИЙ ЗАКОНОВ О ПЕРЕВОДНЫХ И ПРОСТЫХ ВЕКСЕЛЯХ» , заключена в Женеве 7 июня 1930 г . и вступила в силу для СССР 25 ноября 1936 г . ( «Собрание Законов» , 1937., Отд . II, № 18, ст . 109);

11. «КОНВЕНЦИЯ О ГЕРБОВОМ СБОРЕ В ОТНОШЕНИИ ПЕРЕВОДНЫХ И ПРОСТЫХ ВЕКСЕЛЕЙ» , заключена в Женеве 7 июня 1930 г . и вступила в силу для СССР 25 ноября 1936 г . ( «Собрание Законов» , 1937 г . , Отд . II, № 18, ст . 110);

12. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦИК И СНК СССР «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕРЕВОДНОМ И ПРОСТОМ ВЕКСЕЛЕ» , принято 7 августа 1937 г . № 104/1341 ( СЗ СССР , 1937 г ., № 52, ст . 221);

13. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ПЕРЕВОДНОМ И ПРОСТОМ ВЕКСЕЛЕ» № 48 – ФЗ от 11 марта 1997 г .


[1] Белов В.А. Вексельное законодательство России с.67

[2] Постановление ФАС ЗСО от 23.02.99 года № Ф04/330-35/А45-99; Информационное письмо ВАС РФ от 25 июля 1997 года №8