Смекни!
smekni.com

Виды соучастников,основания и пределы их уголовной ответственности (стр. 3 из 6)

Ошибочной была квалификация действий Н. и Т. как убийства по предварительному сговору группой лиц, поскольку они сами не участвовали в лишении жизни жены Н. Наняв за деньги исполнителя убийства, Н. и Т. обманным путем вывезли потерпевшую в лес, где М. шнуром задушил ее. Н. и Т. были организаторами преступления .[4]

Объективную сторону действий организатора составляют четыре вида общественно опасного поведения: а) организация конкретного преступления; б) руководство соучастниками в ходе совершения преступления; в) создание организованной группы или преступного сообщества; г) руководство организованной группой или преступным сообществом.

Субъективную сторону действий организатора характеризует только прямой умысел. Он сознает, что организует других соучастников, объединяет их усилия на совершение преступления, создает группу или сообщество, предвидит наступление единого преступного результата и желает его наступления. При этом вовсе не обязательно, чтобы организатор знал всех соучастников или нес ответственность за все действия, совершенные лицами, входящими в преступную группу. Порой знание всех соучастников решительно невозможно из-за огромного количества. Например в массовых беспорядках может участвовать несколько тысяч человек. Организатору вовсе не обязательно знать всех, но важно знать общую направленность действий толпы. Мотивы и цели организатора и других соучастников могут совпадать, но могут быть и различными. Но это на квалификацию не влияет.

Если отдельные члены группы совершают преступления, которые не планировались организатором, не входили в его умысел, он не может нести ответственность за такие «инициативные» преступления.

Действия организатора подлежат квалификации по статье, предусматривающей наказание за совершенное исполнителем преступление со ссылкой на ст. 33 УК РФ. Если организатор одновременно выполнял конкретные деяния, входящие в объективную сторону преступления, то ссылки на ст. 33 УК не требуется.

2.3 Подстрекатель

Действия подстрекателя в ч. 4 ст. 33 УК РФ описаны как склонение другого лица к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.

Не могут рассматриваться как подстрекательство высказывания общего характера о желательности совершения общественно опасного деяния, восхваление или поощрение антиобщественных поступков, преступных наклонностей отдельных людей, так как они не связаны со склонением к непосредственному совершению конкретного преступления.

Объективные признаки подстрекателя характеризуются действиями, направленными на склонение к совершению преступления. Подстрекатель возбуждает у исполнителя, а равно и у пособника решимость совершить преступление, является его инициатором. Поведение подстрекателя целенаправленно. Подстрекатель является интеллектуальным соучастником, который сам не принимает непосредственного участия в совершении преступления, его старания направлены на склонение лица совершить определенное, а не вообще преступление.

В тех случаях, когда подстрекатель принимает непосредственное участие в совершении преступления, он привлекается к ответственности как соисполнитель, а его предшествующая деятельность по возбуждению желания на совершение преступления учитывается судом в качестве обстоятельства, отягчающего наказание.

По своим объективным признакам подстрекатель ближе всего к организатору. Чтобы отграничить подстрекателя от организатора, следует помнить, что именно подстрекатель обычно склоняет исполнителя совершить преступление. Организатор же «работает» с лицами, решившимися совершить преступление, и направляет, корректирует их дальнейшее поведение.

Субъективная сторона подстрекательства характеризуется наличием прямого умысла. Виновный сознает, что своими действиями возбуждает решимость у другого лица совершить преступление, активно направляет волю к достижению этой цели, желая совершения конкретного преступления.

Прямой умысел, с которым действует подстрекатель, может быть неопределенным, что допускает склонение другого лица к совершению преступления, которое может повлечь последствия различной тяжести. Например, склонение к причинению удара, который может вызвать разнообразные последствия, и даже смерть потерпевшего, должно квалифицироваться в зависимости от реально наступивших вредных последствий.

Мотивы поведения подстрекателя для привлечения его к ответственности значения не имеют. Поэтому он отвечает и при провокации преступления, т.е. когда он подстрекает лицо не с целью совершения им преступления, а для привлечения этого лица к ответственности.

Подстрекательство в силу повышенной общественной опасности иногда выделяется в отдельный состав как оконченное преступление. Так, под склонением к потреблению наркотических средств или психотропных веществ как разновидностью подстрекательства имеются в виду любые умышленные действия, направленные на возбуждение у другого лица желания к их потреблению (уговоры, предложения, дача совета), а также обман, психическое или физическое насилие, ограничение свободы и другие действия с целью принуждения к приему наркотических средств или психотропных веществ лица, на которое оказывается воздействие. Если подстрекатель при склонении еще и сбывал наркотики или оказывал помощь в их хищении либо вымогательстве, приобретении, хранении, изготовлении, переработке, перевозке или пересылке, его действия образуют совокупность преступлений, предусмотренных ст. 228.1 или ст. 229 и ст. 230 УК .[5]

Цели, преследуемые подстрекателем, могут не совпадать с теми целями преступления, которые он внушает подстрекаемому. Точно так же могут не совпадать и мотивы преступления. Квалификация содеянного подстрекателем в таких случаях будет зависеть прежде всего от целей и мотивов, которыми руководствовался исполнитель преступления. Если мотив или цель являются обязательными элементами состава преступления, то этому подстрекателю вменяется в ответственность и его собственная мотивация. Например, если подстрекатель, исходя из мотивов кровной мести, склонил за деньги другое лицо совершить убийство, то он отвечает по двум признакам ч. 2 ст. 105 УК - п. «з» и «л», а исполнитель - по признаку п. «з» той же статьи. В тех случаях, когда мотив и цель не являются обязательными признаками состава преступления, собственные мотивы и цели подстрекателя будут учитываться при назначении наказания.

Подстрекатель должен отвечать за оконченное преступление, если преступление будет исполнителем выполнено. Покушение исполнителя на преступление влечет за собой оценку действий подстрекателя так же, как покушения, несмотря на то, что свои действия он может полностью выполнить. В некоторых случаях действия подстрекателя по склонению кого-либо к совершению преступления в силу разных причин, но по не зависящим от него обстоятельствам, оказываются безуспешными.

Такое неудавшееся подстрекательство (покушение на подстрекательство) в уголовном праве рассматривается как создание условий для совершения преступления и поэтому квалифицируется как приготовление к преступлению. От организатора подстрекатель отличается тем, что он не планирует совершение преступления и не руководит его подготовкой или совершением. В тех случаях, когда лицо не только склонило другое лицо к совершению преступления, но впоследствии выполнило и организационные действия, действия соучастника следует оценивать как организационные, поскольку по своей сути они являются более опасными, нежели подстрекательские.

2.4 Пособник

В ч. 5 ст. 33 УК РФ сказано, что пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

Перечень способов пособничества, содержащийся в ч. 5 ст. 33 УК РФ, является исчерпывающим. Высказанное в отдельных работах мнение о том, что он примерный, не соответствует закону.

Согласно ч. 1 ст. 14 УК РФ «преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания». Поэтому то или иное действие или бездействие, которое прямо не запрещено уголовным законом не может быть признано преступным.

Пособник – обычно наименее опасный из соучастников. Его действия носят вспомогательный характер, менее активны, чем действия других соучастников. Доля пособников в общем количестве соучастников, согласно исследованиям, невелика. По одним данным, она составляет 7%, по другим – 2,5%, по третьим – 2%.

Изучение судебной практики свидетельствует о том, что этот вид соучастника часто встречается в соучастии с распределением ролей. Деятельность этого соучастника, как правило, менее опасна по сравнению с деятельностью других соучастников.

Пособник менее активен, он не руководит преступной деятельностью, не выполняет объективной стороны преступления, не склоняет других к совершению преступления. Безусловно, степень выраженности пособничества может быть различна, что должно найти отражение в квалификации содеянного и в решении вопроса об индивидуализации ответственности.

Иногда пособничество выражается в действиях, которые образуют признаки самостоятельного состава преступления, например, приобретение и передача исполнителю оружия для совершения убийства. В таких случаях содеянное должно квалифицироваться по совокупности как самостоятельное преступление и соучастие в другом преступлении.