Смекни!
smekni.com

Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием 2 (стр. 1 из 5)

План

Введение……………………………………………………………………2 стр.

Исторические предпосылки освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием ………………………………….............5 стр.

Основания и условия и условия освобождения от уголовной ответственности по ч. 1 ст. 75 УК РФ……………………………….....10 стр.

Содержание деятельного раскаяния……………………………...........22 стр.

Заключение………………………….…………………………...............23 стр.

Список литературы……………………………………………..………...26 стр.

Введение.

Уровень преступности в современной России имеет стабильную тенденцию к росту. Уголовная статистика главным образом оперирует данными о тяжких и особо тяжких преступлениях. Между тем зачастую совершение преступлений небольшой или средней тяжести является « первым шагом » в преступной деятельности лица. Удельный вес преступлений небольшой и средней тяжести в 2000 - 2001 гг. в России составил более 40% от общего числа зарегистрированных преступлений. Кризисные процессы, происходящие в обществе, способствуют росту не только организованной, коррупционной преступности, преступности, связанной с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, терроризма, но и других преступлений , относимых к категориям небольшой и средней тяжести. Поэтому своевременное реагирование на все виды преступлений органов, ведущих борьбу с преступностью, и принятие адекватных мер противодействия ей являются основными задачами их деятельности. Вместе с тем известно, что только мерами ужесточения ответственности и наказания невозможно снизить уровень преступлений и обеспечить максимальную раскрываемость.

Идеи гуманизма и справедливости приобретают в настоящее время характер тенденции уголовно - правовой политики и находят свое отражение в уголовном законодательстве в процессе дифференциации уголовной ответственности и индивидуализации наказания. С одной стороны, это воплощается в ужесточении уголовной репрессии путем установления строгих санкций за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, с другой - в гуманизации уголовного законодательства путем закрепления возможности освобождения от уголовной ответственности и наказания в случае совершения лицами впервые преступлений небольшой тяжести.

В науке и законотворчестве наблюдается активизация поисков

альтернативных форм разрешения уголовно-правовых конфликтов путем

стимулирования к добровольным действиям виновного по минимизации им причиненного вреда и расширения поощрительных мер воздействия на его посткриминальное поведение. Это обстоятельство делает целесообразным исследование системы действующего уголовного законодательства с точки зрения уяснения его предупредительного потенциала и реализации профилактических возможностей, которые проявляются в том числе, и в применении института деятельного раскаяния. Человек, попавший в сферу влияния уголовного закона и вступивший с ним в конфликт, должен иметь возможность при соблюдении ряда условий в любой момент выйти из этого конфликта. Законодатель стремится реализовать реализовать идеи возрождения личности, ее ресоциализации с применением минимальных усилий правоохранительных органов. В уголовный кодекс Российской Федерации внесен ряд новых не встречающихся ранее в законодательной практике, положений об ответственности при деятельном раскаянии лица; примечания к статьям Особенной части УК РФ подвергались существенным изменениям, круг их значительно расширен. На законодательном уровне разрешены некоторые дискуссионные вопросы относительно понятия и правовых последствий деятельного раскаяния, простого и фиксированного снижения наказания при явке с повинной и другие.

Вместе с тем до настоящего времени остаются неразрешенными некоторые проблемы института деятельного раскаяния, отдельные из них получили противоречивое толкование и требует не только дальнейшего изучения, но и поиска новых подходов к устранению отмеченных противоречий. К таким проблемным вопросам, относятся: несовершенство законодательной регламентации института, выражающееся в неиспользовании зарубежного опыта в регламентации деятельного раскаяния; отсутствие четких критериев деятельного раскаяния и системного подхода к указанному институту; неразработанность критериев определение эффективности применения норм об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Недостаточная исследованность норм о деятельном раскаянии ( в силу их новизны) и отсутствие устоявшейся практики применения этих норм порождают определенные сложности при разрешении конкретных уголовных дел в судебной практике.

1.Исторические предпосылки освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.

Изучение отечественного уголовного права и уголовного законодательства показывает, что главным предметом их исследования и правового регулирования являлись в основном вопросы преступления и наказания.

Однако в борьбе с преступлениями важная роль отводилась не только" санкциям, мерам уголовного наказания, но нередко и поощрительным нормам, к которым относится институт деятельного раскаяния в совершенном преступлении.

Свод законов Российский империи 1832 г. (том XV, ст. 128) и Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (ст.ст. 104,134,135,153,319-324,558, 573,1663 и др.) указывали на значительное снижение наказания явившимся с повинной, раскаявшимся преступникам, когда в результате та его поведения создавалась возможность предупредить вредные последствия[1].

Согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных в числе мер, определяющих размер наказания за совершенное преступление, отмечались и обстоятельства, уменьшающие вину преступника[2].

К обстоятельствам, уменьшающим вину, согласно ст. 134 Уложения относились и мотивы и побуждения, вызвавшие преступную деятельность: глупость, легкомыслие, слабоумие и крайнее невежество, которыми вос­пользовались другие для вовлечения виновного в преступление; сильное раздражение, вызванное обидами или другими поступками потерпевшего; вовлечение в преступление убеждениями, приказами или дурным примером людей, имевших над ним по природе или по закону высшую сильную власть;

крайность и совершенно неимение средств к пропитанию и работе. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных предусматривало и случаи полного освобождена от наказания. Например, при совершении фальшивомонетничества, подделки государственных кредитных бумаг, если участники преступления явятся благовременно с раскаянием и повинною в своем преступлении к суду или начальству, откроют правительству о своих соумышленниках и дадут средство обнаружить и пресечь их преступные действия, то они освобождаются от всякого наказания и их имена сохраняются в тайне.

Устав Уголовного судопроизводства 1864 года содержал отдельные признаки деятельного раскаяния (ст.ст. 297, 310) и предусматривал при наличии смягчение наказания (ст.ст. 774, 775)[3]. Согласно Уставу Уголовного судопроизводства при наличии предусмотренных законом обстоятельств, уменьшающих вину подсудимого, суду предоставлялось право смягчать наказание одной или двумя степенями, переходя притом и к ближайшему низшему роду наказаний. Устав о наказаниях налагаемых мировыми судьями 1864 года в качестве обстоятельств, уменьшающих вину подсудимого, предусматривал признание и чистосердечное раскаяние, добровольное, до вынесения приговора, вознаграждение понесшего вред или убыток (ст. 13). Перечень таких обстоятельств не являлся исчерпывающим, и применялся он не автоматически, а по усмотрению суда[4].

По Уголовному уложению 1903 г. (ст.ст. 574, 581,591) снижалось наказание при возмещении ущерба применительно к присвоению, неквалифицированному замены наказаний при наличии уменьшающих вину обстоятельств, заслуживающих снисхождения, посвящено шестое отделение Уголовного уложения (ст.ст.53-59).

Первыми декретами и постановлениями Правительства России 1918,1921 гг. устанавливалась ненаказуемость взяткодателей и посредников во взяточничестве, если они своевременно заявят о вымогательстве взятки и окажут помощь в раскрытии преступления.

Постановлением Совета рабочей и крестьянской обороны 25 декабря 1918 г. «О дезертирстве» дезертиры, которые в течение двухнедельного срока со дня опубликования особого приказа добровольно явятся в распоряжение военных властей, освобождались от наказаний.

Постановлением Совета рабочей и крестьянской обороны 3 июня 1919 г, «О мерах по искоренению дезертирства» предоставлялась возможнорть всем уклонившимся от мобилизации и дезертировавшим из армии загладить свое преступление добровольной явкой в ближайший комиссариат по военным делам. Явившиеся добровольно в течении 7 дней со дня опубликования указанного постановления освобождались от суда и наказания за уклонение от мобилизации и дезертирство, а не явившиеся в течение этого срока объявлялись предателями и врагами народа и приговаривались к строгим наказаниям вплоть до расстрела.

Декретом СНК 17 Октября 1921г. «О порядке реквизиции и конфискаций имущества частных лиц и обществ» лица, добровольно сдавшие в установленные сроки подлежащие реквизиции или конфискации предметы или имущество, освобождались от уголовной ответственности.

В соответствии с УК РСФСР 1922 г. (ст.ст. 85, 114) при наличии смягчающих обстоятельств снижалось наказание от двух до трех лет лишения свободы за подделку денежных знаков и других государственных

документов, за организацию и участие в бандах и организуемых бандами разбойных нападениях и ограблениях[5].

Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденными Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г., было предусмотрено (ст.ст. 32, 33), что при назначении наказания суд должен учитывать помимо других обстоятельство в дела и обстоятельства, смягчающие ответственность. К таким, в частности, были отнесены чистосердечное раскаяние или явка с повинной, предотвращение виновным вредных последствий совершенною преступления или добровольное возмещение натронного ущерба или устранение причиненного вреда и др.