Смекни!
smekni.com

Правовое государство сущность и основные черты 6 (стр. 1 из 4)

Юридический факультет

Кафедра Теории и истории государства и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Теория государства и права»

ТЕМА: «ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ».

г. Хабаровск

2008г.

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3

ГЛАВА I ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………4

1.1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА………………………4

1.2. СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ………………………………………………………………….9

1.3. ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВОВОГО ЗАКОНА………………………12

1.4. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ПАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ…………………………………………………………………14

ГЛАВА II ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ………………………………………………17

ГЛАВА III ПРАКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ…………………………………………………...21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….23

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..25

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы правового государства всегда привлекали внимание прогрессивных мыслителей древности, ученых более позднего периода и современности.

Идеи правового государства необходимы, важны сегодня. Они позволяют высказать прогнозы о будущем развитии нашего государства. И эти прогнозы, несмотря на то, что они могут сбыться не скоро, как бы организуют настоящее, ориентируют на правильные практические действия. С точки зрения теории правового государства можно провести переоценку прошлого политико - правового опыта, оценить настоящее. Уместно заметить в этой связи, что о правовом государстве сегодня говорят многие государственные деятели, не имея достаточно четкого представления, что это такое.

При характеристике правового государства недостаточно указания на многообразие eгo opгaнoв, их перечисление. Различаются три вида государственных органов: законодательные, исполнительные и судебные.

Правовое государство отличают следующие специфические черты: демократизм, реальное осуществление народовластия; режим демократического конституционного правления; разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную; возвышение права, закона над государственной властью; ведущая роль закона в регулировании наиболее важных общественных отношений; признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина; режим строгой законности в государстве и обществе.

Возвышение права, закона над государственной властью – это и есть то, что понимается под правовым государством. Речь идет о таком значении права, что перестает быть своего рода придатком государственной власти.

ГЛАВА I ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

1.1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

Проблемы правового государства всегда привлекали внимание прогрессивных мыслителей древности, ученых более позднего периода и современности. Предпринимались попытки ответить на вопросы: «Что означает правовое государство? Каковы его основ­ные признаки, цели и назначение в обществе?»

Философы, юристы, историки, независимо от их взглядов и суждений, формировали представления о правовом государстве определяли соответствующие прогнозы.[1] Вопросы правового госу­дарства исследуются и обсуждаются в условиях нашей действительности. Такое внимание к правовому государству объясняются тем, что наше общество нуждается в более совершенной государственной организации. Это обосновывает мысль, почему и философы, и юристы, и ис­торики обратились к истокам появления этого понятия, его пер­воначальному содержанию.

Зачатки теории правового государства в виде идеи господства права и закона в жизни общества, государства, построенного на правовых основах прослеживаются в рассуждениях мыслителей Древней Греции, Рима, Китая и других стран. Так, древнегреческий философ Платон в диалогах «Государство», «законы» высказал суждение о том, что закон должен быть владыкой над правителями, тем самым подчеркивая, что в обществе не должно быть организаций или лиц, действующих независимо от закона.

Аналогичную идею обосновывал древнегреческий философ Аристотель. Он считал, что в демократическом обществе закон должен властвовать над всеми, в том числе над государством. Там, где отсутствует «власть закона», утверждал Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя.

С такими идеями мыслителей Древней Греции согласуются взгляды на государство древнеримских политических и общественных деятелей. Показательны в этом плане работы римского политического деятеля, оратора и писателя Цицерона. В произведениях «О государстве», « О законах», «Об обязанностях» он обосновал свой вывод о том, что государство есть «соединение многих людей, связанных между собой согласием, в вопросах права и сформулировал правовой принцип, согласно которому «под действием права должны подпадать все». [2]

Подобные правовые взгляды о торжестве права и закона обосновывались философами, юристами Древнего Китая. В рукописях того периода времени проводилась мысль о том, что, «в государстве должен царить порядок», страна управляется справедливостью, а не силой, насаждающей порядок.

Эстафету в развитии идей правового государства приняли мыслители последующих, особенно ХVПI – ХХ вв. Положения этой теории отражены в работах английских философов Т. Гоббса, Д. Локка, французского философа, правоведа Ш.Л. Монтескье, наших соотечественников А. Радищева, А. Герцена и др. В основных сочинениях Т. Гоббса «Левиафан», «Основы философии», проводится мысль о том, что люди путем договора объединились в государство, чтобы тем самым получить защиту со стороны закона и возможность нормальной жизни. Д. Локк, развивая идеи Т. Гоббса, выдвинул один из основополагающих принципов правового государства – положение о разделении властей на законодательную и исполнительную.

Философское обоснование идеи правового государства наиболее полно представлено в трудах выдающихся немецких философов Г.Гегеля и И. Канта.

В работах теоретиков марксизма вопрос о правовом государстве не рассматривался.

Идея правового государства в условиях современной действительности нашла значительно освещение в работах отечественных юристов, политологов и социологов. Прежде всего, признается, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны.

Речь идет о государстве, ограниченном в своих действиях правом и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.

Идеи правового государства необходимы, важны сегодня. Они позволяют высказать прогнозы о будущем развитии нашего государства. И эти прогнозы, несмотря на то, что они могут сбыться не скоро, как бы организуют настоящее, ориентируют на правильные практические действия. С точки зрения теории правового государства можно провести переоценку прошлого политико - правового опыта, оценить настоящее. Уместно заметить в этой связи, что о правовом государстве сегодня говорят многие государственные деятели, не имея достаточно четкого представления, что это такое.

Термин правовое государство состоит из 2-х частей:

- Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

- Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.

Это очень общее понятие права. Э. Кант писал: « Для юриста ответить, что такое право, так же сложно, как Логике, что такое Истина.»

В этой связи можно предложить следую­щее определение правового гocyдаpства: это такая форма организации, и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.

Правовое государство, несмотря на особенности, остается государством в подлинном смысле слова, т.е. организацией публичной власти.[3] Имеется в виду,что такое государство, обладая пуб­личной властью, выступает как официальный представитель не только правящих (управляющих), но и всех остальных слоев общества.

Правовое государство, как и любое иное, располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Для его содержания устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет.[4] Правовое государство же, как и иные государства, обладает суверенитетом. Суверенность правового государства, как и любого иного, заключается в его верховенстве по отношению ко всем гражданам, организации внутри страны и самостоятельности (независимости) государства (во вне проведения внешней политики, построение отношений с

другими государствами).[5] Названные черты следует отнести к общим, поскольку они свойственны как правовым, так и не правовым государствам. Вместе с тем правовое государство отличают следующие специфические черты:

1) демократизм, реальное осуществление народовластия:

2) режим демократического конституционного правления;

3) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную;

4) возвышение права, закона над государственной властью;

5) ведущая роль закона в регулировании наиболее важных общественных отношений;

6) признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;