Смекни!
smekni.com

Понятие и содержание авторского права (стр. 3 из 6)

Без согласия автора, путем репродуцирования

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:

1. правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;

2. отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;

3. отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий.


Права авторов произведений науки, литературы и искусства

Общие положения

Прежде чем непосредственно приступать к анализу авторских прав, следует принять к сведению, как важно специалистам по интеллектуальной собственности знать не только национальное законодательство, но и международное право. Ведь если юрист не примет нужных мер для охраны авторских прав, автор может потерять их не только по закону своей страны, но и по международному законодательству. Поэтому так важны и необходимы сейчас международные конвенции и соглашения в области охраны авторских прав.

Российское авторское право принадлежит к семье европейского континентального права и всегда, даже в советский период, развивалось в целом в рамках традиций последнего. Согласно традициям континентального европейского права новый ЗоАП четко делит права на личные неимущественные (моральные права - droit moral) и имущественные (экономические) права. Такое деление в косвенной форме признавалось и ранее действовавшим советским законодательством, в частности ГК РСФСР 1964 г. Но теперь виды и объем авторских прав существенно изменены и расширены.

Деление авторских прав на две группы является признанием, во-первых, того факта, что творческая деятельность носит сугубо личный характер, и во-вторых, необходимости предоставить обладателю прав возможность извлекать имущественную выгоду из использования произведения. Вместе с тем данное деление необходимо, чтобы обеспечить несколько отличное правовое регулирование (возможно, только охрану) каждому виду права.

Право авторства

Статья 6 bis Бернской конвенции под личными (неимущественными) правами автора, существующими независимо от его имущественных прав или даже после их отчуждения, понимает право на авторство и на воспрепятствование всякому изменению, искажению и другого рода посягательства в отношении авторской работы, которые могут быть направлены против репутации либо чести автора[3].

В Законе перечислены личные неимущественные права автора, которые принадлежат ему в отношении произведения:

право признаваться автором произведения (право авторства);

право использовать или разрешать использование произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или без обозначения имени, т.е. анонимно (право на имя);

право обнародовать или разрешать обнародовать произведения, в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Личные неимущественные права не имеют экономического содержания - в этом их основное отличие от имущественных прав. В целом личные неимущественные права во всех случаях принадлежат лишь непосредственному создателю произведения. Эти права не ограничены сроком, т.е. охраняются бессрочно. Они являются неотчуждаемыми от личности автора и не могут передаваться другим лицам. Что касается других лиц, прежде всего наследников, то они могут приобретать право лишь на защиту личных неимущественных прав, обладателем которых был умерший автор, но не на их осуществление. Право авторства, право на обнародование, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

Первым важнейшим личным неимущественным правом является право авторства, т.е. право творца быть признанным обществом в качестве автора произведения на основе факта его создания. "Право авторства - это право признаваться, считаться автором произведения"[4] и требовать признания данного факта от других лиц. Опираясь на это право, автор может требовать защиты своих интересов в случае присвоения авторства другим лицам.

Например, в Останкинском суде рассматривалось дело телекомпании о нарушении права авторства. "В одной из музыкальных программ постоянно как "некий атрибут" программы известным певцом исполнялась песня, в титрах передачи указывался не истец, а другое лицо. Автору удалось доказать свое авторство путем представления справки из РАО о регистрации текста песни в РАО. В итоге с автором было заключено мировое соглашение".

Право авторства возникает в силу создания произведения, и осуществления каких-либо формальностей не требуется, однако, как видно из примера, не мешало бы осуществлять регистрацию в РАО. Тем более что в настоящее время участились случаи, когда лица не только используют чужие материалы, но и выдают их за свои. Так, в журнале "Интеллектуальная собственность" был опубликован следующий случай. Т.Б. разместил свои материалы на сайте. Позднее им было обнаружено, что издательство "Познавательная книга плюс" выпустило в свет книгу "Реклама в Интернете", текст которой на 54% состоит из материалов, размещенных на сайте Т.Б. В качестве автора указан А. Высоткин.

Право авторства обладает также другими важными характеристиками:

право авторства может осуществляться только автором;

право авторства неотчуждаемо от личности автора (принадлежит только его создателю и неотчуждаемо);

от права авторства нельзя отказаться;

право авторства является абсолютным; прекращается в связи со смертью автора. В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны считаться.

После смерти автора авторство признается и охраняется законом, но не как субъективное право, а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите. У наследников и иных правопреемников автора имеются особые интересы в том случае, если авторство умершего автора присваивается другим лицом или приписывается другим лицам. Наконец, следует указать на то, что право авторства имеет определяющее значение для других прав автора, т.к. остальные права производны от него.

Право на имя

Следующим личным неимущественным правом является право на имя. Право на имя заключается в возможности автора использовать или разрешить использовать произведения под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (аноним). В частности, автор сам выбирает способ и полноту указания своего имени.

Избирая один из этих способов, автор реализует право на это имя. В подавляющем большинстве случаев произведения выпускаются в свет с указанием подлинного имени автора или псевдонима. В данном случае автор по-прежнему приобретает права и обязанности под своим подлинным именем, но через своего представителя, каковым является издатель.

Автор также имеет право требовать указание своего имени каждый раз при создании, в публичном исполнении, при передаче произведения в эфир, цитировании и ином использовании произведения. Таким образом, рекорд-компания или телеканал, представившие на рынок соответственно аудио- или аудиовизуальные произведения без указания имени автора, рискуют быть разоренными этим автором, т.к. разрешения на выпуск в свет произведения без указания имени он не предоставлял. И отсутствие договора с автором в этом случае будет трактоваться как доказательство в пользу претензии автора. Наконец, право на имя включает возможность требовать, чтобы имя автора (псевдоним) не искажалось при его упоминании лицами, использующими произведение. Важно отметить, что право на имя тесно связано с правом авторства. Тем не менее право на имя является самостоятельным личным правом автора, поскольку оно может быть нарушено независимо от нарушения права авторства. На практике нередки случаи, когда издатели, не отрицая авторства какого-либо лица на избранное произведение, не указывают его имени (псевдонима) либо в нарушение воли автора помещают на произведении его псевдоним вместо подлинного имени, или наоборот.

Право на обнародование и право на отзыв

Следующим личным неимущественным правомочием автора считается право на обнародование произведения или его отзыв. Право на обнародование состоит в возможности автора самому обнародовать или разрешать обнародование в любой форме. Под обнародованием понимается осуществление согласия автора, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

Таким образом, обнародование включает в себя следующие признаки: