Смекни!
smekni.com

Сущность государства общечеловеческие и классовые начала (стр. 3 из 6)

Публичная (государственная) власть. В качестве признака публичная власть раскрывает государство прежде всего как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных структур, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.

· Публичная власть – это следующий признак государства . Публичная власть особенно ярко показывает несовпадение государства и общества. При этом нисколько не снижается научная значимость понятия государства как политической формы, способа организации общества в целом. Именно данный признак фиксирует деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. Одновременно сохраняет свою научную и практическую значимость деление элементов структуры общества по имущественным, идеологическим, религиозным, половозрастным, национальным, классовым, сословным, групповым основаниям.

Деление общества на властвующих и властных, управляющих и управляемых не следует рассматривать как недостаток общества, от которых необходимо поскорее избавиться. Этот признак не подводит к тому, чтобы понимать государство только и исключительно как добро или зло. И теоретически, и практически этот признак раскрывает, насколько сложным, неоднозначным, противоречивым может быть соотношение государства и общества. Общество может испытывать доверие или недоверие к институтам публичной власти. Более того, отношение общества к власти может принять самые радикальные революционные формы. И этому история дает немало примеров. Другими словами, государство, публичная власть могут отделить себя от церкви, но никогда не сумеют отделить себя от общества. В итоге, публичная власть как признак государства называется публичной по следующим основаниям:

1. Она является предметно-институциональным воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве.

2.Публичная власть выступает и действует всегда от имени общества, народа, нации.

3.По своему назначению, целям, задачам, функциям публичная власть действует в интересах общества.

4.Публичная власть открыта и доступна обществу в той или иной форме. Например: политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения и др.

В своем содержании, институциональном составе, системе государственного аппарата, соотношении государственных органов, принципах и организации их деятельности публичная власть зависит от степени развитости государства и общества в целом, их исторического типа, конкретной стадии их исторического движения.

· Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда нужно было отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. В наше время суверенитет - обязательный признак государства. Любая страна, которая не имеет суверенитета - это колония либо доминион.

Суверенитет как признак государства - это верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам.

За последние время сложились различные теории суверенитета - доктрины "государственного суверенитета", "суверенитета народа", "суверенитета нации", "ограниченного суверенитета", "абсолютного суверенитета" вплоть до современных авангардистских теоретических версий об утрате суверенитетом в условиях глобализационных процессов своего научного и политико-практического значения.

Как признак государства суверенитет фиксирует уникальное и единственно возможное место, которое занимает государство в обществе. Он есть непосредственное выражение самостоятельности (пусть и относительной) государства по отношению к обществу в целом, составляющим его социальным классам, группам, сословиям, нациям, этносам, политическим партиям, общественным организациям, отдельной личности. Без самостоятельности, без суверенитета государство не смогло бы сколько-нибудь эффективно и даже просто реально реализовать свое назначение, свои функции. Правда, такие теоретические и политико-правовые конструкции, как "суверенитет народа", "народ - единственный источник власти", "право нации на самоопределение", "государственное образование" показывают сложную и противоречивую природу государственного суверенитета, которая реально зависит от формы правления государства, формы государственного устройства, социально-экономических, политических, национальных процессов и движений в обществе, от конкретно-исторического типа общества.

Суверенитет государства стремится быть абсолютным, т.е. неограниченным. Однако в реальной жизни он ограничивается факторами различного свойства - внешними, внутренними, объективными, субъективными. Среди них можно назвать мировую систему государств, военный захват всей территории или части территории государства другими государствами, объективные экономические законы, нравственный и духовный мир человека.

Итак, суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее властной силы, кото­рая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; б) ее преро­гативы (государственная власть может отменить, при­знать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).

· Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Госу­дарство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государ­ственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчинен­ности государства праву и формируется демократичес­кое правовое государство.

· Налоги. Именно государство устанавливает, взимает налоги, формирует или изменяет налоговую систему. Однако налоги по своей природе, прежде всего, экономический, а точнее, социально-экономический институт, который возникает в результате действий сложнейших социально-экономических механизмов и процессов. Здесь же наряду с налогами возникают и такие институты, как "деньги", "прибыль", "проценты", "заработная плата" и т.п. С такого рода оговорками налоги можно считать одним из признаков государства.

· Следующий признак- это государственный язык.

Язык как средство коммуникации, знаковая система, инструмент передачи информации рождается долгим историческим опытом данного общества, народа. Он развивается по свойственным ему логике и закономерностям, испытывая при этом на себе воздействие и со стороны общества, государства. Государство "разговаривает" с обществом на том языке, который объективно сложился и функционирует в данном обществе, народе. Государственный язык – это теоретико-практически , политико-юридически важное, но самостоятельное понятие.

Кроме названных признаков в теории выделяют формальные атрибуты, символику государства.

· К последним относят герб, гимн, флаг и столицу. Символика помогает полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогает выстроить развернутый образ государства в целом.

Таким образом, понятие государства, его характеристики конкрети­зируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Анализ призна­ков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-поли­тического института.


Глава 2. Общая характеристика теорий происхождения государства

Чтобы еще ближе подойти к вопросу о сущности государства, очень важно рассмотреть характеристику теорий происхождения государства.

Существует множество весьма разнообразных теорий, по-разному объясняющих происхождение государства, природу государственной власти, её цели и задачи, пути развития государства. Множественность таких теорий связана не только со сложностью, многосторонностью государства как социального явления, разнообразием его форм в прошлом и настоящем, но и с тем, что государство осуществляет политическую власть, его деятельность прямо затрагивает интересы различных социальных классов и групп. Связано это с разнообразием идеологических позиций. Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права а качестве специфической проблемы.

· Теологическая теория.

Одной из первых теорий происхождения государства была теологическая, объясняющая его возникновение божественной воли. Её представителями многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, идеологи ислама и современной католической церкви. Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли. В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.