Смекни!
smekni.com

История прокуратуры России 2 (стр. 4 из 7)

Фундаментальные ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная), олицетворяющие собой единую государственную власть и ее разделение, не исключают возможность существования иных функци­онально самостоятельных правовых институтов. Их на­личие определяется реальными потребностями государ­ственно-правовой жизни, необходимостью демократи­ческого контроля и "сдерживания" любой из основных ветвей власти. Актуальным в этой связи представляется развитие сформулированной в отечественной юриспру­денции концепции контрольной власти.

В российских условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы "сдержек и противовесов". Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Одновременно всей своей деятельностью прокуратура способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти; все ветви власти заин­тересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура.

Подчинение прокуратуры исполнительной либо су­дебной власти может разрушить сложившуюся в госу­дарстве систему "сдержек и противовесов", усилить опасность нарушения законов. И исполнительные ор­ганы, и судебная власть, так или иначе, применяют законы. Нарушения Конституции, федеральных зако­нов судьями, органами исполнительной власти приве­дут к тяжким последствиям. Если не иметь независимо­го от судов прокурорского надзора, то не будет механиз­ма реагирования на нарушения законов судьями, а если подчинить прокуратуру исполнительной власти, полу­чится, что последняя осуществляет надзор за исполне­нием законов представительными органами и в опреде­ленной мере судебной властью.[14]

Из содержания Конституции Российской Федера­ции следует, что прокуратура не может относиться к органам ни судебной, ни исполнительной власти. Пра­восудие в Российской Федерации осуществляется толь­ко судом (ст. 1 18 Конституции), а ст. 77 Конституции устанавливает, что федеральные органы исполнитель­ной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему ис­полнительной власти в Российской Федерации. Органы же прокуратуры, действующие на территории субъектов Российской Федерации, являются федеральными орга­нами — звеньями единой централизованной системы прокуратуры (ст. 129 Конституции).

До принятия Конституции 1993 года прокуратура была своего рода контрольным органом законодатель­ной власти, чему соответствовал порядок назначения Генерального прокурора Российской Федерации на должность, его' подотчетность только высшим законо­дательным органам. Таким образом, прокурор был ори­ентирован на сотрудничество преимущественно с одной ветвью власти — законодательной, только ей был под­контролен и только ее решения обязан был выполнять.

В настоящее время Президент, будучи главой госу­дарства, принимает на себя ответственность за состоя­ние правовой системы и правопорядка. Прокуратура должна стать важной опорой президентской власти в ее усилиях по преодолению правовой нестабильности об­щества, повышению авторитета законов и подзаконных актов.[15]


5. СТРУКТУРА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ИХ ПОСТРОЕНИЕ

В соответствии со ст. 129 Конституции и ст. I Феде­рального закона от 17 ноября 1995 г. "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Фе­дерации представляет собой единую федеральную цент­рализованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, уголовное пре­следование в соответствии с полномочиями, установ­ленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступнос­тью. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, возложенные на нее федеральными законами.

Согласно ст. 11 Федерального закона "О прокурату­ре Российской Федерации" систему российской прокуратуры составляют Генеральная прокуратура Россий­ской Федерации, прокуратуры республик в ее составе, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов и районов.

В системе прокуратуры Российской Федерации функционируют и специализированные звенья проку­рорской системы (органы Главной военной прокурату­ры, транспортные, природоохранные прокуратуры и некоторые другие). Эти прокуратуры осуществляют свою деятельность в соответствии с конституционными принципами прокурорского надзора и Законом о про­куратуре, являются составной частью централизован­ной прокурорской системы и руководствуются прика­зами и указаниями Генерального прокурора.[16]

Верхнюю ступень в иерархической лестнице систе­мы органов прокуратуры занимает Генеральная проку­ратура Российской Федерации — высшее звено проку­рорской системы.

В основе построения системы прокурорских органов лежит административное и национально-государствен­ное устройство, установленное Конституцией Россий­ской Федерации.

Система территориальных прокуратур Российской Федерации соответствует федеративному устройству России. Согласно ст. 5 Конституции Российская Феде­рация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автоном­ных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. В каждом из них имеется соответствующая прокуратура.

В прокуратурах субъектов Федерации действуют со­образно административно-территориальному делению прокуратуры городов и районов, которые непосредст­венно подчиняются соответственно прокурорам рес­публик, краев, областей, автономной области, автоном­ных округов. Для более действенного и оперативного осуществления прокурорского надзора, приближения прокурорских органов к населению и городах — столи­цах республик, краевых и областных центрах образуют­ся прокуратуры городов с подчинением им районных прокуратур.

В ряде случаев наименование прокуратур отличается определенным своеобразием, вытекающим из особен­ностей территориального деления некоторых субъектов Российской Федерации. Так, в Республике Бурятия имеются прокуратуры улусов, в Республике Тыва — прокуратуры кожуунов, а не районов.[17]

В отдельных городах отсутствует районное деление и образованы административные округа. Соответствен­но с этим образуются прокуратуры административных округов и им придается статус прокуратур городских районов.

В большинстве же субъектов Федерации имеются только прокуратуры городов и районов. Однако в ряде республик, краев, областей, автономных округов обра­зованы межрайонные прокуратуры, которые осущест­вляют надзор на территории нескольких районов.

Специфику имеет и организация органов прокурату­ры в Москве. Здесь в соответствии с Уставом города созданы муниципальные районы и административные округа. С учетом этого в столице действуют межрайон­ные прокуратуры, обеспечивающие надзор на террито­рии ряда муниципальных районов, и прокуратуры ад­министративных округов, имеющие статус прокуратур городов с районным делением. Прокуроры администра­тивных округов осуществляют руководство межрайон­ными прокурорами и непосредственно надзирают за исполнением законов на подведомственной террито­рии. Все эти прокуроры подчинены прокурору Москвы.[18]

Как уже отмечалось, в систему прокуратуры Россий­ской Федерации входят также специализированные прокуратуры. К их числу относятся военные, транс­портные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, а также прокуратуры, осущест­вляющие надзор в закрытых административно-террито­риальных образованиях и на режимных объектах.[19]

Возглавляет военные прокуратуры Главная военная прокуратура, которая на правах структурного подразде­ления входит в Генеральную прокуратуру. Главный военный прокурор является заместителем Генерального прокурора Российской Федерации. Структуру военной прокуратуры составляют: прокуратуры военных окру­гов, прокуратура Ракетных войск стратегического на­значения, прокуратура Федеральной пограничной службы Российской Федерации и прокуратуры других войск, приравненные по своему статусу к прокуратурам субъектов Российской Федерации. В структуре военной прокуратуры имеются также прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, имеющие статус прокура­тур городов и районов.

Систему транспортных прокуратур возглавляет Уп­равление по надзору за исполнением законов на транс­порте и в таможенных органах Генеральной прокурату­ры Российской Федерации. В нее входят, транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, и подчиненные им транспорт­ные прокуратуры, имеющие статус районных прокура­тур. В основном эта система создавалась применительно к сети железных дорог и других транспортных магистралей. Соответственно отделениям железных дорог дейст­вуют транспортные прокуратуры на правах районных и управлениям железных дорог — транспортные прокура­туры на правах прокуратур субъектов Федерации. В подчинении последних находятся и другие транспорт­ные прокуратуры. Так, например, Московской транс­портной прокуратуре подчинены Московская авиа­транспортная прокуратура и Московская речная проку­ратур, которые имеют статус районных.

К числу специализированных прокуратур относятся и прокуратуры войсковых частей, осуществляющие над­зор за исполнением законов в закрытых административ­но-территориальных образованиях, на особо важных объектах и в воинских формированиях ряда минис­терств и ведомств. Перечень особо режимных объектов определяется Правительством Российской Федерации.[20]