Смекни!
smekni.com

Принятие христианства и его воздействие на государственное и общественное устройство Киевского г (стр. 1 из 9)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Положение на Руси перед крещением 7

§1 Язычество на Руси 7

§2 Выбор веры. Причины принятия христианства 10

§3 Обстановка в Киевской Руси перед принятием христианства 15

Глава 2. Процесс распространения и развития христианства на Руси 18

§1 Принятие христианства в Киевской Руси 18

§2 Крещение Руси 20

§3 Становление и развитие церкви в русском государстве 24

Глава 3. Влияние христианства на государственный и общественный строй Киевской Руси; его историческое значение 26

§1 Влияние церкви на жизнь общества и становление государственности 26

§2 Церковь и право 33

§3 Историческое значение крещения Руси 38

Заключение 40

Список использованных источников и литературы 44

Введение

Каждая эпоха нуждается в своем осмыслении истории государства и права Отечества в тесной связи с мировой историей. История – это важнейший способ самоидентификации общества, средство «ориентации» людей в социальном пространстве.

Принятие христианства на Руси – историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. Оно – итог долгих и сложных экономических, социально-политических и культурных процессов, в которых Древняя Русь выступает в ее широких международных связях. Принятие христианства как научная проблема чрезвычайно сложна, и ее всесторонняя разработка требует объединенных усилий историков, религиоведов, философов, литературоведов, этнографов и искусствоведов: неоднозначен взгляд исследователей как на сам акт крещения, так и на его долговременные духовные, общественно-политические и культурные последствия.

Христианство, издавна двуединое – западное и восточное, представленное после церковного раскола 1054 г. двумя церквами – западной (католической) и восточной (православной), имеет специфику при особенностях, обусловленных отличительными чертами генезиса, распространения и утверждения его в качестве господствующей религии на Западе и Востоке. Особенности восточного и западного христианства выявляются в пределах его общего типа как мировой религии. В частности, особый интерес вызывают судьбы христианства восточного, его влияние на социокультурное развитие Руси.

Христианство возникло как мировая религия, поскольку обращалась ко всем людям безотносительно к их принадлежности, к каждому отдельному человеку, не спрашивая какого он «рода и племени», во что верует, свободный он или подневольный, то есть, к человеку, как таковому, на равных основаниях. Христианство предложило новую систему духовных ценностей и ориентаций, потеснившую идолов ради идеалов, утверждающую связь между Богом и человеком, вверявшую духовному миру человека свободу – прогресс, который был внесен христианством в духовную историю человечества. Культурное наследие (письменность, литература, изобразительные и прикладные искусства, зодчество и т. д.) – все это было тесно связано с духовным возрождением и освобождением. Христианство привнесло эпохальную смену ценностных ориентаций – прогресс в сознании свободы, дающий выход положительному выражению индивидуальности человека.

Становление древнерусской духовной культуры отличалось значительным своеобразием. Она формировалась в результате синтеза славянской языческой культуры с культурой, доступ к которой открылся Руси с принятием христианства. Причем восприятие этой культуры шло через письменность на славянском языке, понятном населению. Церковная служба в православных славянских государствах совершалась на славянском языке и литература была славяноязычной. Благодаря этому после принятия христианства на Русь поступило (в основном из Болгарии, ставшей христианской страной еще во второй половине 9 века) большое количество славяноязычной, главным образом церковной литературы. Через нее, а отчасти и через переводимые на Руси греческие книги, страна приобщалась к культурам: античной, ближневосточной, раннехристианской, византийской, славянской христианской.

В 1988 году прошел тысячелетний юбилей принятия христианства на Руси. Признавая международную значимость этого события в истории, ЮНЕСКО приняла решение широко отметить эту дату. В нашей стране и за рубежом проходили встречи, конференции, выставки.

Нужно признать, что в конце 80-х годов 20 века нельзя было говорить о всеобщем признании христианства. Несколько поколений воспитанные в неверии, не могли смириться в сопричастности, единства действий церковных организаций и организаций государственных – прежде всего таких, как школа и вуз. Но даже тогда, в преддверии очередного крутого исторического перелома, думающие люди России признавали, что все мы, будь то верующие или неверующие, - соотечественники и все одинаково заинтересованы в благополучии и лучшем будущем нашей Родины. Вот почему разные люди, независимо от их отношения к религии, должны иметь возможность знать о системах ценностей, мировидении, нравственности друг друга.

На данном этапе современная действительность начала 21 века позволяет посмотреть на важное историческое событие, принятие христианства на Руси и его воздействие на государство и общество, не через призму религиозности, как это было до 1917 года, не через повальный атеизм, как в середине 20 века, а трезвым взглядом человека свободного от предрассудков в своих суждениях и оценках. Именно это стало главным критерием выбора темы «Принятие христианства и его воздействие на государственное и общественное устройство Киевского государства» для моей работы. Мне кажется, что моему поколению настало время разобраться в отношении его к религии.

Актуальность данной темы состоит также в том, что христианизация Древней Руси не только проливает свет на далекое прошлое, но и высвечивает немало современных проблем, непосредственно соотносимых с оценкой религии в целом, ее роли в общественной и государственной жизни для каждой конкретной исторической эпохи. Для этого именно сейчас будет актуально рассмотреть первопричины появления и распространения христианства на Руси.

Проблема и круг вопросов,необходимых для ее решения представляет собой выяснить: что способствовало принятию христианства; была – ли в этом необходимость; почему именно это религиозное течение прижилось на Руси; насколько важным было это историческое событие; какое влияние христианства было оказано на развитие государственности, общественной жизни, а также усовершенствование права.

Целью работы и основными задачами являются рассмотрение положения на Руси перед крещением; процесс распространения и развития христианства на Руси; влияние христианства на государственный и общественный строй Киевской Руси; его историческое значение.

Объектом моего исследования по данной теме является христианство, как одна из древнейших мировых религий, принципы ее взаимодействия со светской властью и обществом, а предметом – принятие христианства Киевской Русью, взаимодействие церкви с обществом, а также ее воздействие на законодательное и судебное урегулирование государства.

На тему принятия христианства написано много книг, научных статей и работ. «Введение христианства на Руси» Институт философии АН СССР; под ред. А.Д.Сухова – книга, которая вызывает интерес, тем, что проблема христианизации рассматривается в рамках марксистского подхода. В ней приведены как письменные исторические источники, так и иллюстративный материал.

«Лекции по русской истории» С.Ф.Платонова, «Об истории древней России». Соловьева С. М. - построены, как обзорный материал и способствуют общему уяснению исследуемого материала.

Использованная мной литература в основном имеет обзорный характер, но объединяет ее то, что описывается как сам факт принятия христианства и крещения Руси - неизбежный этап цивилизации, так и его историческое значение.

Глава 1. Положение на Руси перед крещением

§1 Язычество на Руси

До половины IX в., т.е. до прихода варягов, на обширном пространственашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, все было

дико и пусто, покрыто мраком: здесь жили люди, но без правления, подобно

зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню, заселенную

бедными, разбросано жившими дикарями, славянами и финнами, начатки

гражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии,

варягами, около половины IX в. Известная картина нравов восточных славян,

как ее нарисовал составитель Повести о начале Русской земли, по-видимому,

оправдывала этот взгляд. Здесь читаем, что восточные славяне до принятия

христианства жили зверским образом, по-скотски в лесах, как все звери,

убивали друг друга, ели все нечистое, жили уединенными, разбросанными и

враждебными один другому родами: «живяху кождо с своим родом и на своих

местех, владеюще кождо родом своим».

Задолго до нашего летоисчисления знаменитый грек, которого зовут

«отцом истории», посетил северные берега Черного моря; верным взглядом

посмотрел он на страну, на племена, в ней живущие, и записал в своей

бессмертной книге, что племена эти ведут образ жизни, какой указала им

природа страны. Прошло много веков, несколько раз племена сменялись одно