Смекни!
smekni.com

Сущность права современные подходы и решения (стр. 8 из 8)

Таким образом мы рассмотрели все этапы развития сущности права.


Библиографический список

1. Теория государства и права: учебное пособие / Н.М. Чистяков – М.: КНОРУС,2010, с. 92,93

2. Теория государства и права: учебник / В.И. Червонюк – М.: ИНФРА, 2006, с.215-239

3. Теория государства и права. Учебное пособие – М.: Книжный мир. 2007 – с.95-100

4. Алексеев С.С. Теория права - М.: Изд-во БЭК, 2004.- 224с.

5. Общая теория права: Учеб. пособие для юр. вузов. М., 2001. С.96,97,98

6. Основы государства и права: Учебное пособие. / Под общей ред. С.А. Камарова. – М.: Манускрипт, 2001, с.105-107

7. Общая теория права: Учеб. пособ. для вузов. /Под ред. А.С. Пиголкина - М.: Манускрипт, 2000.- 396с.

8. Теория права и государства: Учебник для вузов. М., 2000. С.85-90

9. Теория права и государства: Учебник для вузов.– М.: Юристъ, 2002

10. Ксенофонт. «Воспоминания о Сократе», IV, IV, 12

11. Аристотель. «Этика», V, 2-10

12. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2004.

13. Конфуций. “Беседы и высказывания»

14. Гегель. «Философия права». “Мысль”. М – 2000

Приложение

Таблица основных теорий происхождения права

Теория происхождения права Представители Содержание Оценка
Теологическая Многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский ХIII в.), идеологи ислама и современной католической церкви( неотимисты, Жак Маритен) Теория отстаивает идеи незыблемости вечности государства, необходимости подчинения государственной воле (закон), как власти от Бога, но вместе с тем, и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации. Суждение о законности происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви. Высказывая такое суждение, даже и ведущее к низложению правителя, церковь не посягает на божественный принцип власти, необходимый для общежития. Подданные не только не должны исполнять приказания правителя, противоречащие божественным законам, но и вообще не обязаны повиноваться узурпаторам и тиранам. Теологическую теорию нельзя доказать, как нельзя и прямо опровергнуть: вопрос об ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Всемирного разума, т.е. это в конечном счете вопросы веры.
Психологическая Г.Гард, Л.И. Петражицкий Появление государства и права объясняется проявлением свойств человеческой психики, потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты общества, осознанием справедливости, определенных вариантов действия и отношения и пр. В основе его лежат особые эмоции, которые переживаются как внутренняя помеха свободе и которые побуждают человека к какому-либо действию. Нормы как авторитарные запреты и веления есть лишь отражение этих переживаний. Психологическая теория различает этический долг как правовую обязанность и этический долг как нравственную обязанность. Влияние человеческой психики не является решающим, а сама психика формируется под влиянием соответствующих экономически, социальных и иных условий. Именно эти условия должны учитываться в первую очередь.
Естественно-правовая Фундаментальную разработку теория естественного права получила в работах Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищева и других мыслителей. Суть данной теории состоит в том, что, кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основывается именно на требованиях естественного права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства. Еще римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jusnaturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. В цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляя единую общечеловеческую систему правового регулирования общественных отношений.
Нормативизм К. Бергбом - в Германии, Г.Ф. Шершеневич - в России, Д. Остин - в Англии, Р.Штаммлер С точки зрения этой теории право творится государством - это нормы государства, направленные на удовлетворение интересов человека. ). Главный тезис юридического позитивизма - признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. При этом не отрицается и то, что в праве воплощаются идеи справедливости, и то, что право становится обязательным для самого государства. Однако только та справедливость, которая получает защиту государства, есть право. Исходя из своих научных представлений, нормативистская теория отстаивала идею правовой государственности. Многие ее сторонники выступали против противопоставления государства в права, определяли государство как единство внутреннего смысла всех правовых положений, как осуществление и воплощение правовых норм в единый правопорядок.
Социологическая Эрлих, С.М. Муромцев и Г.Ф. Шершеневич. Социальная норма - это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше государства. В отличие от правового позитивизма, сводившего задачи юридической науки к формально-логическому изучению действующего права, социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение «живого права», то есть системы правоотношений, поведения людей в сфере права. Отвлекаясь от формальных признаков права, социологическая теория наполняет его социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешивающей силой в жизни общества. Идеи данной теории четко выражают сущность правового государства, в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.

[1] Ксенофонт. «Воспоминания о Сократе», IV, IV, 12

[2] Аристотель. «Этика», V, 2)

[3] Аристотель. «Этика», V, 10)

[4] Платон. “Политик”

[5]Конфуций. “Беседы и высказывания»

[6] Гегель. Философия права. “Мысль”, М. 2000 г.

[7] Гегель. Философия права. “Мысль”, М. 2000 г.

[8] Гегель . «Философия права». “Мысль”. М - 2000 г. – с.247

[9]Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. – 1995.

[10]Основы государства и права: Учебное пособие. / Под общей ред. С.А. Камарова. – М.: Манускрипт, 2001

[11] Общая теория права: Учеб. пособие для юр. вузов. М., 2001. С.97,98.

[12] Общая теория права: Учеб. пособие для юр. вузов. М., 2001. С.96,97.

[13]Теория права и государства: Учебник для вузов.– М.: Юристъ, 2002.

[14] Теория права и государства: Учебник для вузов. М., 2000. С.85-90.