Смекни!
smekni.com

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (стр. 4 из 8)

При назначении наказания лицам, совершившим преступные деяния до вступления в силу Уголовного закона, нельзя применять вышеуказанные обстоятельства в силу Уголовного закона, нельзя применять вышеуказанные обстоятельства, а именно, те, которые не включены в Уголовный закон, и те, которых не было в Уголовном кодексе Латвии.

Несколько предусмотренных в Уголовном кодексе Латвии обстоятельств, отягчающих ответственность, уточнено (см. пункты 1, 2, 6, 7, 10 ,12 данной статьи). Из них обстоятельство, указанные в пункте 1 части первой комментируемой статьи, как более благоприятное по сравнению с прежним законом, применимо при назначении наказания лицам, совершившим преступные деяния до 1 апреля 1999 ода. Обстоятельства, указанные в пункте 2, 6, 7, 10, 12 в этих случаях не применимы, так как соответствующая норма Уголовного кодекса Латвии благоприятствует лицу.

Глава 4. Особенная часть, ст. 117

В особенной части Уголовного закона ЛР есть 2 статьи связанные с обстоятельствами отягчающими, и особо отягчающими ответственность.

Статья 117. Убийство при отягчающих обстоятельствах.

Статья 118. Убийство при особо отягчающих обстоятельствах.

Статья 117

Убийство, совершенное при обстоятельствах, которые предусмотрены несколькими пунктами статьи 117 Уголовного закона, квалифицируется по всем признакам, указанным в этих пунктах. Наказание не назначается по каждому пункту отдельно, однако наличие нескольких квалифицирующих признаков обязательно принимается во внимание при его назначении (пункт 25 постановления Пленума Верховного суда Латвийской Республики № 1 от 24 февраля 1992 года «О применении уголовных законов по делам об умышленных убийствах» - Latvijas Republikas Augstākās tiesas Plēnuma lēmumu krājums 1990-1995. – Rīga, 1995., 140. lpp).

Предусмотренное статьей 117 Уголовного закона убийство, которое является особо тяжким преступлением, признается совершенным при отягчающих обстоятельствах, если в содеянном установлено хотя-бы одно из следующих обстоятельств:

Убийство:

- женщины, заведомо для виновного, что находящейся в состоянии беременности;

Такое преступление признается совершенным при отягчающих обстоятельствах потому, что в результате такого преступления под угрозу ставится не только жизнь женщины, но и плод человек, т.е. зародыш будущей человеческой жизни.

Обязательным условием уголовной ответственности является осознание факта беременности, означающее, что в распоряжении виновного должны быть объективные и достоверные сведения о беременности женщины (визуальные наблюдения, ознакомление с документами, выданными лечебным заведением, сообщение самой потерпевшей и т.п.).

Срок беременности и жизнеспособность плода на квалификацию деяния по данному пункту не влияет. На правовую оценку содеянного влияет и то, погиб ли в результате убийства беременной женщины плод или нет.

Если виновный ошибочно считает, что убивает беременную женщину (фактическая ошибка), содеянное квалифицируется как покушение на убийство женщины, находящейся в состоянии беременности (ч.4, ст. 15 и ч.1 ст. 17 УЗ), учитывая направленность умысла.

Если виновный, желая убить женщину, находящуюся в состоянии беременности, вместо нее ошибочно убивает другое лицо, не находящееся в состоянии беременности, в содеянном усматривается идеальная совокупность преступлений и оно должно квалифицироваться по части четвертой статьи 15 и пункту 1 статьи 117 уголовного закона и той статье Уголовного закона, в которой предусмотрена ответственность за посягательство на жизнь еще другой женщины.

Психическое отношение виновного к смерти потерпевшей может характеризоваться как прямой, так и косвенный умысел. Мотивы преступления на квалификацию содеянного не влияют.

- лица, заведомо для виновного, что потерпевший находится в состоянии беспомощности;

С этим пунктом надо рассматривать и последний пункт – убийство несовершеннолетнего (малолетнего).

Пункт 2 статьи 117 Уголовного закона, является новым отягчающим убийство обстоятельством, т.к. в Уголовном кодексе Латвии (пункт 5 статьи 37) совершение преступного деяния против малолетнего, старца или лица, находящего в беспомощном состоянии, оценивалось как обстоятельство, отягчающее ответственность, что давало суду основание назначить виновному более тяжкое наказание в пределах санкции соответствующей статьи особенной части.

Расширение в Уголовном законе перечня обстоятельств, отягчающих убийство, комментируемым обстоятельством следует признавать полностью обоснованным, так как лишение жизни малолетнего или другого лица, находящегося в беспомощном состоянии, следует оценивать как особо опасный, жестокий и циничный поступок.

Малолетним согласно статье 11 УЗ признается лицо, которое не достигло четырнадцатилетнего возраста.

Под беспомощным состоянием понимается такое состояние человека, которое лишает его возможности понимать характер и значение совершаемых с ним действии или обеспечить себе защиту.

Кроме уже указанных в пункте 2 ст. 117 Уголовного закона малолетних лиц, находящимися в беспомощном состоянии признается также немощные старцы, люди с выраженными физическими недостатками или нарушениями психического характера.

К состоянию беспомощности приравнивается обморок, глубокий сон, нахождение потерпевшего в таком состоянии опьянения, вызванного алкоголем, наркотическими, психотропными или другими веществами, которое лишило его возможности осознавать внешние обстоятельства, понимать характер и значение действий виновного или сопротивляться ему (пункт 5 постановления Пленума Верховного суда Латвийской Республики № 6 от 19 октября 1992 года «О судебной практике по применению законов, предусматривающих уголовную ответственность за половые преступления» - Latvijas Republika Augstākās tiesas Plēnuma lēmumu krājums 1990-1995. – Rīga, 1995., 144. – 145. lpp.).

По существу в большинстве случаев в беспомощном состоянии находятся также похищенные лица и заложники.

С субъективной стороны виновный должен осознавать малолетство или беспомощное состояние потерпевшего и убийство таких лиц возможно только с прямым умыслом.

- совершенное способом, опасным для жизни нескольких людей;

Такое преступление признается тогда, если виновный осознавал, что для убийства конкретного потерпевшего использует такой способ и при таких обстоятельствах, которые создают реальную угрозу не только жизни потерпевшего, но и другого (других) лица независимо от того, наступили ли вредные последствия для других лиц или нет.

Видом, опасным для жизни нескольких лиц, признается убийство потерпевшего, используя взрыв, поджог, затопление, обвал, разрушая строения, используя огнестрельное оружие, газ, ядовитые вещества в местах, где кроме потерпевшего находятся и другие люди, совершая аварию транспортного средства, на котором едут несколько лиц, отравляя воду и пищевые продукты, которыми без потерпевшего пользуются и другие, и тому подобные общеопасные способы причинения смерти.

Если при таких обстоятельствах виновный причиняет другим лицам телесные повреждения различной тяжести, содеянное им квалифицируется как по пункту 3 статьи 117 Уголовного закона, так и, в зависимости от степени тяжести причиненных телесных повреждений, соответственно по статье 125, 126 или 130 Уголовного закона.

Если при совершении убийства общеопасным способом смерть причиняется двум или более лицам, и устанавливается умысел виновного (прямой или косвенный) лишить их всех жизни, деяние квалифицируется по пункту 2 статьи 118 Уголовного закона как убийство при особо отягчающих обстоятельствах.

- совершенное с особой жестокостью;

Особая жестокость в смысле 4 пункта статьи 117 Уголовного закона является юридической категорией, которая устанавливается, принимая за основу медицинские и фактические критерии. Законодатель особую жестокость связывает со способами убийства и другими обстоятельствами, свидетельствующими об ее проявлениях (пункт 11 постановления Пленума Верховного суда Латвийской Республики № 1 от 24 февраля 1992 года «О применении уголовных законов по делам об умышленных убийствах» - Latvijas Republikas Augstākās tiesas Plēnuma lēmumu krājums 1990-1995. – Rīga, 1995., 135. lpp.).

Убийство, совершенным с особой жестокостью, следует признавать такое умышленное причинение смерти, когда до лишения жизни или в процессе совершения убийства потерпевший подвергается истязанию или мучениям или происходит глумление над жертвой, а также, если убийство совершено таким способом, который, виновным это осознавая, сопряжен с причинением особых страданий потерпевшему (причинение большого количества телесных повреждений, использование яда с мучительным воздействием, сжигание живого человека, длительное оставление без пищи и воды и т.п.).

Особая жестокость может выразиться и при совершении убийства в присутствии близких для потерпевшего лиц, если виновный осознавал, что причиняет им особые страдания.

С субъективной стороны убийство с особой жестокостью можно совершить как с прямым, так и с косвенным умыслом, когда виновный осознает, что совершая убийство, причиняет потерпевшему или его близким особые страдания, и желает совершить убийство таким способом или сознательно это допускает. Поэтому, если большое количество телесных повреждений причинено непосредственно в процессе лишения жизни и в короткий промежуток времени без умысла виновного на причинение потерпевшему особых страданий, содеянное нельзя квалифицировать по пункту 4 статьи 117 Уголовного закона как убийство, совершенное с особой жестокостью (пункт 11 постановления Пленума Верховного суда Латвийской Республики № 1 от 24 февраля 1992 года «О применении уголовных законов по делам об умышленных убийствах» - Latvijas Republikas Augstākās tiesas Plēnuma lēmum lrājums 1990-1995. – Rīga, 1995., 136. lpp.).