Смекни!
smekni.com

Ответственность за грабеж по УК РФ (стр. 5 из 6)

Что же касается лишения или ограничения свободы потерпевшего, то оно может рассматриваться как насилие, не опасное для здоровья, в тех случаях, когда эти действия виновного направлены к тому, чтобы лишить потерпевшего возможности воспрепятствовать изъятию имущества.

В свою очередь действия виновного, связанные с применением физической силы, но не к потерпевшему, а к его имуществу (срывание шапки с головы, вырывание из рук сумочки), также не принято квалифицировать как насилие.

Наконец, грабеж является насильственным только в том случае, когда примененное насилие служило средством завладения имуществом или средством его удерживания непосредственно после задержания. Поэтому насилие, которое виновный применяет с целью избежать задержания после окончания, например, кражи, не может превратить ее в грабеж. И наоборот, если преступление было начато, как ненасильственный грабеж или как кража, но после его обнаружения похититель применил, насилие для завладения имуществом или для его удержания сразу после тайного завладения, деяние перерастает в насильственный грабеж.

В целом можно сказать, что выделяя насильственный грабеж в качестве квалифицированного состава преступления, законодатель исходит из повышенной общественной опасности действий виновного, который для завладения чужим имуществом избирает способ, выражающийся в посягательстве на личность. Факт применения насилия меняет юридическую сущность грабежа. В подобных обстоятельствах преступление становится двухобъектным: вред причиняется (или создается угроза причинения вреда) не только отношениям собственности, но и здоровью граждан или их личной свободе.[10]

Важным нововведением Уголовного кодекса Российской Федерации является указание на угрозу применения насилия, не опасного для жизни или здоровья. Конечно, как справедливо отмечают авторы комментариев к УК, психическое насилие, применяемое при нападениях, выражается, как правило, в крайних формах устрашения. Вместе с тем не исключается возможность применения угрозы насилием, явно не представляющим опасности для здоровья потерпевшего. Однако, следует учитывать, что в практической деятельности установление характера угрозы является довольно проблематичным, поскольку правоохранительным органам приходится иметь дело не с реальным причиненным вредом, а с вредом мнимым, предполагаемым. Вопрос о последнем должен решаться с учетом места совершения преступления, числа преступников, отсутствием возможности позвать на помощь и т.д..[11]

За все виды грабежа, отягченного перечисленными выше квалифицирующими признаками, включая применение насилия, не опасного для жизни и здоровья либо угрозу применения такового, УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от двух до семи лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.

Особо квалифицированные виды грабежа

Особо квалифицированный состав грабежа, по Уголовному кодексу РФ, характеризуется следующими признаками:

а) совершением организованной группой;

б) в крупном размере;

в) в особо крупном размере.

Признак совершения грабежа организованной группой определяется в ст. 35 Общей части УК: он признается таковым, если совершен устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении № 5 от 25 апреля 1995 г. “О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности”[12] отметил, что такая группа характеризуется, как правило, высоким уровнем организованности, планированием и тщательной подготовкой преступления, распределением ролей между соучастниками и т.п..

Таким образом, устойчивость организованной группы проявляется в наличии руководителей, в предварительной подготовке преступных действий, в подборе соучастников и распределении между ними ролей и т.п. При этом лицо, создавшее организованную группу либо руководившее ею, подлежит уголовной ответственности за все совершенные группой преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы несут уголовную ответственность только за те хищения, в подготовке или совершении которых они участвовали.

Крупным размером в статьях главы 21 УК РФ признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным – один миллион рублей. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ по уголовным делам, “при определении стоимости имущества, ставшего объектом преступления, следует исходить в зависимости от обстоятельств приобретения его собственником из государственных розничных, рыночных или комиссионных цен на момент совершения преступления. При отсутствии цены стоимость имущества определяется на основании заключения экспертов”.[13]

При этом специалисты обращают внимание на то обстоятельство, что порядок определения материального ущерба, причиненного деянием и подлежащего возмещению, не совпадает с порядком определения размера хищения. Для исчисления размера причиненного ущерба принято учитывать стоимость имущества на день принятия решения о возмещении вреда с ее последующей индексацией на момент исполнения приговора.

Особо квалифицированный состав грабежа наказывается лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

При наличии в содеянном нескольких квалифицирующих признаков, предусмотренных различными частями одной и той же статьи УК, грабеж квалифицируется по той из них, которая содержит более тяжкий квалифицирующий признак, и следовательно, предусматривает за него наиболее строгую санкцию.

Заключение

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что все признаки грабежа свидетельствуют о его опасности. Степень защиты собственности в значительной мере зависит от точного определения конкретных форм и способов посягательства на нее.

Особую роль правильная классификация этого рода преступлений играет в тех случаях, когда правоохранительные органы имеют дело с такими сходными по конструкции своего юридического состава преступлениями, как насильственный грабеж, разбой и вымогательство. В то же время, как показывает проведенный выше анализ, далеко не все моменты, связанные с определением и четкой квалификацией грабежа, получили исчерпывающее законодательное оформление или соответствующую судебную трактовку.

Необходимо отметить, что в сложившейся ситуации в правовом и экономическом развитии современного общества в первую очередь подвергается опасности конкретная форма собственности, которой причинён ущерб.

Грабеж как один из видов хищения представляет собой довольно опасное и распространённое явление в нашей жизни. Именно поэтому законодатель включил норму, характеризующую все признаки грабежа в главу 21 Уголовного кодекса РФ «Преступления против собственности».

Во вторую очередь грабёж относится к числу многообъектных преступлений, где в качестве факультативного объекта выступает одна из высших ценностей человека – здоровье.

Хотя законодатель рассматривает грабёж – как деяние, совершённое с применением насилия не опасного для жизни или здоровья либо с угрозой применения такого насилия, но сам факт применения насилия или угрозы уже является общественно опасным.

Определение подлинной степени тяжести примененного насилия - важное условие квалификаций действий виновного по ч. 2 ст. 161 УК.

Среди норм законодательства, имеющих отношение к квалификации грабежа, на наш взгляд нуждаются в уточнении такие, как: более четкое разграничение понятий насилия, опасного и неопасного для жизни и здоровья граждан; наконец, в целом нуждается в однозначном толковании весь понятийный аппарат главы УК, посвященной преступлениям против собственности.

Список используемой литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации.

2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.В.Наумов. - М., 1996.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 25 апреля 1995 г. “О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности” // Бюллетень Верховного Суда Рф. 1995. № 7.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 31 от 22 марта 1966 г. «О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ГРАБЕЖЕ И РАЗБОЕ»// Бюллетень Верховного Суда Рф. 1995. № 7. (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.70 N 54, от 27.07.83)

5. Васецов А. Квалифицирующее значение объекта преступления против собственности // Российская юстиция. 1994. №. 3.

6. Ераскин В.Ф. Ответственность за грабеж. - М., 1972.

7. Зарипов З.С., Кабулов Р.К. Квалификация краж, грабежей, разбоев, совершенных путем проникновения в помещение или иное хранилище. - Ташкент, 1991.

8. Минская В., Калодина Р. Преступления против собственности. Проблемы и перспективы законодательного регулирования. // Российская юстиция. 1996. № 3 .

9. Уголовное право: Особенная часть / Под ред. Беляева Н.А. Ч.1. - Спб., 1995.

10. Уголовное право России: Особенная часть. - М., 1993.

11. Уголовное право Российской Федерации: Особенная часть / Отв. ред. Б.В.Здравомыслов. - М., 1996.


[1] Бюллетень Верховного Суда Рф. 1995. № 7.

[2]Цит. по: Уголовное право Российской Федерации: Особенная часть / Под. ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, В.С. Комиссаров. - М., 2008. С. 196.