Смекни!
smekni.com

Хищение чужого имущества (стр. 3 из 7)

Согласно ст. 128 ГК РФ к имуществу относятся и деньги. Статья 140 ГК РФ «Деньги» указывает на рубль как на платежное средство, одновре­менно устанавливая, что платежи на территории Российской Федера­ции осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.[9] Таким образом, сравнительный анализ указанных норм заставляет нас по­следовательно отнести безналичные деньги к имуществу, хотя они не считаются вещью, т.е. объектом права собственности, а представляют собой право требования.

Похищаемое имущество должно иметь стоимость. Если вещь не обладает стоимостью, незаконное завладение ею нельзя назвать хище­нием. Категория стоимости сугубо экономическая, наличие стоимо­сти означает вложение в предмет труда. Отсюда следует, что не всякое имущество, пусть даже оно и относится к вещам, может быть предме­том хищения. Нельзя, в частности, похитить так называемую матери­альную часть природы. Законодатель, руководствуясь приведенными соображениями об отсутствии вложенного человеком труда в сруб­ленных деревьях, незаконно изъятых из природной среды рыбе или животном, установил уголовное наказание для данных деяний в спе­циальных статьях о посягательствах на природу (ст. 256 УК РФ и др.). Вместе с тем при определенных условиях указанные ценности могут стать предметом хищения, а именно тогда, когда в них вкладывается человеческий труд: рыба разводится, деревья и животные выращива­ются.

Не признается предметом хищения то, что само по себе стоимости не имеет, но дает право получить какую-нибудь ценность, например, гардеробный жетон, которым завладевает лицо, желая получить по нему чужую одежду. Такие действия при определенных условиях могут быть расценены как приготовление к хищению. Хищение абонемент­ных книжек, проездных и единых билетов на право проезда в метро и на других видах городского транспорта, находящихся в обращении как документы, удостоверяющие оплату транспортных услуг, незави­симо от использования похищенных знаков по назначению или сбыта их другим лицам должны квалифицироваться как оконченное престу­пление. В то же время действия лиц, похитивших билеты для проезда на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном транс порте или другие знаки, которые могут быть использованы по назна­чению лишь после внесения в них дополнительных данных (заполне­ние текста, скрепление печатью, компостирование и т.п.) должны при определенных обстоятельствах квалифицироваться как приготовле­ние к хищению имущества, а в случаях частичной или полной реали­зации похищенных документов — соответственно как покушение ли­бо оконченное преступление.

Наконец, еще одна характеристика имущества, которое можно по­хитить, состоит в том, что оно должно быть чужим, т.е. не находящим­ся в собственности или законном владении виновного. В частности, не может быть чужим ни для кого из супругов имущество, нажитое ими во время брака, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества (ст. 256 ГК РФ). Стало быть, завладение одним из супругов, даже бывших (т.е. после развода), этим имуществом не рас­ценивается как хищение. Напротив, имущество, например, акционер­ного общества не принадлежит акционеру и потому считается для него чужим (п. 1 ст. 66 ГК РФ). Следовательно, указанному лицу можно вменить хищение общественного имущества, хотя виновный и владе­ет акциями данной коммерческой организации.

Посягательство на некоторые виды имущества образует не состав хищения, а состав преступления, предусмотренного иными главами Особенной части УК РФ. К таким преступлениям относятся, в частности, похищение официальных документов (ст. 325 УК РФ), ядерных материа­лов или радиоактивных веществ (ст. 221 УК РФ), оружия (ст. 226 УК РФ), нарко­тических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ) и др.[10]

После всего вышесказанного можно выделить некоторые признаки хищения чужого имущества:

1. Противоправность. Для признания содеянного хищением необходимо, чтобы изъятие и т.д. было противоправным. Противоправ­ность надо понимать в том смысле, что изъятие чужого имущества должно противоречить гражданскому закону, согласно которому всякое отторжение имущества должно соот­ветствовать воле собственника.

2. Безвозмездность. Признак безвозмездности следует трактовать с
учетом признака причинения собственнику ущерба путем изъятия
имущества. Безвозмездность означает, что изъятие имущества не сопровождается одновременным предоставлением собственнику равно­ценного возмещения. Если такое возмещение имело место, умысел виновного не был направлен на причинение собственнику ущерба, и ущерб объективно причинен не был. Поэтому содеянное нельзя ква­лифицировать как хищение.

3. Причинение ущерба собственнику или иному владельцу имущества. Ущерб как элемент хищения может быть причинен только путем изъ­ятия (обращением в пользу виновного и т.д.). Если в результате дейст­вий лица ущерб причинен не утратой имущества, а, скажем, невозвра­щением должного, такие действия не должны расцениваться как хищение. Причинение собственнику в результате изъятия имущества ущерба на сумму менее одного минимального размера оплаты труда не дает оснований для признания содеянного уголовно наказуемым хищением, если умысел виновного не был направлен на хищение в большем размере. В последнем случае деяние квалифицируется как покушение на совершение преступления. [11]

Изъятие чужого имущества причиняет собственнику ущерб в раз­мере стоимости этого имущества. При определении размера матери­ального ущерба, наступившего в результате преступного посягатель­ства, необходимо учитывать стоимость имущества на день принятия решения о возмещении вреда с ее последующей индексацией на мо­мент исполнения приговора. Это означает, что ущерб как признак хи­щения всегда объективен, поэтому мнение потерпевшего о том, при­чинен ли ему изъятием имущества ущерб, на квалификацию хищения не влияет.

Субъективные признаки хищения. Прямой умысел. Совершение противоправного и безвозмездного изъятия имущества собственника с прямым умыслом означает, что лицо осознает причинение этими действиями ущерба собственнику и желает его наступления. Прямой умысел при хищении означает также, что лицо понимает, в какой именно форме им совершается хище­ние. Так, если виновный похищает вещь, полагая, что этого никто не видит, его действия квалифицируются как кража, несмотря на то, что за ним в это время кто-либо может наблюдать. Иными словами, здесь отсутствуют основания для вменения похитителю состава открытого хищения, т.е. грабежа.

Корыстная цель. В теории уголовного права и судебной практике придерживаются двух различных взглядов на корыстную цель. Одна позиция состоит в том, что под корыстной целью следует понимать желание виновного получить в результате изъятия имущества матери­альную выгоду для себя, либо для соучастников, либо для близких ему лиц. Представляется, что в этом понимании корыстная цель неосно­вательно смешивается с корыстным мотивом.

Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» от 27.12.2002 № 29[12] не образуют состава хищения противоправные действия, направленные на завладение чужим имуществом не с корыстной целью, а, например, с целью его временного использования с последующим возвращением собственнику либо в связи с предполагаемым правом на это имущест­во. В зависимости от обстоятельств дела данные действия при нали­чии к тому оснований подлежат квалификации по ст. 330 или другим статьям УК РФ. В тех случаях, когда незаконное изъятие имущества со­вершено при хулиганстве, изнасиловании или других преступных дей­ствиях, необходимо устанавливать, с какой целью лицо изъяло это имущество. Если лицо преследовало корыстную цель, содеянное им в зависимости от способа завладения имуществом должно квалифици­роваться по совокупности как соответствующее преступление против собственности и хулиганство, изнасилование или иное преступление.


2 Отличие хищения от других видов посягательств против собственности

2.1 Формы хищения чужого имущества

Преступления против собственности – предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации деяния, посягающие на права собственника либо законного владельца имущества и причиняющие им имущественный ущерб либо создающие угрозу причинения такого ущерба. Преступления против собственности являются наиболее распро­страненным видом общественно опасных деяний. В 2004 г. удельный вес зарегистрированных преступлений против собственности в общем числе зарегистрированных преступлений составил 62,2%. Число осуж­денных за эти преступления в 2004 г. сравнительно с 2003 г. увели­чилось на 9,7%. Существенно возросла судимость за вымогательство (23,7%), мошенничество (76,2%), неправомерное завладение транс­портными средствами без цели хищения (15,6%). Кроме того, в 2,3 раза возросло число осужденных за присвоение вверенного иму­щества.

Преступления против собственности с учетом сходства и различий в их объективных и субъективных признаках могут быть сгруппирова­ны следующим образом:

а) Хищение чужого имущества:

1. Кража (ст. 158 УК РФ) – тайное хищение чужого имущества.