Смекни!
smekni.com

Характеристика таможенных преступлений. Специальные субъекты в таможенных преступлениях (стр. 2 из 6)

Наконец, третья группа авторов считает, что специальным субъектом выступает лицо, которое, кроме необходимых признаков субъекта (вменяемость и достижение определенного возраста), должно обладать еще особыми дополнительными признаками, ограничивающими возможность привлечения других лиц к уголовной ответственности за совершение конкретного преступления. Данное определение понятия специального субъекта наиболее удачно, ибо содержит ограничительный признак, очерчивающие круг лиц, которые могут быть субъектами соответствующих преступлений. Однако здесь указано, что признаки специального субъекта должны быть обязательно предусмотрены в уголовном законе или прямо вытекать из него.

В трактовке К. А. Панько специальным субъектом является “лицо, обладающее, кроме необходимых обязательных признаков. (возраст, вменяемость), особыми дополнительными признаками относящимися как к позитивной, так и к негативной деятельности субъекта, и ограничивающими возможность привлечения его к уголовной ответственности за совершение данного преступления”.

Недостаток этого понятия заключается прежде всего в том, что не совсем ясно, какая негативная и позитивная деятельность определяет признаки специального субъекта. Автор же ни в само определении, ни в работе, где оно предложено, не конкретизирует эти виды деятельности. Далее, К. А. Панько допускает явную ошибку, считая, что признаки специального субъекта ограничивает возможность привлечения его к уголовной ответственности за совершение данного преступления. В действительности же, напротив, наличие признаков специального субъекта к диспозиции статьи УК ограничивает возможность привлечения к ответственности не самого специального субъекта, а иных лиц, не обладающих такими свойствами. И наконец, в определении К. А. Панько упущено указание на то, что признаки специальных субъектов предусмотрены в законе или вытекают из него.

Следует, однако, отметить, что все рассмотренные определения специального субъекта в принципе являются правильными. Вместе с тем они характеризуются определенной неполнотой, не завершены, не отражают всех существенных признаков данного понятия.

Совокупность этих признаков, а точнее их единство, и является основой объединения множества субъектов в одну группу специальных субъектов. Рассмотрим эти признаки.

Специальные субъекты, кроме вменяемости и возраста уголовной ответственности, обладают и иными дополнительными юридическими признаками.

Если специальный субъект описан в законе в позитивной форме, то в диспозиции статьи конкретно отражаются те или иные признаки, относящиеся к его характеристики. В позитивной форме предусмотрены признаки 98 % специальных субъектов. Это, например, лицо, которому сведения, составляющие служебную тайну, были доверены по службе или работе, свидетель, эксперт, переводчик, судья, работник дознания, следователь, прокурор, лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств и др. Признаки специальных субъектов, сформулированные в негативной форме, даются в законе в виде исключения, когда указание в диспозиции статьи на эти признаки в позитивной форме сделало бы ее громоздкой и неудобной для применения. В. Н. Кудрявцев справедливо отмечает, что попытка перейти к позитивному определению лица, не имеющего надлежащего медицинского образования привела бы к тому, что пришлось бы дать “весь список имеющихся на свете дипломов о высшем образовании, не являющемся медицинским” . Однако “негативные признаки играют в составе преступления такую же роль, что и позитивные признаки. Они в полной 'мере могут использоваться при квалификации”. В УК в негативной форме даны признаки следующих специальных субъектов: аборт, совершенный лицом, не имеющим специального медицинского образования.

Исследуя вопрос о приемах описания специального субъекта, нужно также указать, что признаки некоторых из них (примерно ~ 20% общего количества) не названы в диспозициях статей УК.. Иногда не содержится прямых указаний на признаки специального субъекта. Их необходимо выявлять путем толкования, исходя из анализа других элементов состава преступления (объекта, объективной стороны), посколькукаждый элемент находится во взаимосвязи и взаимообусловленности с другими, создает определенную зависимость, обусловливает их существование и содержание, то есть субъект преступления в диспозиции конкретно не указан. Однако очевидно, что им может быть не всякое, а лишь строго определенное лицо[7].

Следовательно, законодатель посредством введения признаков специального субъекта преступления суживает сферу распространения нормы, соотнося ее с определенным кругом ответственных лиц, признаки которых указаны в диспозиции закона.

Сказанное позволяет заключить, что специальный субъект преступления:

а) кроме вменяемости и возраста уголовной ответственности, обладает и иным дополнительным юридическим признаком;

б) наделен одним или более такими признаками;

в) эти признаки указаны в уголовном законе или прямо вытекают из него;

г) их наличие ограничивает круг лиц, которые могут нести ответственность по данному закону.

Названные признаки должны быть установлены при квалификации преступления, что обеспечивает правильное применение закона по субъекту преступления.

Понятие же специального субъекта и есть единство таких существенных признаков, посредством которых выявляются специфическая особенность и сущностная характеристика этого понятия.

С учетом изложенного можно констатировать, что специальный субъект преступления – это лицо, обладающее наряду с вменяемостью и возрастом уголовной ответственности и иным дополнительным юридическим признаком, предусмотренным в уголовном законе или прямо вытекающим из него, ограничивающим круг лиц, которые могут нести ответственность по данному закону.

Глава 2. Характеристика таможенных преступлений. Специальные субъекты в таможенных преступлениях.

Преступления в таможенной сфере часто называют таможенными преступлениями. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за пять видов таможенных преступлений:

1. Контрабанда (ст. 188 УК РФ).

2. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ).

3. Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического, археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ).

4. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ).

5. Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

Рассмотрим подробнее специальные субъекты каждого из вышеперечисленных преступлений.

2.1. Контрабанда (ст. 188 УК РФ).

Контрабанда, как квалифицированное правонарушение, появилась в XIV-XVI вв., когда для осуществления контроля над провозом товаров и взимания пошлин и иных сборов, установленных государством, на сухопутной границе и в морских портах были созданы специальные государственные учреждения – таможни. Всякое нарушение установленных законом и другими нормативными актами правил провоза товаров и ценностей через границу, с сокрытием их от контроля со стороны таможен, стало именоваться контрабандой[8].

В соответствии с современным уголовным законодательством РФ, контрабандой признается:

1. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием:

а) товаров или иных предметов;

б) наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации;

2. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные неоднократно либо должностным лицом с использованием своего служебного положения, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

3. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой.

Специальными субъектами признаются должностные лица, совершившие преступление с использованием своего служебного положения.

Субъективная сторона контрабанды характеризуется умышленной формой вины. Прямой умысел – лицо осознает, что незаконно перемещает через таможенную границу РФ соответствующие предметы, предвидит опасность своих действий и желает такого результата. В предусмотренных законом случаях виновный должен также сознавать соответствующие отягчающие обстоятельства (ч. 3 и 4 ст. 188 УК), стадию осуществления преступного намерения (ст. 30 УК), факт совершения преступления в соучастии с другим лицом (ст. 33 УК).

Контрабанда предметов при наличии косвенного умысла не может служить основанием для признания в содеянном наличия всех признаков состава преступления.

Мотивы и цель при контрабанде правового значения для квалификации преступления не имеют, однако выяснение подлинных мотивов и целей контрабанды имеет большое значение, так как они должны учитываться судом при назначении наказания. Чаще всего, мотив и цель при контрабанде носят корыстный характер, желание и стремление обогатиться незаконным путем.