Смекни!
smekni.com

Правомерность выражения религиозности в светских шролах (стр. 2 из 3)

В дальнейшем, в Уголовном Кодексе, утвержденном Верховным Советом РСФСР 27 октября 1960 в статье 142 говорилось: "Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви - наказывается исправительными работами на срок до одного года или штрафом до пятидесяти рублей». Несколько позднее вышло Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 марта 1966 года о применении статьи 142 УК РСФСР, в котором говорилось: «Разъяснить, что под нарушением законов об отделении церкви от государства и школы от церкви, влекущем уголовную ответственность по статье 142 Уголовного кодекса РСФСР, понимается: принудительное взимание сборов и обложений в пользу религиозных организаций и служителей культа; изготовление с целью массового распространения или массовое распространение обращений, писем, листовок и иных документов, призывающих к неисполнению законодательства о религиозных культах…»

Не знаю, сколько людей было осуждено по этой статье за тридцать лет ее действия, но 18 октября 1991 года эта статья была исключена из Уголовного Кодекса Законом РСФСР №1763-1[8].

Самое интересное наступило 15 декабря 1990 года, когда был принят Закон РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР». Статья 50 Конституции РСФСР была принята в следующей редакции: «Гражданам РСФСР гарантируется свобода совести и вероисповеданий, включающая право каждого человека свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства. Религиозные объединения в РСФСР отделены от государства. Государственная система образования носит светский характер. Все религии и религиозные объединения равны перед законом. Запрещается ограничение прав граждан, разжигание вражды и ненависти по признаку отношения к религии»[9]. Закон РФ от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитировал граждан, осуждённых, в том числе, за «нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви; посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов». Коммунистическая эпоха закончилась. «Божества» остались не у дел.

В девяностые годы ХХ века на всем постсоветском пространстве там и тут возникают различные религиозные секты различной направленности. Не будем в рамках данной работы рассматривать правомерность их духовной и хозяйственной деятельности. Хочется просто отметить, что были нередки случаи, когда директора учебных заведений предоставляли помещения вверенных им учреждений для проведения собраний сект.

Сейчас общественность больше волнует другой вопрос. В масс-медиа уже давно муссируются слухи о введении в школьный курс предмета «Основы православной культуры». С 1 сентября 2006 г. в качестве эксперимента этот предмет изучают школьники в 15 субъектах РФ. В двух регионах Черноземья — Брянской (курс «Встреча с историей») и Белгородской (курс «Православная культура») областях — ОПК является обязательным предметом. По мнению представителей Русской Православной Церкви, сомневаться в необходимости нового предмета – все равно, что оспаривать курс русского языка. Бывший Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский, а ныне Патриарх Московский и всея Руси Кирилл высказывал точку зрения, что изучение этого предмета в школах позволит воспитывать в детях терпимое отношение к людям другой веры и другой культуры. Управделами Московского Патриархата митрополит Калужский и Боровский Климент выступает категорически против преподавания «Основ православной культуры» даже в качестве факультатива, поскольку, по его словам, «в современных условиях, учитывая загруженность школьников базовой программой, полноценное посещение занятий по предмету, который носит совершенно необязательный характер, маловероятно». Но решение о введении курса принимает директор школы (либо РОНО) после сбора достаточного количества подписей родителей учеников за введение курса. Предмет позиционируется как светский. В 20 регионах страны (Московской, Смоленской, Курской, Рязанской, Самарской, Белгородской, Владимирской, Омской областях, Краснодарском крае и др.) преподавание ведется священнослужителями[10]. Не является ли это антиконституционным альянсом служителей культа и органов государственной власти?

За введение в школах курса выступают иерархи Русской православной церкви.К 2010 году предполагается подготовить более 10 тысяч специалистов по курсу ОПК сообщил в 2006 году представитель Московской духовной академии. В том же 2006 году Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II сказал: «Я считаю, что основа православной культуры — это культурологический предмет, и каждый молодой человек, который учится сегодня в нашей школе, обязан знать историю своей культуры»[11].

Заведующий Миссионерским отделом МДАиС иеромонах Пантелеимон (Бердников) полагает: «...на факультатив приходят дети уже, как правило, церковные, у кого родители верующие. А у нас другая задача, нам важно привлечь людей, далеких от Церкви. Поэтому мы идем по такому пути: договариваемся с администрацией, и она предоставляет какой-то час в неделю, но зато для всех обязательно. И люди, которые сами по себе бы не пришли, а они все равно слушают...»[12].

В 2009 году на семинаре в Московской Духовной академии, посвящённом миссионерству среди неверующих и агностиков «Были выделены следующие черты: … Невозможность добровольно слушать что-то о религии. Обязательно нужна внешняя сдерживающая сила на первое время. … Отсюда вытекают главные правила ведения бесед: … Необходимость принуждения, внешней сдерживающей силы (например, административного ресурса) до появления интереса у слушателей … Школа или детский сад — сложный участок идеологической борьбы. … Нужно помнить, что задача миссионера – привести людей к Богу. Поэтому не надо увлекаться культурологией – это лишь внешнее знание, ничего не дающее…»[13]. Что-то «ностальгическое» проскальзывает во фразах про идеологическую борьбу, а «Наша цель - основы православной культуры» перекликается с еще не всеми забытым «Наша цель коммунизм».

Радует, что находятся в государстве люди, которые трезво оценивают ситуацию. Против введения курса «Основы православной культуры» выступили представители других конфессий: буддистских, мусульманских, католических, протестантских, иудейских. «Стремление ввести в светских школах страны дисциплины «Основы православной культуры» и в целом преподавания какой либо одной религии церковной догматики не может нас не настораживать», - заявил глава Совета имамов Махачкалы, главный имам Центральной джума-мечети столицы Дагестана Мухаммад-Расул-хаджи Саадуев. ««В этой связи нас удивила позиция, занятая руководством Координационного центра мусульман Северного Кавказа, поддержавшее введение ОПК в школах. Мы, со своей стороны, не разделяем подобного подхода»[14], - добавил он. Прочитав эти строки не знаешь, то ли плакать, то ли смеяться. Мусульмане Северного Кавказа поддерживают «Основы православия…» Интересно, найдется ли в средней полосе России хоть один православный священник, который открыто в средствах массовой информации поддержит введения в школах предмета «Основы мусульманской культуры»?

Десять академиков РАН выступило с открытым письмом «Политика РПЦ МП: консолидация или развал страны?» президенту РФ В. В. Путину, опубликованном 22 июля 2007 года[15]. В письме выражена обеспокоенность «все возрастающей клерикализацией российского общества, активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни», в частности в систему государственного образования. В письме поднимается вопрос невозможности (так как это ставит сторонников разных конфессий в неравное положение) введения во всех школах России обязательного предмета «Основы православной культуры». Этот вопрос также связан с резолюцией XI Всемирного русского национального собора (март 2007), в которой, в частности, содержится просьба «о признании культурологической значимости преподавания основ православной культуры и этики во всех школах страны и о включении этого предмета в соответствующую область федерального образовательного стандарта». Также, отмечается в письме, что иерархи РПЦ неоднократно обращались к Правительству РФ с просьбами ввести такой предмет как обязательный. А патриарх Алексий II в своем циркуляре от 9 декабря 1999 года писал «Если встретятся трудности с преподаванием „Основ православного вероучения“, назвать курс „Основы православной культуры“, это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе». Из чего Академики, авторы письма, делают вывод (и обращают на это внимание президента РФ), что речь идет не о культурологическом предмете, как это пытаются преподнести, а о введении в школах предмета «Закон Божий», как это было в дореволюционной России. Однако, заключают авторы письма, даже если речь идет о культурологической дисциплине, в многонациональной многоконфессиональной стране такой курс вводить нельзя, так как это нарушает права сторонников других конфессий.

Итог письма академиков; если раньше эти вопросы обсуждались только между Правительством РФ и представителями РПЦ, то теперь эти вопросы стали обсуждаться широкой общественностью. В этом смысле Открытое письмо президенту Российской Федерации стало «информационным поводом» для обсуждения этих и других вопросов, связанных со взаимоотношениями церкви и общества.