Смекни!
smekni.com

Условия гражданско-правового договора и порядок их согласования 2 (стр. 2 из 6)

Однако не все условия имеют равное юридическое значение. По степени правового эффекта, производимого условиями договора, и по их практической значимости традиционно в юридической литературе выделяют: существенные (необходимые), обычные и случайные.

Важно, что законодатель принципиально связывает вопрос о заключённости или незаключённости договора исключительно с существенными условиями, что придает им особый статус. Ни обычных, ни случайных, ни каких-либо иных видов условий договора в Гражданском Кодексе РФ не выделено. Поэтому особую важность приобретает проблема четкого очерчивания круга условий, носящих характер существенных.

Существенными считаются условия, которые должны быть согласованы сторонами для того, чтобы договор приобрел юридическую силу, т.е. считался заключенным. К существенным условиям относится тот минимум условий, который должен содержаться в любом договоре. Для того чтобы определить принадлежность того или иного условия к числу существенных, необходимо руководствоваться статьей 432 п. 1 ГК РФ. Согласно статье существенными признаются: условия о предмете договора, условия, названные в законе или иных нормативно-правовых актах как существенные или необходимые для данного вида договоров, условия, относительно которых по заявлению любой из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Отдельно следует отметить, что, исходя из смысла ст. 432 ГК РФ, термины «существенные» и «необходимые» условия следует рассматривать как тождественные, хотя на этот счет в литературе имеются различные высказывания. А.С. Кабанков, например, полагает, что необходимые условия являются разновидностью существенных и имеют самостоятельное значение[6].

Существенные условия могут быть двоякого рода: объективными (предписанные законом или необходимые для договора данного вида) и субъективными (предложенные сторонами договора). Эти последние условия могут касаться частных вопросов, однако поскольку сторона считает их важными, они приобретают характер существенных, и их согласование необходимо для того, чтобы договор вступил в силу.

В Гражданском кодексе РФ содержатся различные варианты формулировок существенных условий. В ряде случаев закон сам называет те или иные условия договора в качестве существенных. Например, в ст. 942 ГК РФ прямо указаны существенные условия договора страхования, а в ст. 1016 ГК РФ перечислены существенные условия договора доверительного управления имуществом. Иногда закон обязывает включить в договор то или иное условие, прямо не называя его существенным. Так, условие о размере вклада каждого из участников полного товарищества должно содержаться в учредительном договоре такого товарищества в силу п. 2 ст. 70 ГК РФ, а в договоре простого товарищества оно необходимо в силу его природы, предполагающей соединение вкладов участников (п. 1 ст. 1041 ГК РФ). В обоих случаях речь, несомненно, идет о существенном условии.

Практически все современные авторы совершенно справедливо в качестве существенных традиционно рассматривают условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора[7];[8];[9].

Круг существенных условий зависит от особенностей конкретного договора. В качестве одного из них выступает, в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ, предмет договора.

Это условие следует выделять особо, поскольку именно предмет отграничивает конкретный договор от всех иных сделок, в том числе и от договоров одного вида.

Без определения того, что является предметом договора, невозможно заключить ни один договор. В законодательстве нет чёткой дефиниции предмета договора, что вызвало разночтения в его понимании.

В свое время Г.Ф.Шершеневич обращал внимание на то, что «содержание договора, или, как неправильно выражается наш закон, предмет договора: есть то юридическое последствие, на которое направлена согласная воля двух или более лиц»[10]. По мнению Д.И. Мейера, «предметом договора всегда представляется право на чужое действие»[11].

Не решило проблемы и появление в российском законодательстве понятия «объект договора». Перечень объектов гражданско-правовых договоров содержится в ст. 128 ГК РФ. Таким образом, объект договора - это объект гражданско-правовых отношений, по поводу которого заключен договор.

Один из видов гражданско-правового договора, это договор о передаче вещи, где воля сторон направлена на эту вещь, следовательно, она и является предметом этого договора. Таким образом, в данном виде договоров объект и предмет совпадают. Опираясь на ряд норм ГК ( ст. 554,572,666,668,670 и т.д.) можно сделать вывод о том, что законодатель под предметом договоров по передаче имущества понимает именно это передаваемое имущество.

Современные российские исследователи, как правило, отождествляют категории «предмет» и «объект договора»[12]. На сегодняшний день в гражданско-правовой науке по поводу предмета договора существуют следующие мнения:

1) Ф.И.Гавзе[13] подразумевает под предметом всякого гражданско- правового договора действия, которые должен совершить должник, и объект, на который эти действия направлены;

2) О.С.Иоффе[14],М.И.Брагинский[15] выделяют в договоре юридический объект- действия и материальный объект- вещь или иное благо, на которое направлено поведение ;

3) В.В.Витрянский[16] считает, что действия (бездействия) являются предметом всякого гражданско-правового договора, и выделяет в ряде договоров сложный предмет, состоящий из нескольких объектов;

4) А.Н.Обыденнов[17] определяет предмет договора как объект материального (вещь, имущество) или нематериального (информация) мира, на который непосредственно направлены или с которым непосредственно связана воля договаривающихся сторон и который достаточно индивидуализирован для того, чтобы отграничить его от других объектов.

Таким образом, мы вынуждены констатировать полное отсутствие в гражданско-правовой науке единого понимания значения таких категорий, как предмет и объект договора.

Тем не менее, в связи с отсутствием общепринятой позиции по поводу предмета гражданско-правового договора, анализируя ряд норм гражданского законодательства (ст. 455, 554, 607, 826 ГК РФ и др.), можно сделать следующий вывод. Основная цель, которую преследовал законодатель, возведя предмет договора в ранг существенного условия, состоит в том, чтобы стороны, заключая договор, индивидуализировали в нем тот объект материального (нематериального) мира, которого этот договор непосредственно касается. Другими словами, законодатель предписывает сторонам четко определять в договоре объекты окружающего мира, в отношении которых возникают права и обязанности, то есть те объекты, с которыми они должны совершить определенные действия.

Следовательно, под предметом договора следует понимать объект материального (вещь, имущество) или нематериального (информация) мира, на который непосредственно направлена или с которым непосредственно связана воля договаривающихся сторон и который достаточно индивидуализирован для того, чтобы отграничить его от других объектов.

Вторая группа существенных условий – это те, которые названы в законе или иных нормативно-правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.

Например, в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 29 октября 1998 г. «О лизинге»[18] договор лизинга должен содержать следующие существенные положения: точное описание предмета лизинга; объем передаваемых прав собственности; наименование места и указание порядка передачи предмета лизинга; указание срока действия договора лизинга; порядок балансового учета предмета лизинга; порядок содержания и ремонта предмета лизинга; перечень дополнительных услуг, предоставленных лизингодаталем на основании договора комплексного лизинга; указание общей суммы договора лизинга и размера вознаграждения лизингодателя; порядок расчетов (график платежей); определение обязанности лизингодателя или лизингополучателя застраховать предмет лизинга от связанных с договором лизинга рисков, если иное не предусмотрено договором.

Условия, которые хотя и не признаны существенными по закону, но необходимы для договоров данного вида обычно «содержатся в самом определении понятия соответствующего вида договора»[19], хотя могут находиться и в общих положениях об обязательствах и договоре, а также иных разделах общей части ГК РФ. Следовательно, в случае, когда стороны не предусмотрели в договоре-тексте условия, например, о сроке (сроках) поставки, при определении содержания соответствующего условия следует обратиться к статье 314 ГК РФ, расположенной в его подразделе I «Общие положения об обязательствах» раздела III «Общая часть обязательственного права».

Или: в ст. 1016 (2) указаны существенные условия договора доверительного управления имуществом. К их числу относятся: состав имущества, передаваемого в доверительное управление; наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которого осуществляется управление имуществом и некоторые другие.

Содержание таких условий соответствует диспозитивным правовым нормам, относящимся к видообразующим признакам договоров данного вида которые выражают его природу и без которых он не может существовать как данный вид договора.

Специфика третьей группы существенных условий обусловлена тем, что заключение договора при соблюдении важнейшего принципа гражданского права – принципа свободы договора – невозможно без достижения соглашения по тем условиям, которые предлагаются сторонами сделки. Не все авторы, однако, согласны с таким взглядом на соотношение свободы договора и существенных условий. Так, К.И. Забоев рассматривает любые предписания закона, касающиеся заключения договора, определения его условий и т.д., в качестве ограничения свободы договора[20]. Автору данной статьи представляется, что в качестве ограничителей свободы договора следует рассматривать не любые существенные условия, а только их первые две группы. Применительно же к третьей группе существенных условий свобода договора проявляется в установлении свободы выбора сторонами заключать договор или нет на условиях, предлагаемых другой стороной. Если одна из сторон не соглашается принять какое-либо условие, являющееся принципиально необходимым для другой, то наиболее вероятно договор так и не будет заключен, независимо от указания на это в Кодексе, поскольку не обретет необходимую форму ввиду отсутствия окончательного, полного и безоговорочного акцепта. Исключение составляют, пожалуй, лишь случаи совершения кабальных сделок под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной и ситуации, когда лицо было вынуждено совершить сделку вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась.