Смекни!
smekni.com

Уголовная ответственность за убийство 2 (стр. 5 из 7)

Необходимо отграничивать данный вид убийства от убийства в ссоре или в драке. При этом важно выяснить, кто явился инициатором ссоры или драки и не был ли конфликт спровоцирован виновным для использования его в качестве повода к убийству. В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, если зачинщиком ссоры или драки был потерпевший, а равно в случае, когда поводом к конфликту послужило его неправомерное поведение, виновный не может нести ответственность за убийство из хулиганских побуждений. Обязательным признаком объективной стороны является место совершения преступления и публичность действий виновного. Субъект может действовать с прямым умыслом, но чаще умысел бывает косвенным, который характеризуется безразличным отношением к наступившим последствиям.

2.10 Убийство с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, а равно сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера (п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Для квалификации действий виновного согласно первой части данной правовой нормы необходимо установить конкретную цель убийства — сокрытие или облегчение совершения другого преступления. Не требуется, чтобы виновный в результате убийства достиг указанной цели, достаточно установить сам факт ее наличия перед убийством. Вместе с тем преступление, совершение которого облегчалось или скрывалось с помощью убийства, требует самостоятельной квалификации.

Под убийством, сопряженным с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера, по разъяснению Пленума Верховного Суда РФ следует понимать убийство в процессе изнасилования или с целью скрыть его, а также по мотивам мести за оказанное сопротивление. Речь идет о двух самостоятельных преступлениях, поэтому действия виновного следует квалифицировать по совокупности (п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ и в зависимости от конкретных обстоятельств по соответствующим частям и пунктам ст. 131 или 132 УК РФ).

1.2.2.11 Убийство по мотиву национальной, расовой, религиозной наневисти или вражды либо кровной мести (п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Для квалификации по указанным основаниям важно установить наличие мотива преступления, содержанием которого является стремление виновного показать ущербность потерпевшего в силу его принадлежности к определенной национальности, расе, этнической группе и религии. В некоторых случаях виновный, совершая такое убийство, пытается продемонстрировать исключительность своей национальной, расовой и религиозной принадлежности. Важное значение для квалификации имеет и личность потерпевшего. В одном случае им может быть только представитель иной национальности или иного вероисповедания, в другом — лицо, принадлежащее к той же национальности, расе, что и виновный. В этом случае виновный может мстить потерпевшему за несогласие поддержать националистическую идею превосходства и исключительности.

Некоторые особенности необходимо учитывать и при квалификации убийства, совершенного по мотиву кровной мести. Кровная месть — древний обычай, который предполагает защиту чести и достоинства семьи, рода. Он состоит в стремлении, в обязанности родственников убитого отомстить обидчику (убийце) или его родным. Данный обычай предполагает убийство лиц мужского пола. Возможно убийство, как самого обидчика, так и его родственников по мужской линии. Важно учесть при квалификации, что субъектом данного преступления может быть только лицо той национальности, которая признает» данный обычай. Мотив как определяющий субъективный фактор такого убийства предполагает действие виновного только с прямым умыслом.

2.12 Убийство в целях использования органов или тканей потерпевшего (п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

При квалификации по данному признаку определяющую роль играет цель совершения убийства. Но убийство будет считаться оконченным независимо от того, использовал ли виновный органы и ткани потерпевшего. В специальной литературе распространено мнение, что органы и ткани убитого используются для трансплантации в качестве донорского материала. Но законодатель ведет речь не только о трансплантации, а вообще об использовании органов и тканей для различных целей: использование в промышленности, каннибализм, глумление над трупом и т.п. Если при совершении данного убийства виновный руководствовался корыстными мотивами, то его действия необходимо квалифицировать по совокупности: п. «з» и «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ. С учетом выделенной законодателем специальной целью это убийство может совершаться только с прямым, заранее обдуманным умыслом.

§3 Привелигированные убийства

Привилегированные составы убийства названы в статьях 106-108 УК РФ. К таким составам относятся: убийство матерью новорожденного ребенка; убийство, совершенное в состоянии аффекта; убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны; убийство, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.

3.1 Убийство матерью новорожденного ребенка

В ст. 106 УК РФ фактически объединены три различных ситуации, в которых специальный субъект – мать – причиняет смерть своему ребенку. По существу, как отмечают многие юристы, речь идет о трех самостоятельных составах преступления, каждый из которых имеет свои особенности.

Первая ситуация – это умышленное лишение жизни матерью своего новорожденного ребенка во время или сразу же после родов. В данном случае время совершения преступления жестко определено законом и связано непосредственно с самим процессом родов и небольшим временным промежутком после них. Правда, понятие “рождение ребенка” шире, чем понятие “роды”.

Вторая ситуация предполагает совершение преступления в условиях психотравмирующей ситуации, которая может сложиться после окончания периода, обязательного в первом случае, т. е. спустя некоторое время после родов.

Третья ситуация – это убийство матерью своего новорожденного ребенка в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости. Для этой ситуации, так же, как и для второй, характерно прошествие определенного времени после родов.

Первая ситуация, когда убийство ребенка осуществляется матерью во время родов (например, путем нанесения смертельного ранения рождающемуся младенцу) или сразу же после отделения плода от тела матери, обычно не вызывает трудностей и сомнений в квалификации этих действий по ст. 106 УК, поскольку уголовный закон прямо указывает на время совершения преступления.

Вторая и третья ситуации вызывают различные споры в науке уголовного права и на практике. В законе нет прямого ответа на вопрос о том, в какой промежуток времени должны быть совершены эти разновидности данного преступления, чтобы их можно было квалифицировать по ст. 106 УК. С одной стороны, очевидно, что особое психическое состояние матери должно иметь связь с беременностью и родами. Но с другой стороны, понятие новорожденности нуждается в толковании. В медицине оно не связывается с какими-либо четкими временными рамками. Согласно одному подходу, ребенок считается новорожденным с момента его появления на свет и до истечения одного месяца после рождения, ребенок же, достигший месячного возраста, новорожденным не является. Согласно другому подходу, ребенка следует считать новорожденным до того, как он достигнет шестимесячного возраста.

Таким образом, несмотря на то, что во всех трех случаях речь идет о новорожденном, возраст последнего может быть различным. Новорожденный во время родов – это ребенок в период до изгнания последа включительно. Сразу же после родов – это небольшой промежуток времени уже после изгнания последа. Убийство новорожденного в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, предполагает третий временной период, отличающийся от периода “сразу же после родов” большей длительностью.

Объективная сторона рассматриваемого вида убийства может заключаться как в действиях (удушение, утопление, удары и т. п.), так и в бездействии (отказ от кормления ребенка). К обязательному признаку объективной стороны в ряде случаев относится время совершения преступления. Если речь не идет об убийстве матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, то такое убийство должно быть совершено во время или сразу же после родов. В противном случае нет оснований для квалификации содеянного матерью по ст. 106 УК РФ. К этому вопросу в каждом конкретном случае надо подходить индивидуально, назначать экспертизу, чтобы установить наличие в момент совершения убийства отклонения от нормального состояния, т. к. убийство через значительный промежуток времени (здесь невозможно точно говорить о днях, часах) не может объясняться специфическим состоянием женщины.

Субъект преступления специальный: мать новорожденного ребенка. Другие лица, участвовавшие в совершении рассматриваемого деяния, могут быть только организаторами, подстрекателями или пособниками - в зависимости от их роли в преступлении. Непосредственными исполнителями детоубийства они быть не могут, поскольку не обладают признаками специального субъекта. Сложными для квалификации являются те случаи, когда лица, не имеющие признаков специального субъекта, принимают непосредственное участие в лишении жизни ребенка наряду с его матерью. К примеру, отец и мать новорожденного ребенка, действуя согласованно, причиняют ему смерть. Как квалифицировать действия отца? Согласно ч. 4 ст. 34 УК РФ лицо, не являющееся субъектом преступления, специально указанным в соответствующей статье Особенной части УК, участвовавшее в совершении преступления, предусмотренного этой статьей, несет уголовную ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника. Но отец фактически выполнял функции исполнителя, а не иного соучастника. Его действия следует квалифицировать по соответствующим пунктам ч. 2 ст. 105 УК РФ. Действия же матери следует оценивать с позиций ст. 106 УК РФ.