Смекни!
smekni.com

Современные подходы к пониманию права (стр. 4 из 4)

С точки зрения этой концепции законы можно разделить на «правовые» и «неправовые». Правовые законы - законы, которые выражают действительное право, фиксируют то, что сложилось в обществе. Неправовые законы - акты законодателя, т. е. то, что имеет минимальную связь с реальностью.

Достоинством социологического правопонимания является то, что оно заставляет законодателя ориентироваться на то, что складывается в обществе, учитывать реально сложившиеся отношения, а также и условия (социальные, экономические и т. д.), предопределяющие действенность закона.

Недостатком является сложность разграничения правового и неправового, возникают трудности с определением правового характера отношений.

Как следствие - особое внимание уделяется договору, определяющему договорные права и обязанности сторон. Особую роль в такой ситуации играет суд: если отношения протекают нормально, то проблем с правовыми отношениями не возникает, а если да - то вопрос об их правовом характере решает суд. Эта концепция получила развитие в США [2, 43].

Нравственное правопонимание пытается дать содержательную характеристику права. В рамках нравственного понимания право выступает как система норм, но не всяких, а норм, отвечающих определенным положительным критериям. Только справедливые нормы, или нормы, выражающие степень свободы общества, могут быть признаны правовыми. Главным моментом в праве при таком подходе являются принципы права (а не нормы или правоотношения).

Достоинства нравственного правопонимания:

- право здесь связано с положительными общественными явлениями - со свободой, демократией и т. п.;

- данное правопонимание заставляет законодателя ориентироваться на нравственные ценности общества, на его представления о справедливости, равенстве, гуманизме.

К недостаткам может быть отнесено следующее:

- сложность выбора критерия, по которому возможно отличить правовое от неправового;

- не решен вопрос о существовании права «до» или «помимо» закона.

Каждый из типов правопонимания по-своему выражает правовую действительность, имеет свои плюсы и минусы. В праве мы обнаружим и нормы, и отношения, и идеи. В общественном сознании на каждый момент присутствуют все эти типы правопонимания, но какой из них становится господствующим, т. е. определяет деятельность законодателя, определяет юридическую практику, преобладает в общественном сознании, зависит от многих факторов, в частности, не столько от научных усилий, от уровня развития науки, сколько от ситуации в обществе. Господствующее правопонимание показывает, как представлено право в том или ином обществе. Нормативное правопонимание господствует там, где власть подчиняет себе общество со всеми вытекающими из этого последствиями (тоталитарное государство).

Социологическая теория имеет иные социальные основания - эта концепция дает приоритет общественных отношений, он согласуется с обществом, где государство не вмешивается в жизнь общества. Она согласуется с ослаблением роли государства, децентрализацией управления.

В нравственном правопонимании право концентрирует в себе прогрессивные идеи - свободы, равенства, справедливости и т. д. Оно свойственно современному нравственному обществу, где сложилось разделение властей, демократия и т. п.

Касательно российской правовой системы можно сказать, что здесь длительное время господствовало нормативное правопонимание, но присутствовали и нравственно-социологические воззрения в той или иной форме.

Из этих типов правопонимания для современного общества нравственное наиболее приемлемо. С точки зрения нравственного правопонимания, право - социально обусловленная форма и мера свободы и ответственности в обществе, выраженное в норах и субъективных правах и являющаяся регулятором поведения людей [8, 11-19].

В качестве сущностной характеристики права признается свобода, которая понимается, как возможность действовать по собственному усмотрению, это возможность выбора, возможность поступать по своей воли, без принуждения.

Но право и свобода – имеют различия. Право - это мера свободы, ее границы, т. к. право не существует само по себе, а складывается в отношениях между людьми и вытекает из возможностей, существующих у людей в обществе.

Такое понимание права, свободы в праве было выражено Кантом. Аналогичная позиция выражена во Всеобщей Декларации Прав Человека: «при осуществлении своих прав и свобод, каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом для обеспечения признания и уважения прав и свобод других людей» [5].Право на только устанавливает границу свободы, оно еще обеспечивает свободу, защищает ее. В праве выражена мера ответственности за нарушение прав и свобод иных людей. Если у человека нет свободы выбора, нет смысла устанавливать ответственность.

Право - социально обусловленная мера свободы; это означает, что в каждом обществе складывается свое право, человек обладает различными возможностями: эти возможности характеризуют достигнутый уровень развития общества, а также являются критерием человеческого прогресса в обществе.

Право - равная мера свободы. Это означает, что оно предоставляет равные возможности добиваться своих целей правовыми способами.

Если право предоставляет меру свободы, то она должна быть где-то выражена для того, чтобы можно было пользоваться эталоном свободы.

Свобода выражается двояко. Во-первых, в нормах права, в общих правилах поведения, в том, что касается каждого человека и всех людей одновременно. Наряду с этим, во-вторых, право выражается и в субъективном праве, которое представляет собой меру возможного поведения каждого отдельного лица.

Право состоит из объективного права (общие нормы, правила, независящие от конкретного человека) и субъективного (правомочия отдельного лица, возникающие на основе норм объективного права; это мера возможного поведения лица).

В качестве сущностной характеристика права была названа свобода, но иногда под сущностью права понимают справедливость. В отличие от справедливости, свободу можно понимать однозначно, а справедливость - это оценочное понятие, каждый имеет свои представления о ней [6, 225].

Таким образом, современное право (в коммуникативном понимании) - это механизм, который «разгружает» коммуникативную деятельность членов сообщества, поскольку именно последняя вызывает к жизни нормы права и придает им конечную легитимность. Нормы легитимны только тогда, когда они удовлетворяют критериям коммуникативной рациональности. Следовательно, необходимо обеспечить законность самой процедуры принятия норм.

Заключение

Рассмотрев разные подходы к пониманию права, можно предложить три основных пути к формированию нового правопонимания:

1. Право - автономная нормативная система, имеющая свою собственную ценность, система, построенная на началах равенства и свободы индивидов.

2. Правопонимание основывается на признании самоценности автономного индивида как равного с другим субъектом права. Этот индивид наделяется свободой при решении касающихся его дел и соответственно несет персональную ответственность за последствия своих решений.

3. Именно право, а не коллектив, корпорация обеспечивает защиту индивида с использованием разнообразных юридических процедур и институтов.

В современных условиях связующая роль права в отношении государства усиливается. Чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство. Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства.

В российском обществе существует острая потребность в том, чтобы право выступало в качестве исторического преемника позитивных правовых ценностей, достижений юридической культуры, всего того, что может обеспечить совершенный, развитой характер социального регулирования в его движении к современному гражданскому обществу.

Список литературы

1. Алексеев, С.С. Теория права [Текст] / С.С. Алексеев. - М.: Издательство БЕК, 1994. - 224с.

2. Байтин, М. И. О современном нормативном понимании права [Текст] / М. И. Байтин // Журнал российского права. – 1999. - № 1. – С. 132.

3. Байтин, М. И. Сущность права [Текст] / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. - М.: Юристъ, 2006. – 156 с.

4. Вопленко, Н. Н. Очерки общей теории права [Текст] / Н. Н. Вопленко. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. - 898 с.

5. Всеобщая декларация прав человека, ст.29, п.2.

6. Комаров, С.А. Теория государства и права [Текст] / С. А. Комаров, А. В. Малько. – М.: Изд-во Норма, 2003. – 448 с.

7. Лейст, О. Э. Сущность права: Проблемы теории и философии права [Текст] / О. Э. Лейст. – М.: Зерцало-М, 2002. - 279 с.

8. Лившиц, Р. З. Современная теория государства и права [Текст] / Р. З. Лившиц. - М.: Издательство БЕК, 1994. – 224 с.

9. Лукашева, Е. А. Общая теория права и многоаспектный анализ правовых явлений [Текст] / Е. А. Лукашева // Советское государство и право. - 1995. - № 4. - С. 30-34.

10. Марченко, М. Н. Теория государства и права [Текст] / М. Н. Марченко. - М.: Проспект, 2006. - 640 с.

11. Муромцев, С. А. Определение и основное разделение права [Текст] / С. А. Муромцев. - М..: Зеркало-М, 1879. – 120 с.

12. Нерсесянц,B. C. Теория права и государства [Текст] / В. С. Нерсесянц. – М.: Изд-во Норма, 2001. - 272 с.

13. Нерсесянц,B. C. Философия права: либертарно-юридическая концепция[Текст] / В. С. Нерсесянц. – М.: Изд-во Норма, 2005. - 848 с.

14. Общая теория права и государства [Текст] / под ред. В. В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2001. – 520 с.

15. Поппер, К. Р. Предположения и опровержения: Рост научного знания [Текст] / К. Р. Поппер. - М.: ООО «Издательство ACT », ЗАО НПЛ «Ермак», 2004. - 638 с.

16. Современная универсальная Российская энциклопедия [Текст] // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М.: 2009.

17. Тощенко, Ж. Т. Социология: пути научной реформации [Текст] / Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. - 1999. - № 9. – С. 3-5.