Смекни!
smekni.com

Виды гражданских правоотношений 6 (стр. 4 из 7)

В отличие от простой незапрещенности субъективное право юридически обозначено и закреплено в правовой форме как вид и определенная мера поведения. Норма права может предусматривать несколько вариантов возможного поведения. Однако существуют и другие способы закрепления субъективных прав. Зачастую указаны только границы возможного поведение и тем самым закрепляется определенный простор для более широко усмотрения самого управомоченного субъекта. В частности, гражданское законодательство, как правило, только в общей форме регулирует договоры купли-продажи. Стороны могут сами договариваться в отношении различных условий, вариантов.[13] Другой пример – право собственности на вещь. Как будет пользоваться вещью ее собственник, всецело зависит от его усмотрения. Важно, чтобы при этом он не нарушал норму, которая предусматривает данное право, либо другие нормы. Значит, субъективное право – это не только вид, но и мера поведения участника правового отношения.

Субъективное право включает несколько правомочий независимо от его содержания и отраслевой принадлежности:

во-первых, правомочие обладать определенным благом (например, право собственности включает такие специфические именно для него правомочия, как владение, пользование и распоряжение определенным имуществом);

во-вторых, правомочие на совершение определенных действий (лицо обладает правом вести себя определенным образом);

в-третьих, правомочие, которое позволяет субъекту потребовать от другого участника правоотношений юридической обязанности (например, арендодатель имеет право требовать у арендатора исполнения обязанностей, оговоренных в договоре аренды);

в-четвертых, правомочие обратиться в судебный орган, если другая сторона не исполняет обязательство.

Из перечисленных правомочий состоит любое субъективное право. Наряду с этим в зависимости от отраслевого содержания субъективного права оно может включать тот или иной набор специфических правомочий. Например, согласно статье 46 УПК РСФСР, обвиняемый имеет право знать, в чем он обвиняется, давать объяснения по предъявленному ему обвинению, представлять доказательства, заявлять ходатайства.[14] Он имеет так же и другие права, перечисленные в статьях 46, 47 УПК РСФСР. Каждое из этих правомочий, предусмотренных законом, по существу, в результате теоретического анализа может быть отнесено либо к правомочию пользоваться определенным благом (например, возможность иметь защитника), либо к правомочию на собственные действия (например, право давать объяснения по предъявленному обвинению), либо к правомочию потребовать выполнения другой стороной (органом дознания, следователем, прокурором и т.п.) соответствующей обязанности либо обратиться к компетентным органам государства за защитой нарушенного права (например, право приносить жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, прокурора и т.п.)

Юридическая обязанность – это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника правоотношений. В отличие от субъективного права, нельзя отказаться от выполнения юридической обязанности. Отказ от исполнения юридической обязанности является основанием для юридической ответственности. Ответственность возникает и в том случае, если субъект недобросовестно отнесся к исполнению обязанностей, действует вразрез с требованиями правовой нормы. Точно так же, как и субъективное право, юридическая обязанность является мерой поведения, содержанием правоотношения. Мера – это те границы осуществления обязанности, которые предусматриваются в правовой норме. Выход за эти границы означает либо недобросовестное отношение к обязанности, либо злоупотребление, посягательство на субъективное право другого участника правоотношения. Основой юридической обязанности является социальная необходимость. Социальная необходимость в определенном поведении людей порождается системой сложившихся общественных отношений. Например, в сфере экономических отношений существует множество различных предпосылок, обусловливающих необходимость возложения обязанностей на граждан и должностных лиц. Производство товаров и услуг немыслимо без выполнения многочисленных разнообразных функций. Это, прежде всего, трудовые функции производителей и функции организаторов производства. Они проявляются как результаты заключения трудовых контрактов и договоров, гражданско-правовых сделок между производителями и потребителями товаров и услуг. Юридические обязанности порождаются как частным, так и публичным правом. Примером публичных обязанностей граждан являются их воинские обязанности, в основу которых положен публичный интерес. Государство, все его органы и должностные лица выполняют функцию обеспечения общественных интересов. Поэтому права и обязанности государства, его органов и должностных лиц совпадают. Они объединяются термином «полномочия».[15]

В зависимости от того, какой вид поведения предусматривается диспозицией правовой нормы, юридические обязанности бывают либо активными либо пассивными. Активные обязанности закрепляют необходимость действия, а пассивные – необходимость воздержания от действий, запрещенными нормами права.

Структура юридической обязанности соответствует структуре субъективного права, являясь как бы его обратной стороной, и так же включает в себя четыре компонента:

1) необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от них;

2) необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного;

3) необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований;

4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право.

Большинство правоотношений по своей юридической природе таково, что каждый из их участников одновременно обладает правом и несет обязанность (например, в договоре купли-продажи, аренды, поставки и т.п.), где стороны взаимноуправомочены и правообязаны, их права и обязанности обеспечиваются и реализуются через друг друга. Такая корреляция заложена уже в правовой норме, которая носит представительно - обязывающий характер.

При этом заметим, что в специальной литературе структура юридической обязанности долгое время не раскрывалась – внимание главным образом концентрировалось на субъективном праве. Однако субъективное право и юридическая обязанность – это парные и равноэлементные категории, которые в рамках конкретного правоотношения строго соответствуют друг другу.

2.КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ

2.1. Классификации правовых отношений

Классификация правовых отношений может быть произведена по различным основаниям.

Все правоотношения, как и юридические нормы, которые их предусматривают, следует классифицировать по отраслевому признаку. По этому критерию все правоотношения разделяются на государственно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т.д.[16]

Другим вариантом классификации является их рассмотрение на основе социального назначения. Здесь выделяются следующие виды:

Регулятивные правоотношения направлены на обеспечение развития общественных отношений, например, правоотношения, связанные с договорами купли-продажи, комиссии, подряда, или правоотношения, возникающие при акционировании и приватизации государственных предприятий. Основное содержание таких правоотношений – позитивное, регулятивное. Здесь есть охранительные моменты, но они не выступают на первый план, а имеют вспомогательное значение. Так, при акционировании, приватизации государственных предприятий одним из важнейших моментов является охрана этой деятельности от неправомерного присвоения государственной собственности за счет теневого капитала, за счет коррупции и применения методов, используемых мафиозными структурами. Однако при всей важности охранительного момента и в праве, и в правоотношении он является вспомогательным.

Охранительные правоотношения – это такие правоотношения, основным содержанием которых являются правовые запреты, правовые ограничения либо активные обязанности соответствующих должностных лиц, предусмотренные в целях обеспечения охраны регулятивных правоотношений. В таких правоотношениях доминирует охранительная функция права.

По взаимосвязи с государством следует различать также общие и конкретные правоотношения. Оба термина условны и указывают лишь на своеобразие отражаемых ими явлений. Вообще, всякое правоотношение по-своему конкретно, и в то же время представляет собой неконкретное обобщение, интегрирующее в себе собирательные черты. Идея общих правоотношений возникла в отечественной науке в 60-е годы и обоснована в работах Алексеева С. С., Матузова Н. И., Фарберга И. Е. Позже круг сторонников этой концепции расширился, а недавно она получила поддержку применительно к современным условиям российской действительности. Наличие общих правоотношений безоговорочно признается государствоведами (конституционалистами), но отрицается представителями гражданского права.[17]

В рамках общих правоотношений существуют и реализуются основные (естественные, неотчуждаемые) права и свободы человека и гражданина, зафиксированные в международных пактах, российской декларации прав и свобод человека и гражданина, других основополагающих документах. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ на государство возложена обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы, гарантировать их осуществление.[18]В свою очередь граждане должны вести себя в соответствии с нормами Конституции РФ и других законов, соблюдать общий интерес, исполнять свои обязанности, уважать права и свободы других. В конституционных правоотношениях нет юридического факта в традиционном его понимании. Эти правоотношения возникают непосредственно из закона, т.е. роль юридического факта в данном случае выполняет сам закон, его издание. Главное же заключается в том, что в этих правоотношениях одной из сторон является государство, т.к. неконкретизированная сторона, а если она и конкретизируется в лице Президента Российской Федерации, то в Конституции РФ приводится лишь общий механизм гарантирования или правового статуса личности.