Смекни!
smekni.com

Понятие условно - досрочного освобождения (стр. 2 из 7)

Некоторые юристы считают условно-досрочное освобождение последней ступенью исполнения наказания. Эта точка зрения представляется ошибочной. Если бы при условно-досрочном освобождении продолжалось отбывание наказания, то при осуждении условно-досрочно освобожденного в течение испытательного срока за новое преступление к наказанию за него можно было бы присоединить только ту часть наказания, которая не отбывалась как "последняя стадия исполнения наказания". Вместе с тем в соответствии с п. "в" ч. 7 ст. 79 УК РФ в подобной ситуации к наказанию за новое преступление возможно присоединение и всей не отбытой части срока наказания при условном осуждении.

Нельзя рассматривать условно-досрочное освобождение от наказания и как внесение корректив в приговор. Изменить его может только вышестоящий суд в порядке кассационного или надзорного производства, а не суд, вынесший приговор, или иной одноименный суд, который решает вопрос об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания.

Условно-досрочное освобождение не колеблет стабильности приговора. К тому же ошибки при его применении могут быть исправлены отменой условно-досрочного освобождения для реального исполнения не отбытой части срока наказания.

Некоторые авторы рассматривают условно-досрочное освобождение как "субъективное право осужденного". Представляется, что данное определение не отражает смысл категории условно-досрочного освобождения, а лишь указывает на то, что осужденный, как полагают сторонники этой точки зрения, имеет право на условно-досрочное освобождение от наказания.

В юридической литературе встречается трактовка условно-досрочного освобождения как поощрения. Не отрицая, что этот акт действительно поощряет осужденного, отметим, что такая дефиниция имеет излишне общий характер, поскольку под нее подпадают и условное осуждение, и замена не отбытой части наказания другим, более мягким наказанием, и т.д.

На мой взгляд, суть рассматриваемой правовой категории заключается в досрочном прекращении отбывания наказания при условии соблюдении освобожденным в течение испытательного срока установленных законом требований.

В юридической литературе условно-досрочное освобождение от отбывания наказания рассматривается как единое правовое явление. Но на самом деле в ст. 79 УК РФ установлены два вида такого освобождения: полное и неполное (частичное). Полным условно-досрочное освобождение является в том случае, когда осужденный отбывал только основное наказание. В подобной ситуации невозможно условно-досрочно освободить от части неотбытого основного наказания, а другую оставить для реального исполнения. Условно-досрочное освобождение относится к не отбытой части основного наказания в целом. Полным будет условно-досрочное освобождение осужденного от основного наказания и всего дополнительного наказания. Если же при условно-досрочном освобождении судом применяется частичное освобождение от дополнительного наказания, то его оставшаяся часть исполняется реально. Параллельно реализуется условно-досрочное освобождение от основного наказания и реальное исполнение части дополнительного наказания. Это неполное условно-досрочное освобождение.

Обратим внимание на то, что в законе речь идет об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, но возможно одновременное освобождение как от основного, так и от дополнительного наказаний. Следовательно, термин "наказание" употреблен в широком смысле. В статье 53 и 55 УК РСФСР 1960 г. и в ст. 93 УК РФ установлено, что условно-досрочное освобождение от отбывания наказания "может быть применено" при наличии перечисленных в законе оснований. Основываясь на словах "может быть", нельзя, по моему мнению, делать вывод о том, что осужденные не имеют права на условно-досрочное освобождение, ибо оно может быть применено или не применено по воле суда. Анализируемая формулировка закона неудачна. Если наличествуют все соответствующие предписания закона, то суд обязан применить условно-досрочное освобождение к осужденному. Поэтому обоснованным представляется внесенное в ст. 79 следующее изменение: "Лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если...".

Условно-досрочное освобождение - один из видов освобождения от наказания. Суть его, как было сказано, заключается в освобождении осужденного от дальнейшего реального отбывания наказания с условием обязательного соблюдения им ряда предписаний, перечисленных в законе и установленных судом в соответствии с этим законом - ст. 79 и 93 УК РФ.

При условно-досрочном освобождении не отбытая часть наказания не аннулируется. Ее исполнение только приостанавливается. И лишь после истечения определенного срока, равного не отбытой части назначенного судом срока наказания (испытательного срока), при соблюдении освобожденным определенных требований возврат к исполнению не отбытой части срока наказания становится невозможным.

Рассмотрим подробнее основания условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Первое состоит в том, что оно применяется лишь в тех случаях, когда достигнут определенный в законе уровень исправления осужденного и при этом им фактически отбыта определенная часть срока наказания. Суд должен установить, что для дальнейшего исправления осужденного нет необходимости в полном отбывании наказания. В приведенной формулировке отсутствуют какие-либо формальные критерии, и эта неопределенность, несомненно, усложняет работу судов, вносит в их деятельность излишние элементы субъективизма.

Толкование рассматриваемого положения закона приводит к выводу о том, что условно-досрочное освобождение от отбывания наказания должно применяться к лицам, твердо ставшим на путь исправления. Только в подобной ситуации можно считать, что для их окончательного исправления нет необходимости в полном отбывании назначенного судом наказания, а следовательно, в дальнейшем осуществлении карательно-воспитательного процесса. На смену ему приходит воспитательное воздействие. Но если при условно-досрочном освобождении от основного наказания частично или полностью сохранено дополнительное наказание, то лицо, к которому оно было применено, должно подвергаться комбинированному воздействию: воспитательному и карательно-воспитательному.

На практике при решении вопроса о том, стал ли осужденный на путь исправления, учитывается его поведение, осознание своей вины и т.п. И рассматривается это применительно к режимным правилам отбываемого наказания. При отбывании лишения свободы, например, учитываются дисциплинированность осужденного, его отношение к труду, к возмещению причиненного преступлением ущерба, к общеобразовательному и профессионально-техническому обучению, к семье и т.д.

Твердое становление осужденного на путь исправления имеет различную выраженность. Именно поэтому в соответствующих случаях дальнейшее исправление осужденного возможно без дальнейшей реализации основного и дополнительного наказаний либо при частичном или полном исполнении дополнительного наказания.

Вторым основанием для применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания является фактическое отбытие осужденным определенной части срока наказания, продолжительность которой зависит от категории преступления, совершенного осужденным. Так, в первоначальной редакции ч. 3 ст. 79 УК РФ говорилось о возможности условно-досрочного освобождения осужденного после отбытия им не менее половины назначенного ему судом срока наказания - за преступление небольшой или средней тяжести; не менее двух третей срока наказания - за тяжкое преступление. Не менее трех четвертей срока наказания должны были отбыть лица, подвергнутые наказанию в результате отмены условно-досрочного освобождения от наказания, а также лица, осужденные за новые преступления, совершенные во время испытательного срока.

Исходя из опыта применения условно-досрочного освобождения от наказания, законодатель пришел к выводу о необходимости сокращения той части срока наказания, после фактического отбытия которой возможно применение этого института.

В соответствии с Федеральным законом от 9 марта 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации" рассматриваемые части сроков отбываемых наказаний были сокращены и теперь составляют соответственно одну треть, половину и две трети срока наказания. Эта новация привела к значительному расширению применения условно-досрочного освобождения от наказания, и соответственно к уменьшению общего числа лиц, отбывающих лишение свободы.

Итак, согласно закону самую большую часть срока наказания, после отбытия которой возможно условно-досрочное освобождение, должны отбывать лица, которые были осуждены за совершение особо тяжкого преступления или нарушали требования, предъявляемые к ним в течение испытательного срока (см. ч. 7 ст. 79 УК РФ). И это справедливо, ибо они не оправдали оказанного им доверия. Кстати, было бы желательно отнести к последней категории и тех, кто, отбывая наказание, определенное им в порядке замены не отбытой части срока наказания другим, более мягким наказанием (ст. 80 УК РФ), вновь осужден за преступление.

Закон не запрещает применение условно-досрочного освобождения в третий или даже в четвертый раз - оно допустимо после истечения максимального срока наказания (двух третей его продолжительности). Но поскольку в подобных случаях повторное его применение уже имело место после отбытия этой части срока наказания, по букве закона в третий или больший раз условно-досрочное освобождение реализуется сразу же после установления того, что "осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбытии назначенного судом наказания", т.е. при его твердом становлении на путь исправления. Формально такая постановка вопроса возможна. Но желательно ввести в закон положение о том, что в рассмотренных ситуациях третье или последующее условно-досрочное освобождение от наказания допустимо после отбытия осужденным необходимой части срока наказания и дополнительной, например, еще одного года.