Смекни!
smekni.com

Источники гражданского права 8 (стр. 4 из 6)

Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее, при наличии прямого указания в ГК (или в ином федеральном законе) соответствующее отношение может быть урегулировано ими иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.

Наибольшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов обладают президентские указы. В сфере, прямо не урегулированной нормами закона, правила указов у нас, по сути, имеют такое же значение, что и закон (разумеется, если они не содержат прямых противоречий ему).

Многие указы Президента РФ по вопросам экономического развития содержат гражданско-правовые нормы. Те из них, которые были изданы до принятия ГК или предусмотренных им законов и содержат противоречащие им правила, теперь могут применяться лишь в части, соответствующей предписаниям Кодекса. Президентские указы, изданные по вопросам, которые согласно ГК могут теперь регулироваться только законами, сохраняют действие до принятия соответствующих законов.

Правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать ГК, другим федеральным законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). При несоблюдении этого ограничения они не подлежат применению (п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение.

В сфере хозяйственной деятельности федеральное правительство принимает большое количество нормативных актов, главным образом комплексного характера, содержащих нормы гражданского права. Ряд правительственных постановлений принят по вопросам, которые согласно ГК могут регулироваться только законами. В этом случае они, как и президентские указы, сохраняют силу до принятия соответствующего закона и в части, не противоречащей Кодексу.

Нормативные акты федеральных министерств и ведомств в сфере гражданского права формально обладают наименьшей юридической силой. Более того, само их принятие здесь обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня - законе, либо президентском указе, или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем и пределы ведомственного нормотворчества. Это связано с постоянными, не прекращающимися попытками многих министерств и ведомств исказить в принимаемых ими правилах содержание закона в угоду ведомственным интересам.

Поэтому все ведомственные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, а также все аналогичные акты межведомственного характера подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (в ходе которой осуществляется контроль за законностью их содержания).[8] Не подлежат государственной регистрации лишь нормативные акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (аналогичная возможность была ей предоставлена и ранее в качестве Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку). В результате подавляющее большинство актов данного ведомства имеет прямые противоречия с Гражданским кодексом или другими законами.


3.Гражданское законодательство: понятие, действие и применение

Гражданское законодательство как основная группа источников отечественного гражданского права представляет собой систему нормативных актов, состоящую из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ГК иных федеральных законов, регулирующих гражданско-правовые отношения.

Нормативные акты - акты, которыми устанавливаются общие юридические правила, на основе закона и во исполнение закона.

Принцип иерархии - нормативный акт нижестоящего государственного органа не может противоречить закону и акту вышестоящего органа.

Гражданское законодательство имеет предмет, совпадающий с предметом отрасли гражданского права, подчиняется тем же принципам и осуществляет те же функции, что и гражданское право. Во многом схожи и находятся в постоянном взаимодействии их системы.

Центральное место в системе гражданского законодательства занимает отраслевой кодифицированный нормативный акт - Гражданский кодекс. Это выражается в том, что «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу» (ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК). При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК, других федеральных законах и, тем более, других источниках гражданского права, правоприменительный орган должен руководствоваться нормами ГК, если только в самом Кодексе не предусмотрено иное.

Гражданское законодательство подразделяется на федеральные конституционные и просто федеральные законы, решающее значение среди которых принадлежит ГК, в том числе по порядку их принятия и, соответственно, их опубликования и вступления в силу. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, указанным Конституцией РФ, и с соблюдением специальной процедуры голосования, предполагающей квалифицированное большинство – 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы (ст. 108 Конституции РФ).

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в официальных источниках (на сегодняшний день в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации») в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.

На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные и федеральные законы, которые официально опубликованы. Эти законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу. Действие гражданского законодательства в пространстве состоит в том, что акты гражданского законодательства действуют на территории, подведомственной принявшему их органу, т.е. на всей территории Российской Федерации. Из этого правила есть два исключения. В силу указания самого закона территориальные границы его действия или действия его отдельных норм могут быть ограничены. Кроме того, законодательство одной страны в определенных случаях и по определенным вопросам может применяться на территории другой страны. Например, стороны внешнеторгового контракта, руководствуясь принципом свободы договора, могут условиться о рассмотрении возникающих между ними споров по правилам материального права страны истца, т.е. по гражданскому законодательству другой – для одной из сторон – страны.

Общее правило о действии гражданского законодательства по кругу лиц состоит в том, что акты гражданского законодательства распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. В порядке исключения законодатель может прямо или косвенно определить круг лиц, на которых распространяется та или иная норма права. Кроме того, на лицо – гражданина, подданного или юридическое лицо одного государства может распространяться действие гражданского законодательства другого государства.

Действие гражданского законодательства во времени состоит в том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются только к тем регулируемым гражданским правом отношениям, которые возникнут после введения их в действие (вступления их в силу) (ст. 4 ГК). Это правило призвано обеспечивать стабильность торгового оборота и жизни гражданского общества.

В ст. 5 федерального закона “О введении в действие части первой ГК РФ”, принятого Государственной Думой 21 октября 1994г., установлено правило: “Часть первая Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По гражданским правоотношениям, возникшим до введения ее в действие, часть первая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.”

Требование о компенсации морального вреда (ст. 151 ГК) не подлежит удовлетворению, если факт причинения относится ко времени до введения ч .1 ГК в действие, хотя бы потерпевший продолжал испытывать нравственные и физические страдания после вступления нового кодекса в действие. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п.2 ст.422 ГК). Значит, если по закону, который вступил в действие после того, как договор заключен, но, тем не менее, в самом законе указано, что он имеет обратную силу, то в договор должны быть внесены изменения. Условие договора, нарушающее запрет, установленный новым законом, исключается из договора.

Обратную силу имеет действие ст. 234 ГК (приобретательная давность), которое распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года и продолжалось в момент введения в действие ч .1 ГК.

Применение гражданского законодательства по аналогии Как бы ни развивалось законодательство, в нем неизбежны пробелы. Жизнь богаче юридических конструкций, быстрее развивается, а потребность соотнести казус с правом, разрешить спор о праве возникает и в том случае, когда в законе нет регулирующей нормы. Нет также соглашения сторон или обычая делового оборота (последнее существенно лишь в сфере предпринимательства). Отсутствие закона, регулирующего отношения, не дает основания для отказа в разрешении спора о праве. Выход заключается в применении аналогии закона или аналогии права - применение к общественным отношениям, требующим правового регулирования, но не предусмотренным прямо законом или подзаконным актом правовых норм, регулирующих сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии и таких норм - общих начал и принципов правового регулирования соответствующей отрасли права или правового института (аналогия права).