Смекни!
smekni.com

Уголовная ответственность 10 (стр. 2 из 6)

Можно подвести итог проведённого исследования понятия уголовной ответственности. Уголовная ответственность не тождественна наказанию. Понятие уголовной ответственности является более широким, чем понятие наказания. Наказание является лишь одной из форм реализации уголовной ответственности. Действующее законодательство также не отождествляет данные понятия.

1.2 Применение различных правовых норм и их соотнесение к уголовной ответственности.

Между тем, никаких препятствий для более широкого понимания санкции правовой нормы нет. Санкция уголовно-правовой нормы в данном смысле – правовое последствие совершения преступления. Её применение формирует уголовно-правовой статус лица, а именно статус преступника, несущего бремя ответственности за совершённое им преступление. Санкция, таким образом, предполагает ответственность (и факультативно - наказание), а поскольку она всегда – санкция конкретной уголовно-правовой нормы, т. е. органически связана с определённой диспозицией и без неё существовать не может, то в санкции находит своё отражение природа описанного в диспозиции преступления. Реализация, таким образом, понимаемой санкции и есть уголовная ответственность.[13]

Уголовная ответственность и наказание – близкие, но не тождественные понятия. Как уголовная ответственность, так и наказание устанавливаются уголовным законом за совершение преступления. Только уголовный закон содержит критерии уголовно-правовой оценки деяния как общественно опасного, а совершившего его лица – как преступника, и только уголовный закон устанавливает наказание за преступление.

В отличие от уголовной ответственности, сущность которой заключена в государственном осуждении лица, совершившего преступление, в порицании его самого и совершённого им деяния, наказание – особая мера государственного принуждения, применяемая судом от имени государства к преступнику за совершённое им преступление и влекущая определённые правоограничения для исправления и перевоспитания преступника, а также предупреждения совершения новых преступлений как осуждённым, так и иными лицами. Таким образом, наказание есть целенаправленная кара. Наказание, вопреки распространённому мнению,[14] не имеет в себе уголовно-правовой оценки, хотя и необходимо предполагает её.

Если рассматривать уголовную ответственность и наказание как близкие, но не тождественные последствия нарушения уголовно-правовой нормы, то освобождение от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных законом, означает полный отказ государства от применения санкции; возложение уголовной ответственности с одновременным освобождением от наказания – лишь частичный отказ от последнего.

Соотнесение уголовной ответственности и санкции уголовно-правовой нормы – существенный, но вместе с тем лишь нормативный аспект раскрытия понятия ответственности.

Проблема уголовной ответственности очень тесно связана с теорией уголовно-правовых отношений, являясь важнейшей частью последней. Именно в связи с развитием теории уголовно-правовых отношений и в рамках этой теории развивается проблема уголовной ответственности.

Относительно этого наиболее распространенным и аргументированным являлось представление об уголовной ответственности как уголовно-правовом отношении, включающем кроме уголовно-правовых также уголовно-процессуальные отношения, а именно – обязанности отвечать, возникающей на стороне лица, совершившего преступление. Такая позиция об уголовной ответственности содержалась в работах многих авторов, таких как А. А. Пионтковского, Л. В. Багрий – Шахматова[15] и других.

Совершение общественно опасного деяния, предусмотренного уголовно-правовой нормой,- это юридический факт, порождающий правовое отношение между лицом, совершившим преступление, и государством. Для возникновения правоотношения не требуется никаких других обстоятельств или действий потому, что государство заранее, в предвидении возможности совершения именно таких действий, определило содержание и объём этого отношения. Обязанность преступника отвечать за совершённое преступление определена уголовно-правовой нормой и возникает тогда, когда норма нарушена. Но обязанность отвечать – это не ответственность. До тех пор, пока обязанность отвечать не станет реальностью, это лишь возможная, а не действительная ответственность.

А. И. Санталов в своей работе пишет: «Между ответственностью и безответственностью нет промежуточного соединяющего их звена. Уголовная ответственность нереализованная не является наличной ответственностью».[16] Следовательно, уголовная ответственность не может быть разделена на части и осуществлена лишь в какой-либо из них: она либо есть, либо её нет. Поэтому нет оснований и полагать, что лицо, совершившее преступление и скрывшееся от следствия и суда, будучи обязанным отвечать, несёт какую-то часть ответственности, которая была бы полной, если бы оно было изобличено, осуждено и отбыло назначенное ему наказание.

Не являясь обязательным элементом ответственности, уголовное наказание, как правило, сопутствует применению уголовной ответственности. Наказание, как и ответственность, есть реализация санкции уголовно-правовой нормы.

Уголовная ответственность, заключающаяся в осуждении лица за совершение общественно опасного деяния, запрещённого уголовным законом, порицающая преступника и совершённое им деяние, порочит осуждённого в глазах общества. Карающее воздействие уголовной ответственности очевидно: сам факт признания виновным в совершении преступления подчас влечёт для осуждённого даже большие последствия, чем применяемое к нему наказание. Из выше сказанного можно сделать вывод, что уголовная ответственность способна служить достижению тех же целей, которые стоят перед наказанием: восстанавливать социальную справедливость, исправлять и перевоспитывать осуждённых, оказывать предупреждающее воздействие как на них, так и на других неустойчивых членов общества.

Таким образом, уголовная ответственность также не отождествляется с понятиями обязанности лица за совершённое преступление, уголовного правоотношения. Уголовная ответственность не является и только отрицательной оценкой преступления и лица его совершившего со стороны государства. Что же, в конечном счёте, представляет собой понятие уголовной ответственности? Уголовной ответственностью является результат основанного на уголовном законе порицания (отрицательной оценки) преступления и лица его совершившего со стороны государства, который находит своё выражение в осуждении лица путём вынесения обвинительного приговора суда, а также в назначении и исполнении уголовного наказания или иной меры уголовно-правового воздействия.

1.3 Основание уголовной ответственности

Под основанием принято понимать «исходное условие, предпосылку существования некоторого явления или системы явлений». В правовой литературе существовало несколько точек зрения по поводу того, что является основанием уголовной ответственности. Б. С. Утевский основанием уголовной ответственности признаёт вину[17], А. И. Санталов[18] – совершение преступления. По мнению А. Б. Сахарова, основанием уголовной ответственности выступает состав преступления и личность.[19] По утверждению М. П. Карпушина и В. И. Курляндского, основанием уголовной ответственности выступают состав преступления и совершённое преступление[20].

Действующее законодательство положило конец всем дискуссиям, однозначно сформулировав основание уголовной ответственности: «Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом» (ст. 8 УК РФ).

Под составом преступления понимается совокупность предусмотренных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как преступление.

Понятие преступления и состава преступления – два неразрывно связанных друг с другом понятия, характеризующих одно и то же явление – уголовно наказуемое деяние. С одной стороны, только преступление может обладать набором юридических характеристик, образующих в своей совокупности состав преступления. А с другой стороны, только наличие всех юридических признаков, совокупность которых образует состав преступления, может свидетельствовать о том, что оцениваемое с точки зрения уголовного закона деяние является преступлением. Таким образом, состав преступления раскрывает юридическую структуру уголовно наказуемого деяния, его необходимые характеристики.

Состав преступления – это юридическая характеристика деяния, которое объективно обладает свойством общественной опасности. Поэтому одно лишь наличие формальных признаков состава преступления ещё недостаточно для признания совершённого деяния преступлением и не может служить основанием уголовной ответственности.

Но даже если совершённое деяние объективно является общественно опасным, оно не может быть признано преступлением, если в нём отсутствует хотя бы один из признаков, образующих в своей совокупности состав данного вида преступления.

Если в связи с изменением уголовного закона изменяется юридическая характеристика уголовно наказуемого деяния, то деяние, которое являлось преступным по ранее действовавшему закону, должно признаваться не преступным, если в нём отсутствует, хотя бы один юридический признак, необходимый по новому закону.