Смекни!
smekni.com

Ограничение дееспособности совершеннолетних граждан. Право хозяйственного ведения и оперативного (стр. 3 из 3)

В составе права хозяйственного ведения определённые ограничения установлены в осуществлении правомочия распоряжения (запрещено продавать, сдавать в аренду, залог и т.п.)

Следует отметить, что право хозяйственного ведения наиболее приближено из всех ограниченных вещных прав к праву собственности, но не является ему равным.

ГК 1998 г. не содержит определения права оперативного управления, одновременно указывая на субъектов этого права, объём правомочий и пределы их осуществления. Однако и здесь используя общие подходы, применённые при обозначении права хозяйственного ведения, и с учётом норм о праве оперативного управления, его можно определить, как основанное на праве собственности вещное право юридического лица несобственника владеть. Пользоваться и распоряжаться закреплённым за ним имуществом в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

По мнению А.А. Гончарова под правом оперативного управления понимается право учреждения или казённого предприятия владеть, пользоваться или распоряжаться закреплённым за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом в соответствии с целями его деятельности, заданием собственника и назначением его имущества[8].

По объёму правомочий право оперативного управления уже, чем право хозяйственного ведения. Объект рассматриваемого права составляет комплекс имущества, закреплённого за указанными юридическими лицами, но по структуре он не одинаков в зависимости от того, идёт ли речь о коммерческих или некоммерческих организациях. Содержание права оперативного управления состоит из правомочий владений, пользования и распоряжения имуществом. Однако объём этих правомочий и их реализация обусловлены определёнными пределами: предписаниями законодательства, целями деятельности соответствующего юридического лица, заданиями собственника, назначением имущества.

К юридическим лицам, имущество у которых находится на праве оперативного управления, относятся, как правило, бюджетные государственные организации. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (государственное казённое предприятие), может быть образовано по решению правительства Республики Беларусь на базе имущества, находящегося в её собственности. Государственное учреждение (организация), состоящая на государственном бюджете, осуществляет в отношении закреплённого за ним государственного имущества правомочия владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных собственником и действующим законодательством, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества. Отнесение тех или иных предприятий к юридическим лицам зависит от того, какие права, обязательственные или вещные, по отношению к обособленному имуществу юридического лица имеют его учредители. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия.

Собственником имущества, продукции и доходов на государственном предприятии является государство и в его лице все граждане Республики Беларусь. Полученное от собственника имущества право хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды создаёт абсолютно-относительные вещные правоотношения.

Они «абсолютны» потому что субъект такого права использует имущество независимо от других субъектов хозяйствования, кроме собственника, с которым он состоит в относительных правоотношениях[9].

Режимы собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления составляют общий правовой режим имущества субъектов хозяйственной деятельности. Имущество субъектов хозяйственной деятельности, принадлежащее ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления обособляется от имущества других лиц, в том числе учредителей (участников), и закрепляется на балансе.

Имущество субъектов хозяйственной деятельности, принадлежащее им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления является основой самостоятельной имущественной ответственности.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления как субъективные гражданские права есть мера дозволенного поведения юридического лица не собственника в отношении закреплённого за ними имущества, выражающаяся в возможности владения, пользования и распоряжения им в установленном объеме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении необходимо отметить, что изучение действующего гражданского законодательства Республики Беларусь, регламентирующего вопросы ограничения и лишения дееспособности, а также право хозяйственного ведения и оперативного управления является крайне важным в подготовке специалистов с высшим юридическим образованием. Это обусловлено тем, что указанные нормы в определённых практических ситуациях являют собой фундамент, на котором возможно построение в дальнейшем определённых гражданско-правовых конструкций. Без их знания, или несоответствующего букве закона применения невозможно участвовать в гражданском обороте, достигать поставленных целей.

Не смотря на кажущуюся простоту и оконченность норм ГК о дееспособности граждан, всё же требуется, на мой взгляд, более углубленный подход законодателя к рассматриваемому институту. Представляется, что существующее постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 2004 г. № 13 «О практике рассмотрения судами дел о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности», которое касается право- и дееспособности, не должно являться единственным в системе руководящих разъяснений данного судебного органа нашей страны. Не было бы излишним детально рассмотреть некоторые другие вопросы рассматриваемой темы. Это в свою очередь будет не только способствовать качественному применению гражданского законодательства, но и укреплению законности и обеспечению гарантий правовой защиты граждан нашей страны.

Также необходимо отметить, что знание норм общей части гражданского права, регламентирующих вопросы лишения и ограничения дееспособности граждан, а также процессуальные особенности, предусмотренные ГПК с точки зрения связи с практикой, а равно правовая регламентация права хозяйственного ведения и оперативного управления являются наиболее востребованным среди юристов и простых граждан, а поэтому назрела необходимость в некотором их совершенствовании, анализе, а также издании специальной комментирующей научной литературы и доведении её до сведения различных категорий граждан.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (С изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996, В ред. решения республиканского референдума от 17 ноября 2004. № 1).

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь. «Ведомости Национального собрания Республики Беларусь». 1999 г. № 7 – 9.

3. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 11 января 1999 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 18-19. 2/13, № 54, 2/56.

4. О практике рассмотрения судами дел о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 2004 г. № 13 // «Судебный вестник». - 2005. - № 1. - С. 14.

5. О судебной практике по делам о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности» (по материалам обзора). // «Судебный вестник». - 2005. - № 1. - С. 44.

6. Гончаров А.А., Попонов Г.П. Гражданское право. Общая и особенная часть. - М.: «Кнорус», 2004 - С. 236.

7. Гражданское право. Учебник. / Под общей ред. А.Г. Калпина, А.И. Маславева. М.: «Юристъ». 2003. - С. 76.

8. Гражданское право: Учебник5. В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. проф. В.Ф. Чигира. – Мн.: Амалфея, 200. – С. 502.

9. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. В 2-х книгах. К 1. / отв. ред. В.Ф. Чигирь. Амолфея. 2000. 1999. - С. 67.

10. Хозяйственное право. Учебное пособие. 3-е изд. перераб и доп. Изд. РДЛ. М.: 2004. - С. 97.


[1] Гражданский кодекс Республики Беларусь. «Ведомости Национального собрания Республики Беларусь». 1999 г. № 7 – 9.

[2] Конституция Республики Беларусь 1994 г. (С изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996, В ред. решения республиканского референдума от 17 ноября 2004. № 1).

[3] Гражданское право. Учебник. / Под общей ред. А.Г. Калпина, А.И. Маславева. М.: «Юристъ». 2003. - С. 76.

[4] О практике рассмотрения судами дел о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 2004 г. № 13 // «Судебный вестник». - 2005. - № 1. - С. 14.

[5] «О судебной практике по делам о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности». (по материалам обзора). // «Судебный вестник». 2005. № 1. С. 44.

[6] Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. В 2-х книгах. К 1. / отв. ред. В.Ф. Чигирь. Амолфея. 2000. 1999. С. 67.

[7] Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 11 января 1999 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 18-19. 2/13, № 54, 2/56.

[8] Гончаров А.А., Попонов Г.П. Гражданское право. Общая и особенная часть. - М.: «Кнорус», 2004 - С. 236.

[9] Хозяйственное право. Учебное пособие. 3-е изд. перераб и доп. Изд. РДЛ. М.: 2004. С. 97.