Смекни!
smekni.com

Формирования современного международного права (стр. 2 из 3)

Упрочение национальной независимости европейских государств привело к первой общеевропейской войны между крупными группировками государств - Тридцатилетней войне (1618-1648 гг.), завершившейся подписанием Вестфаль­ского трактата о мире 24 октября 1648 г. Он состоял из двух мирных договоров Оснабрюкский (между императором Священной Римской империи и его союзни­ками, с одной стороны, и Швецией с союзниками - с другой), а также Мюнстерский (между императором и Францией с союзниками). Формально постановления трактатов касались трех основных вопросов: территориальных изменений в Ев­ропе; вероисповедных отношений в Священной Римской империи; политического устройства. Однако на деле Вестфальский мир сформулировал ряд принципов и институтов международного права:

-принцип политического равновесия и стабильности границ;

-институт международно-правового признания (была признана независи­мость Швейцарии и Нидерландов);

-институт равноправия государств на внешней арене независимо от пре­обладающего в нем вероисповедания;

-институт международно-правовых гарантий (в трактате говорилось, “что заключенный мир должен оставаться в силе и что обе стороны обязаны от­стаивать и защищать каждую статью мирного договора против каждого, незави­симо от религии”1 ).

Важную роль имел Вестфальский мир и для России, поскольку именно в нем Московская Русь впервые фигурировала “в качестве общепризнанного участ­ника международного общения”.2

Вестфальский мир стал юридической основой для всех международных до­говоров на полтораста лет, вплоть до Великой Французской революции.

Таким образом, можно сделать вывод, что в период средневековья накопились значительные традиции в сфере дипломатических отношений, переговорной практики, международной торговли (особенно морской), ведения и прекращения войны и т.д., что подготовило в конечном счете возникновение международного права как такового.

А XVIII век принес существенные черты в становление дипломатического права (в частности, более четко был оформлен и более последовательно выпол­нялся принцип дипломатического иммунитета), морского права (к середине сто­летия утвердился принцип свободы судоходства, была признана большинством государств 3-мильная ширина территориального моря (прибрежных вод), разра­батывался принцип свободы судоходства по рекам и т.д.). Вместе с тем, несмотря на некоторые изменения в правилах ведения войны, они по-прежнему оставались достаточно жесткими. В отношении территорий продолжали действовать старые традиции перехода земель от одного государства к другому (например, обмен территориями по Утрехтскому 1713 г. и Раштадскому (1714) г. мирным догово­рам). В целом в период XVII-XVIII вв. произошло становление норм обычного международного права.

В XIX в. происходят существенные изменения в сфере права международных договоров. Растет количество заключаемых соглашений. Складывается представление о том, что принцип «договоры должны соблюдаться» обязывает государство, а не только его главу. Основой договора признается наличие согласия сторон, даже война не приводит к разрыву всех договорных отношений между воюющими.

Существенное влияние на международное право этого периода оказал ряд международных конгрессов и конференций. Так, Венский конгресс 1814-1815 гг. способствовал возникновению статуса постоянного нейтралитета Швейцарии, запрещении работорговли, развития понятия международной реки, установлению рангов дипломатических представителей.

А также, заметный вклад в развитие международного права внесли Гаагские конференции мира. Участники Конференции подписали 17 июля 1899 г. Декларацию о неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или водоносные газы, и Декларацию о неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль.

На второй Гаагской конференции мира (1906-1907 гг.) были приняты 10новых конвенций и пересмотрены три акта 1899г. Конвенции, принятые на Гаагской конференции мира 1907 г., явились результатом первой в истории международного права крупной кодификации правил ведения войны и мирного разрешения международных споров.

Вместе с тем XIX в. характеризовался противоречивостью содержания действовавшего в тот период международного права. По-прежнему при-знавалось «право» государства на войну, в которой победитель получал «законное» право определять положение побежденного. Продолжались колониальные захваты. Посредством неравноправных договоров происходило закабаление отдельных стран. Применялась доктрина о «цивилизованных и нецивилизованных народах», осуществлялась аннексия (насильственный захват) территории.

2.Первая мировая война, Октябрьская революция и начало формирования современного международного права.

Бедствия, которые принесла Первая мировая война (1914-1919 гг), показали мировому сообществу, что необходимы средства для ограничения войн и обеспечения международного мира.

После ее окончания, государства-победители - страны Антанты- на основе серии международных договоров с Германией и ее союзниками создали правовой режим, получивший название Версальско-Вашингтонской системы (Версальский мирный договор 1919 г., а также мирные договоры: Сен-Жерменский 1919 г., Триановский 1920 г., и Севрский 1920 г., дополненные соглашениями, заключенными на Вашингтонской конференции 1922 г.) Этими договорами было оформлено создание ряда новых государств в Центральной и Юго-Восточной Европе, ограничивались вооружения побежденных сторон, решался вопрос о возмещении нанесенного Германией ущерба, пересматривались ее границы, устанавливался для ряда западных стран принцип «открытых дверей» в Китае. Но, Версальский мирный договор не только изменил политическую карту мира, но и оказал существенное влияние на развитие международного права.[5]

Важным звеном Версальской системы и ее гарантом была призвана стать новая международная организация – Лига Наций. В преамбулеее Статута говорилось: «…для развития сотрудничества между народами и для гарантии их мира и безопасности важно принять некоторые обязательства не прибегать к войне, поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести, строго соблюдать предписания международного права, признаваемые отныне действительным правилом поведения правительств, установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые Договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов…»[6]

Статут Лиги Наций предусматривал также несколько гарантий соблюдения установленных международных правил: «Если Член Лиги прибегает к войне в противность обязательствам, принятым в ст. 12, 13 или 15, то он ipsofacto рассматривается как совершивший акт войны против всех других Членов. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения…В этом случае Совет обязан предложить различным заинтересованным Правительствам тот численный состав военной, морской или воздушной силы, посредством которого Члены Лиги будут, по принадлежности, участвовать в вооруженных силах, предназначенных для поддержания уважения к обязательствам Лиги» (ст.16 Статута).[7]

На состояние международного права оказала существенное влияние Октябрьская революция 1917 г. в России, прежде всего Декрет о мире, в котором были сформированы справедливые общедемократические принципы международных отношений и международного права. Грабительские войны были объявлены величайшим преступлением против человечества, выдвигалось требование ликвидации колониальных отношений, провозглашалось право наций на самоопределение, как противоправное деяние рассматривалась аннексия, или захват чужих земель, отвергались основные аргументы, при помощи которых обосновывалась законность колониальных захватов (давность владения, уровень развития страны и т.д.), объявлялись безусловно, и немедленно отмененным содержание ранее заключенных международных договоров в той мере, в какой они нарушали права и законные интересы других государств.

Декрет о мире был революцией в понимании международного правопорядка в той мере, в какой были ею события, породившие этот документ. Декларативно отвергая старый мир, он тем не менее умалчивал о том видении мира нового, которое сформулировали большевики еще до прихода к власти. Он ничего не говорил о идее мировой революции, экспорте революции, который по существу был бы ничем иным как ликвидацией тех международно-правовых принципов, которое постепенно формировались в международных отношениях столетиями.

Период 1919-1939 годов характеризуется тем, что государства осознавали необходимость запрещения агрессивной войны. В связи с этим в 1928 году заключается Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (пакт Бриана-Келлога). Тем не менее острой проблемой оставалась необходимость общепринятого определения понятия агрессивной войны. Усилия Советского Союза в этом отношении в определенной степени увенчались успехом, по необходимость общепринятого определения понятия агрессивной войны. Усилия Советского Союза в этом отношении в определенной степени увенчались успехом, поскольку в 1933 году по инициативе была заключена Конвенция об определении агрессии (ее участниками являлись СССР, Эстония, Латвия, Польша, Румыния, Турция, Персия и Афганистан).

А также, делаются определенные шаги в области обеспечения прав человека. В частности, принимаются Конвенции о запрете рабства (1926 г.) и о правовом положении политических беженцев (1928 г.). Лига Наций предпринимает попытку кодификации международного права. Однако эти попытки на созванной в 1930 году конференции завершились неудачей.[8]