Смекни!
smekni.com

Принципы уголовно-исполнительной политики, законодательства и права (стр. 1 из 2)

Принципы уголовно-исполнительной политики, законодательства и права.

В общей теории права принципы определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой системы. Особую значимость они приобретают в ходе проведения правовой реформы, поскольку, обладая нормативными свойствами, становятся обязательными при формировании отрасли права, ее институтов и норм.

Принципы права, его отдельных отраслей объективны по своему характеру, хотя одновременно являются и субъективной категорией.

Объективность принципов права определяется тем, что основные идеи, содержащиеся в них, подлежат обязательному воплощению как в конкретной отрасли права, так и при реализации в правоприменительной деятельности. Их забвение неизбежно влечет за собой причинение обществу существенного нравственного вреда, нарушение прав и свобод человека независимо от сферы общественных отношений.

Субъективность принципов права определяется тем, что они формируются людьми, а затем воспринимаются общественным сознанием как нравственные постулаты и входят в качестве составной части в правовую идеологию.

Отличительной особенностью принципов уголовно-исполнительного права является недопустимость каких-либо исключений из них. Если какое-либо фундаментальное положение предполагает иключение из него, то оно перестает быть принципом и сводится на роль простого правила, из которого можно и должно делать исключение.[1]

Принципы права принято делить на общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. Общеотраслевые присущи всем отраслям права, отраслевые принципы присущи только данной отрасли права, отражают ее характерные особенности, ее сущность.

Принципы права существуют независимо от того, отражены они прямо в статьях закона или же не отражены. Они вытекают из всего содержания закона при его толковании. Но закрепление системы принципов той или иной отрасли права законодателем в соответствующих статьях закона устраняет разнобой, разноголосицу в определении круга руководящих правовых идей, которые можно было бы рассматривать в качестве принципов той или иной отрасли права, и приводят к единому пониманию системы принципов, а значит, и едимому применению норм данного законодательного акта.

В ст. 8 УИК закреплена система принципов уголовно-исполнительного законодательства и права, в которую входят:

  • принцип законности,
  • принцип гуманизма,
  • принцип демократизма,
  • принцип равенства осужденных перед законом,
  • принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний,
  • принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения,
  • принцип соединения наказания с исправительным воздействием.

Анализ перечисленных принципов показывает, что в них находят выражение общие принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы политики государства в сфере исполнения наказания, которые образуют систему отраслевых принципов, присущих данной отрасли права. В совокупности они подчеркивают принадлежность уголовно-исполнительного права к системе права в качестве ее самостоятельной отрасли и одновременно отражают его особенности.[2]

Система принципов уголовно-исполнительного права отражает принципы обращения с осужденными, которые зафиксированы в соответствующих международных актах. Прежде всего это относится к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, принятым на 1 Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1956 году, Своду принципов защиты всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой ООН в 1984 году. Закрепленные в них принципы затрагивают приоритетные права человека, лишенного свободы, которые должны безусловно закрепляться в национальном законодательстве и соблюдаться в правоприменительной деятельности. Даже исключительные обстоятельства не могут служить основанием для применения, а тем более для оправдывания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ст.3 Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания ).

Система принципов уголовно-исполнительного права базируется на Конституции Российской Федерации, поскольку принципы и общие положения, закрепленные в ней, в первую очередь — определяющие права и свободы человека, согласно ст. 15, имеют прямое действие.

Принципы данной отрасли законодательства не только декларированы. Они предопределяют содержание институтов и норм, регулирующих исполнение конкретных видов наказаний, а также других законов и иных нормативных правовых актов, которые действуют в этой сфере.

К числу общеправовых принципов этой отрасли права следует отнести: законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом. К межотраслевым - дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказания; к отраслевым - рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.

Принцип законности

Принцип законности - конституционный, он закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13,15,17-19 и др.), а также в ряде международных документов. В уголовно-исполнительном праве он выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказание, органами государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, исполняющими наказания, лицами, осуществляющими охрану и конвоирование осужденных, общественными объединениями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посещающими места отбывания наказания, и самими осужденными. Принцип законности нашел отражение в гл.2 ст. 10-15 УИК, определяющих правовой статус осужденных, в гл.3 ст. 19-23 УИК, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

Принцип гуманизма

Принцип гуманизма уголовно-исполнительного права закреплен во многих институтах и нормах УИК, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Так, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: “Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности”. Он отражен и в ряде статей УИК, в частности в ст. 10 подчеркивается, что “Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных...”. В ч. 2 ст.12 УИК указывается, что “они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона”.

Принцип гуманизма выражается также в тех целях, которые ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправительного воздействия: общественно полезном труде, интенсивном психолого-педагогическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду с режимными требованиями обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания наказания и одновременно создающими условия для реализации прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения. Цели гуманного отношения к осужденным отражены в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы инвалидами, женщинами, несовершеннолетними, в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК), свидания (ст. 91УИК), телефонные переговоры ( ст. 92 УИК ) и др.

Принцип демократизма

Принцип демократизма определяет содержание многих институтов и норм уголовно-исполнительного права. Прежде всего, он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) подчеркивается, что “каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности” (Международная конвенция прав и свобод человека. Сборник документов. М., С.40.).[3] Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный, прежде всего к лишению свободы, существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Принцип демократизма выражается в сущности организации процесса исправления осужденных, прежде всего в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, а также открытости деятельности учреждении и органов, исполняющих наказание, и осуществлении контроля общества за их деятельностью. Данный принцип закреплен, в частности, в ч. 2 ст. 9 УИК, в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них. В ст. 23 УИК закреплено содействие общественных объединений работе учреждении и органов, исполняющих наказание, участие в исправлении осужденных, а также право на осуществление контроля за деятельностью указанных учреждении и органов.

Принцип равенство осужденных перед законом

Истоком данною принципа является конституционный принцип равенства всех перед законом, т.е. равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям (ст. 19 Конституции), а также Всеобщая декларация прав и свобод гражданина (ст.7). В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (ООН) принцип равенства перед законом рассматривается в качестве основного принципа, согласно которому “дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения недопустима” (ст. 6).