Смекни!
smekni.com

Политико-правовое учение Платона

Основные функции государства, по Платону, сводились к следующему: • Социальная (удовлетворение потребностей) – достижение равного уровня удовлетворения потребностей и, как следствие, искоренения бедности и богатства. • Воспитательная – воспитание моральных качеств в человеке. • Защитная (Платон отрицал захватнические войны). • Обеспечение условий для развития философии.

Платон выделяет три вида людей: • Те, у которых преобладает интеллектуальное начало (мудрецы, философы) – эта категория людей составляет сословие правителей. Они получают интеллектуальное воспитание и только они могут быть правителями. Можно говорить о всевластии мудрецов в идеальном государстве Платона: они управляют государством, воспитывают подрастающее поколение, издают законы и судят по ним. • Люди с преобладанием яростного начала составляют сословие воинов (стражей) – они получают военное образование. У них не должно быть семьи и имущества – жены, дети и имущество у них общее (т.к. ничто не должно отвлекать их от служения государству). • Люди с преобладанием начала вожделеющего составляют сословие производителей (ремесленников, торговцев), которым разрешалось иметь собственность и семью, однако данная категория граждан отстранена Платоном от управления делами государства (в идеальном государстве нет народного собрания). Кроме того, они должны заниматься строго одним видом деятельности.

Учение о формах правления.

В основе учения Платона о формах правления лежит принцип цикличности (развитие происходит по кругу). Аристократия – правление мудрецов, разделение труда, единство (целостность). Но рано или поздно аристократию сменит другая форма: Тимократия – власть воинов, честолюбцев (тиме – честь). Основное занятие – война – ведет к накоплению богатств, что неминуемо приводит к смене формы правления: • Олигархия – власть богатых: высокий имущественный ценз на доступ к власти, борьба бедных и богатых за перераспределение имущества ведут к демократии. • Демократия – правление большинства (бедняков): выборы по жребию, избыток свободы и равенства (что, по Платону, являлось злом) … - все это приводит к тому, что общество «упивается» свободой; происходит еще большее обострение социального вопроса, т.к. борьба за перераспределение богатств становится еще жестче. В итоге сменяется форма правления: • Тирания – правление одного – все остальные рабы. Естественные различия между людьми стираются, мудрецы, лучшие уничтожаются как вольнодумцы. Затем тирания вновь перерастает в аристократию. Как видно, особенностью платоновского учения о формах правления является отсутствие монархии в ряду форм, рассмотренных мыслителем. В чем выражается этатизм Платона: • Превыше всего счастье государства. • Платон – сторонник цензуры: искусство, религия находятся под контролем государства, пресекается всякое вольнодумство.

4. Диалог Платона «Законы».

Диалог Платона «Законы» относится к позднему периоду творчества мыслителя. В нем изображено «второе по достоинству» государство. Здесь основная ставка делается Платоном на суровые законы, которые жестко регламентируют все сферы жизни общества и государства.

Идеальное государство, изображенное в «Законах» является утопией. В данном диалоге поднимаются следующие две основные проблемы:

• Проблема идеального полиса. • Роль законов.

Идеальное государство. • Утверждая, что государство и законы – это божественное установление, Платон разрешает проблему происхождения государства. • Идеальное государство – это полис, в котором проживают 5040 граждан. • Допускается частная собственность и индивидуальная семья для всех граждан. • Население делится по имущественному принципу на 4 класса, и каждый класс несет разные обязанности по отношению к государству. • Допускается рабство (каждая семья должна иметь достаточное количество рабов). • Действуют установленные законом пределы бедности и богатства. • Государство изолированно. • Ограничивается роль денег. • Новацией является форма правления в идеальном государстве, раскрытая в диалоге:

Платон приводит две классификации форм правления: (1) монархия и республика – основные формы, все остальные – производные. (2) государства, где над всем стоят правители, и государство, где правят законы.

В идеальном государстве, изображенном в «Законах», должна быть смешанная форма правления:

Учение о законах. Формирование принципа законности. • Законы имеют божественное происхождение. • Что законно, то и справедливо. • Законы выполняют охранительную функцию. • Законы выполняют роль «узды» для человека. • Законы должны быть всеобъемлющими (они должны регламентировать все, вплоть до движений в танце …). • Законы должны быть суровыми. • Что не разрешено, то запрещено. • На страже законов стоит правосудие, так как всякое государство, замечает Платон, перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом.

Стоит сказать, что диалог Платона «Законы» имеет охранительный политический смысл. Платон был свидетелем кризиса полиса – столь ценимой им формы государственного устройства. Следовательно, он рекомендует попытаться сохранить существующий порядок путем установления жестких законов.

В заключение стоит сказать, что учение Платона оказало огромное влияние на последующее развитие политико-правовой мысли.