Смекни!
smekni.com

Органы государственной власти в Российской Федерации (стр. 2 из 3)

ке, принятии и реализации государственно-управленческих решений.

Второй связывает управление с государственной властью, что обеспечивает и гарантирует практическую реализацию государственно-управленческих решений. Управление без опоры на власть без ее введения в управленческие процессы является мнимым, призрачным, создает нередко видимость деятельности. Оба аспекта взаимозависимы и в общественном движении представляют ценность тогда, когда выступают в единстве. С нашей точки зрения научная обоснованность государственного управления в перспективе будет определяться взаимодействием двух факторов: уровнем развития научного знания (общественного, естественного и технического) и готовностью, способностью и умением государственного управления его впитывать и использовать. Правда, в этом взаимодействии применительно к советской науке очень многое зависит и от самого государственного управления, которое может ее стимулировать и поддерживать.

Хотелось бы отметить, что в обществе все главное: производство, распределение, обмен и потребление, социальная сфера, наука, литература и искусство, право и мораль, архитектура и коммуникации, история и духовная культура, здоровье и физическое развитие людей и многое другое. Но все это может тогда создать благоприятный и рациональный образ жизни, когда будет сведено в целостную, динамичную, гармоничную систему и «работать» на человека. Несмотря на то, что имеются естественные взаимосвязи между всеми явлениями и процессами, должную системность, развитие, производительность и экономичность общественной жизни придает управление. Ибо только и исключительно оно обладает единством таких способностей, как целеполагание, организация и регуляция.

Проблема заключается в осознании политическим (государственным) руководством и широким общественным мнением актуальности, важности и незаменимости управления. Развитые западные страны давно осознали эту истину. Пора и нам ускорить этот процесс.

3. Взаимодействие государственной власти и государственного управления через право, закон, нормативную юридическую систему

Традиционное рассмотрение проблемы соотношения госу­дарственной власти и государственного управления ос­новано на отождествлении права и закона. Суть его выражается в определении права как системы юридических норм, рассмат­риваемых в качестве государственного регулятора обществен­ных отношений. В этом случае государственная власть создает право по своему усмотрению, использует его как одно из средств воздействия на поведение людей. Право превращается в свое­образный инструмент который его обладатель может использо­вать как во благо, так и во вред. Этим объясняется возможный произвол государственной власти, отрицается значение право­вого критерия оценки эффективности государственной власти и государственного управления.

Такое соотношение государственной власти и государственного управления характерно для неразвитых сос­тояний названных явлений. В развитой системе государствен­ной власти и государственного управления права и свободы че­ловека определяют смысл и содержание деятельности органов государственной власти, государственного управления. Эти по­ложения закрепляются в конституции государства. Это означа­ет, что само внутреннее устройство, организация деятельности всех органов власти и управления должны быть подчинены ре­шению задачи закрепления и всемерного содействия и осущес­твления прав и свобод человека. Право выступает в качестве са­мостоятельной ценности, не отождествляемой с законом, представляющим собой одну из форм внешнего выражения юридических норм, нормотворческой деятельности государ­ства.

Сам закон, положенный в основу деятельности государст­венной власти и управления, подлежит оценке с точки зрения его соответствия праву, а следовательно, такой же оценке долж­на быть подвергнута деятельность органов государственной власти и государственного управления. До сих пор государст­венная власть и государственное управление сводились к раз­личным управленческим технологиям, важным для осуществ­ления управления, но абсолютизированным компонентам уп­равления. Деятельностный подход к их пониманию позволяет снять ограниченность такой позиции.

Прежде всего, государственная власть и государственное уп­равление с этой точки зрения выступают как специфические системы деятельности субъектов, различающиеся способами, процедурами и результатами деятельности.

Народ является источником, носителем, субъектом государ­ственной власти (в законодательных актах чаще он характери­зуется как источник и носитель государственной власти), но он не может непосредственно осуществлять государственное уп­равление. Как социальная общность он обладает правом учре­дительной власти и реализует ее в форме референдума, выбо­ров. Результатом осуществления им государственной власти может быть, например, принятие конституции, в которой за­крепляются основные принципы организации данного общест­ва и устройство создаваемой власти. Народ сам устанавливает власть, реализуя свои естественные права. Его власть является органической.

Такие способы, процедуры и результаты деятельности необ­ходимы, но недостаточны для государственного управления. Необходимо конкретное организованное взаимодействие зако­нодательной, исполнительной, судебной, контрольной влас­тей, приводящее в движение закрепленное устройство власти, осуществляемое через принятие и исполнение различных уп­равленческих решений в форме законов, указов, приказов, рас­поряжений во исполнение законов.

С этой точки зрения государственное управление представ­ляет собой как бы посредствующее звено между государствен­ной властью и конкретными сферами жизни общества. Через государственное управление государственная власть, вбираю­щая в себя социальные качества, возвращается к обществу и индивиду со своей продукцией, своими услугами в виде меха­низмов обеспечения прав и свобод человека, исполнения им своих обязанностей. Государственное управление не только обеспечивает связь государственной власти с обществом и ин­дивидом, но и служит важным каналом обратной связи — от об­щества и индивида к органам государственной власти.

Таким образом, на наш взгляд, во взаимосвязи государственной власти и госу­дарственного управления соблюдение права является исходной ос­новой и конечной целью организации и функционирования государ­ственной власти и государственного управления.

Закон является основным, главным способом внешней пуб­личной фиксации, нормативного закрепления права, создающим возможность четкого определения его конкретного содержания, а следовательно, и дальнейшей защиты. Одновременно он выступает результатом нормотворческой деятельности государствен­ной власти, нормативной основой государственного управления.

Наряду с законом существуют и другие внешние формы за­крепления юридических норм, подчиненные закону, обладаю­щему верховенством в системе нормативно-правовых актов го­сударства, а также другие правовые средства, объединяемые по­нятием «нормативная юридическая система». С точки зрения ее связи с правом она представляет собой систему способов и средств закрепления и обеспечения права, отражающих много­образие, богатство человеческих отношений, содействующих внедрению в эти отношения рациональности и нравственного содержания и вместе с тем направленных на обеспечение един­ства интересов индивидов и общества, всех социальных субъек­тов. Сущность нормативной юридической системы, выражаю­щая ее социальное назначение, состоит в закреплении государ­ством прав и обязанностей социальных субъектов, процессов их осуществления и исполнения как основы стабильного раз­вития общества, утверждения в нем юридического порядка.

Это определение отражает соответствующий аспект сущест­вования нормативной юридической системы, когда она скла­дывается как адекватная сущности права

Однако не менее важным представляется анализ этой систе­мы, когда она под воздействием деформированного государст­ва перестает выражать право полностью или частично, склады­ваясь как подчиненный государству, или воле отдельных лиц, или органов неправовой, но нормативный институт общества.

В этих случаях нормативная юридическая система может полностью или частично выступать как система способов за­крепления и обеспечения произвола отдельных лиц, присвоив­ших себе государство, отождествивших с собой государство.

Нормативная юридическая система используется государственной властью как инструмент для относительно четкой орга­низации управленческих воздействий на общественные отно­шения и может играть как позитивную, так и негативную роль в жизни общества. Поэтому крайне важно, чтобы в ней закреп­лялось и обеспечивалось право. В этом случае и государственное управление обретает правовой характер.

Эффективность взаимосвязи государственной власти и госу­дарственного управления во многом зависит от соответствия закона праву, от воплощенности права во всей нормативной юридической системе данного государства.

Заключение

В данной контрольной работе мы описали понятие и признаки государственного аппарата, виды органов государственной власти. Подробнее рассмотрели органы законодательной, исполнительной и судебной властей, взаимосвязь государства, права и каким образом это отражается на жизни граждан страны.

Исходя из вышеперечисленного мы можем сделать следующие выводы:

- субъектом властеотношений является государство в лице его официальных органов, с одной стороны, и физические и юридические лица и другие организации, находящиеся на территории государства - с другой стороны;

- объектами властеотношений являются предметы и явления окружающей действительности, по поводу которых складываются данные отношения.