регистрация / вход

Правовое государство концепция и реальность

КУРСОВАЯ РАБОТА по теории государства и права Тема: ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: КОНЦЕПЦИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ. Правовое государство: концепция и реальность План:

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теории государства и права

Тема:

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: КОНЦЕПЦИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ.

Правовое государство: концепция и реальность

План:

Введение.

3

1.

Возникновение и развитие идеи правового государства.

5

2.

Понятие и основные черты правового государства.

10

а)

Сущность и признаки правового государства;

10

b )

Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства.

11

с)

Соотношение государства и гражданского общества;

12

3.

Проблемы становления правового государства в России.

17

а)

Взгляды современных отечественных исследователей государства и права на проблему правового государства;

17

b )

Современное правовое государство.(На примере Российской Федерации)

18

Заключение.

23

Литература

24

Введение.

Государство в своей деятельности связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним.

Гессен.

Выбирая тему курсовой работы, я сразу остановилась на проблеме правового государства. Во-первых, идея правового государства развивалась еще древнегреческими философами, такими как Аристотель, Платон и другие. Эта идея является одной из центральных в теории государства и права. Во-вторых, при ее освещении необходимо постоянно проводить сравнение между продекларированными законодательством идеями и реальной жизнью. Мы живем в стране, которая по Конституции Российской Федерации является правовым государством.

Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое государство не было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в этих социальных структурах. В течение длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной и бесплодной политической и идеологической конфронтации. Следует также отметить, что государство и право не только зависят друг от друга, но в то же время и сохраняют определенную самостоятельность. Но это не означает, что такая взаимосвязь и взаимозависимость относится лишь к определенному типу государства и не имеет общего фундаментального характера. Независимо от типа, формы или просто преходящих обстоятельств по отношению к государству и обществу право всегда выступает прежде всего как регулятор. Оно регулирует в обществе экономические, политические и иные отношения. В этом заключается одна из его функций и назначений. Устанавливая конкретные право и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), право вносит определенный порядок в общество и государство, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности.

Знание основ теории государства и права дает возможность грамотно оценить публичные заявления политиков и практические шаги государственных органов власти на пути формирования правового государства. Такие знания помогают понять, на каком уровне строительства правового государства мы находимся.

1. Возникновение и развитие идеи правового государства.

«Там, где отсутствует власть закона, нет места и форме государственного строя»

Аристотель[1]

Идея господства права в жизни народа имеет давние истоки: она родилась в противовес самовластию, произволу личности правителя.

Впервые эту идею предложил Аристотель и, стал развивать Платон (работа «Учение об идеальном государстве») и др. мыслители античности.

В истории политических учений утопия Платона является одной из самых знаменитых. Она одновременно представляет и отражение ряда реальных черт современных Платону государств, например, Египта, и критику ряда недостатков греческих полисов, и рекомендует взамен отвергнутых идеальный тип общежития.

Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием.

Позднее идеи античных мыслителей были развиты выдающимися мыслителями эпохи Гуманизма и Просвещения. Представители буржуазной политической мысли также развивали учения о справедливом государственном строе: Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, И. Кант.

Локк предложил концепцию ограничения государственной власти. Он считал, что для обеспечения триады естественных и неотчуждаемых прав человека (жизнь, свобода, собственность) необходимо следующее:

1) Ограничить объём законодательной власти. Законодательная власть:

· не может быть «абсолютно деспотической в отношении жизни и достояния народа»;

· «не может лишить какого-либо человека какой-либо части его собственности без его согласия»;

· «законодательная власть представляет собой лишь доверенную власть»;

· «законодательный орган не может передать право издавать законы в чьи-либо другие руки. Ведь это право доверено народом…».

2) Разделить государственную власть: «Законодательную и исполнительную власть часто надо разделять». У Дж. Локка разделение властей – это соподчинение властей. Законодательная власть является верховной по отношению ко всем другим видам власти.

Локк, так же предложил концепцию законности. Равенство всех перед законом, по Локку означает, что «преступать пределы власти не имеет права ни высокопоставленное, ни низшее должностное лицо; это в равной степени непростительно как королю, так и констеблю».

Идеи Дж. Локка способствовали формированию взглядов Ш.-Л. Монтескье. В своём политическом учении он сформулировал понятие свободы, которое включало в себя два тезиса:

1) «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами». Но не всякие законы способны обеспечить свободу, а лишь те, которые принимаются народным представительством, действующим регулярно: «Свободы не было бы и в том случае, если бы законодательное собрание не собиралось в течение значительного промежутка времени…».

2) «Свобода политическая заключается в нашей безопасности или, по крайней мере, в нашей уверенности, что мы в безопасности».

Француз Монтескье развил теорию разделения властей Дж. Локка. Поскольку власть осуществляют люди, то очень вероятно, что «всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею». Монтескье предложил распределить власть между различными органами: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга».

Монтескье первым посчитал необходимым, чтобы в любом современном государстве были:

· власть законодательная;

· власть исполнительная;

· власть судебная.

Законодательную власть француз предполагал должно осуществлять двухпалатное собрание (парламент). «Исполнительная власть должна быть в руках монарха, так как эта сторона правления, почти всегда требующая действия быстрого, лучше выполняется одним, чем многими». Монарх может отменять законы, но не вправе обладать возможностью вносить законопроекты в парламент. Судебная власть должна точно следовать предписаниям законов и её «следует поручить не постоянно действующему сенату, а лицам, которые в известные времена года по указанному законом способу привлекаются из народа для образования суда, продолжительность действия которого определяется требованиями необходимости». Иными словами, Монтескье был сторонником суда присяжных.

Кстати, теория разделения властей и концепция свободы, разработанные Монтескье, составляют фундамент одного из направлений современной западной политической мысли – политического либерализма.

И, наконец, Иммануил Кант, следовавший учению французов Руссо и Монтескье создал собственное политическое учение. Кант считал, что цель правового государства должно стать не достижение всеобщего счастья, которое каждый гражданин понимает по-своему, а создание и защита такого права, которое обеспечивает согласование внешней свободы индивида со свободой всех остальных.

По мнению Канта, идеальной формой правления была республика, под которой он понимал конституционную монархию с разделением властей.

Справедливости ради, следует сказать, что мечты о справедливом государстве приобретали различные наименования в истории философии права. Порой реализация идей справедливого государства приобретала мифологический, и даже сказочный вид. Следует назвать известные работы социалистов-утопистов, в том числе «Утопия» Т.Мора, «Город солнца» Т.Кампанеллы и др.

В отечественной правовой науке идеи правовой государственности развивались в трудах В.С.Соловьёва, П.И.Новгородцева, Б.А.Кистяковского, С.И.Гессена.

В России преемственность проблематики правового государства сохранилась и после 1917г., хотя внимание к ней было ослаблено. В период власти большевиков стала создаваться новая правовая система, направленная на обслуживание идеи господства диктатуры пролетариата. Режим большевиков именовал себя прегордо демократией и, в 20-е годы 20-го века ряд юристов считал. Что идеи правового государства применимы к Советской России, что пролетарское государство может, со временем, стать общенародным. Хотя большевики с первых дней советской власти пытались реализовать принцип разделения властей, так сказать «по Марксу». Согласно учения К. Маркса, разделение властей, не что иное, как промышленное разделение труда, применимое к государственному механизму в виде упрощения контроля.

Большевик Ленин (Ульянов-Бланк) пошёл ещё дальше. Заявив, что в социалистическом государстве буржуазный парламентаризм не нужен, что будут созданы новые социалистические органы народного представительства, одним из важнейших принципов которых является ликвидация разделения властей (законодательной и исполнительной), т.е. соединение законодательства с управлением. Такими органами были призваны стать Советы.

В годы правления Кобы Джугашвили (Сталина) идеи правового государства были названы буржуазными, а методы осуществления власти в стране, напрочь отвергли, даже мысли о правовом государстве в России.

Хрущёвская «оттепель» не смогла реализовать полномасштабные меры по укреплению истинной законности. И, лишь новейшая эпоха демократических реформ и преобразований привела к тому, что Конституция РФ 1993г. закрепила в статье 1 признание России правовым демократическим государством.

2. Понятие и основные черты правового государства.

а) Сущность и признаки правового государства.

Характеризуя правовое государство, следует сделать уточнение, что не смотря на специфические особенности данного правового института, государство, хотя и правовое, но всё же остаётся государством. Правовое государство, как этого хотели философы-классики, не отождествляется с обществом, не растворяется в нём или в системе других политических институтов. Этот тип государства обладает всеми признаками и чертами государства вообще. Хотя, конечно отличия заметны и они, как бы это выразиться … по своему прекрасны, т.е. правильны.

Классическими признаками правового государства являются:

1) Разделение властей. Данный признак возник, как способ ограничения самовластия монарха или другого правителя. Сосредоточение полновластия в одних руках создаёт основания для произвола и тирании. Выделение законодательной, исполнительной и судебной власти в самостоятельные ветви может создать основу для справедливой устойчивой государственности, как уже упоминалось ранее, данный принцип был сформулирован в работах Ш.-Л. Монтескье, Дж. Локка и др.;

2) Верховенство права и закона. Верховенство закона основано на выраженной в нём суверенной воле народа. Однако, законодательной деятельностью высшего представительного органа государственной власти это не гарантируется. Отклонение закона от общенародной воли возникает уже в момент его принятия. Верховенство права означает соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) с формально-регулятивными ценностями права (нормативностью, равенство всех перед законом и др.), с легитимностью (законностью) публичной власти;

3) Комплекс прав и свобод. Неотъемлемые права человеческой личности не создаются государством, напротив, они по самому существу своему присвоены самой личностью. Среди этих неотъемлемых, непосредственно присущих человеку прав на первом месте стоит свобода совести. Весь спектр мнений, убеждений и верований должен быть, безусловно, неприкосновенен для государства, следовательно признание религиозной свободы, т.е. свободы веровать и не веровать, менять религию, создавать свою собственную, объявлять себя вне веры – одна из первых свобод правового государства. Обязательны, также: свобода слова (устного и печатного), свобода общения и конечно, неприкосновенность личности.

4) Взаимные обязанности и ответственность личности. Права присущие человеку и дарованные государством свободы, неизбежно вызывают необходимость исполнять ряд обязанностей перед государством, а в случае их не исполнению нести юридическую ответственность.

b ) Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

с) Соотношение государства и гражданского общества.

Феномен гражданского общества волнует человечество достаточно давно. Еще Аристотель определял государство «как совокупность граждан, как гражданское общество». Долгое время понятия «государство» и «общество» считались тождественными и не отделялись друг от друга. Но преодолеть это заблуждение удалось Гегелю[2] .

По Гегелю содержанием гражданского общества является, во-первых, определение потребностей индивида и их удовлетворения посредством труда этого индивида, а также удовлетворение потребностей других членов общества той же трудовой деятельностью. Во-вторых, сохранение свободы в обществе, защита собственности посредством правосудия. В-третьих, предотвращение остающихся в обществе «случайностей», внимание к личности, к ее интересам как к интересам общества с помощью полиции и корпораций.

О собственности он замечает, что она покоится на «договоре, формальности которого строго определены». Член гражданского общества имеет право искать суда и обязанность предстать перед судом и получить только через суд оспариваемое им право. На счет полиции у него существует две точки зрения. Одна – «полиции следует представить надзор над всем»,в том числе она должна заботиться об уличном освещении, строительстве мостов, установлении твердых цен на товары повседневного потребления, а также о здоровье людей. Вторая – «полиции ничего не следует определять, т.к. каждый человек будет ориентироваться на потребности другого», т.е. в этих областях должны действовать принципы саморегулирования, самостоятельности, самоуправления.[3] Таким образом, гражданское общество, по мнению Гегеля, это продукт современности, античность не знала ничего подобного.

Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство - лишь форма гражданского общества. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.[4]

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.[5]

В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность.

Государство является одновременно и аппаратом насилия, принуждения граждан, и механизмом обеспечения общего блага. Соответственно, современное государство — механизм согласования различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага. Одной из основополагающих целей правления является защита и поощрение прав человека и основных его свобод. Современное правовое государство призвано обеспечивать не просто формальную законность, но и справедливость. При этом к элементам справедливости относятся:

· свободные периодические выборы;

· представительная по своему характеру форма правления, при которой исполнительная власть подотчетна избранным законодательным органом или избирателям;

· обязанность органов государственной власти соблюдать конституцию и действовать совместимым с законом образом;

· четкое разделение между государством и политическими партиями;

· деятельность исполнительных и судебных органов осуществляется в соответствии с системой, установленной законом;

· вооруженные силы и полиция находятся под контролем гражданских властей и подотчетны им;

· права человека и основные свободы гарантируются законом и соответствуют обязательству по международному праву и др.

Элементом механизма гос. власти является человек — субъект государственной власти, которые различным образом объединяются, формируя институты.[6]

Развитое гражданское общество и правовое государство ориентируются на социальную справедливость. Господство права измеряется степенью развитости и гарантированности свобод личности, юридическим характером ее взаимосвязей с обществом и государством. Основным гарантом свобод личности является государство, но так как государство понятие абстрактное, то оно находит свое выражение в чиновничьем аппарате. Для сдерживания аппетитов чиновников и для более эффективной защиты прав человека необходимо привлекать суды, которые должны состоять из представителей самого народа. Тогда будет исключаться сама возможность договориться между разными ветвями бюрократического аппарата. Только суд, основанный на представительстве в нем народных выборных, может защитить граждан от чиновничьего произвола и сохранить их права и свободы.

Личность, кроме этого, должна быть социально защищена, и первое место в социальной защите личности должно принадлежать государству. Именно государство должно обеспечивать личности пенсионное пособие по старости или по инвалидности, право на труд и на отдых, на бесплатное медицинское обслуживание и образование. При этом не отрицается, что все то же самое могут осуществлять и коммерческие или иные структуры.

То есть фирма может за свой счет предоставить своим служащим посещать поликлинику или выплачивать пенсию по инвалидности.[7]

3. Проблемы становления правового государства в России

a ) Взгляды современных отечественных исследователей государства и права на проблему правового государства

В последние годы в русле реформаторских процессов произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право.

Концептуальные положения и пути формирования правового государства излагаются в трудах сегодняшних исследователей права и государства: С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева и др.

По В.Н. Хропанюку правовое государство - "это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на основе норм права"[8] .

Теперь рассмотрим основные характеристики правового государства. В.Н. Хропанюк различает экономическую, социальную и нравственную основу правового государства. "Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности(государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически." В правовом государстве собственником должен быть производитель и потребитель материальных благ. Правовое начало же государственности реализуется только при наличии свободы и самостоятельности собственности, которые обеспечивает право. "Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан... В центре внимания... находится человек, его права, свободы и интересы. Правовое государство это и социальное государство"8 .

Нравственная основа правового государства заключается в общечеловеческих принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Правовое государство отличается от не правового качеством законов: они должны быть гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого человека, справедливыми. "Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих его территорию."

"Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его суверенитете". Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами этого общества, и, наконец, осуществлять правосудие.

b ) Современное правовое государство. (На примере Российской Федерации).

Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно самоограничивает себя действующими в нём правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане. Поэтому важнейшим принципом конституционного строя России, как правового государства является принцип верховенства права.

Верховенство права означает прежде всего верховенство Конституции и закона. Оно выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные отношения во всех сферах жизни регулируются законами. Через верховенство закона в общественной жизни, во всех её сферах, во всех политических институтах воплощаются правовые начала. Тем самым обеспечиваются реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надёжный, гарантированный правовой статус, юридическая защищённость.

Верховенство закона означает утверждение такого его положения, когда выраженные в нём начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения подчинялись бы его нормам. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»[9]

Здесь напрашивается вопрос: почему характеристика правового государства связывается именно с верховенством закона? Ведь государство является правовым, т.е. речь, вроде бы должна идти не только о законе, а о праве как системе общеобязательных норм. Обеспечиваемых государством независимо от того, в каких правовых актах они содержатся.

Конечно в правовом государстве должны соблюдаться все правовые нормы. Однако исключительно важно. Чтобы сами эти нормы в полной мере отвечали воле и интересам народа. Добиться такого положения можно только в том случае, если эти нормы будут соответствовать законам – нормативным правовым актам, принятым органами законодательной власти и регулирующим наиболее важные общественные отношения.

Являясь высшей формой выражения государственной воли народа, законы обладают более высокой юридической силой по отношению ко всем иным нормативным правовым актам и состав­ляют основу всей системы права. Поэтому, провозглашая и обес­печивая верховенство закона, правовое государство тем самым утверждает в обществе коренные принципы и ценности конститу­ционного строя, выраженные в законах, проводит в жизнь его главные цели.

Являясь непосредственно членом мирового сообщества, Рос­сийская Федерация признает входящие в ее правовую систему общепризнанные принципы и нормы международного права и свои международные договоры. "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Россий­ской Федерации, — явля­ются составной частью ее правовой системы"[10] . Поэтому если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то, согласно ч. 4 ст. 15, применяются правила международного договора.

Правовое государство — это конституционное государство. Основные принципы конституционного строя, важнейшие черты общества, его главные идеи закрепляются не иначе как на высшем законодательном — конституционном — уровне. Конституция яв­ляется центром правовой системы. На ее базе строится механизм законности в правовом государстве. "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации" [11] .

В нашей стране при характеристике взаимоотношений госу­дарства с гражданами многие годы было принято в большей мере подчеркивать ответственность граждан перед государством, рассматривая права и свободы граждан как своеобразный дар государ­ства, за который они должны быть ему благодарны. Однако в правовом государстве юридическая ответственность не может но­сить односторонний характер. Правовому государству присущи такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу, а не какой-либо его части, ответственны перед человеком и гражданином, рассматривают человека, его жизнь и здоровье, личную неприкосновенность и безопасность, другие права и свободы, честь и достоинство в качестве высшей ценности, обеспечивают их защиту от любого произвола, считают признание, соблюдение и защиту прав и свобод, чести и достоин­ства человека и гражданина главной обязанностью государственной власти, а граждане в свою очередь несут ответственность перед государством и обеспечивают защиту его интересов.

Для формирования такого рода взаимоотношений требуется прежде всего знание и понимание гражданами своих прав и обязанностей, умение пользоваться этими правами не только в своих, но и в общественных интересах. Жизнь и работа в условиях правового государства невозможна без определения гарантий прав и свобод граждан, дозволенного и запрещенного в интересах общества поведения. Поэтому все законы должны быть опублико­ваны. "Неопубликованные законы, — не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения" [12] .

Таким образом, если закон не опубликован в открытой печати, всем доступной, если он "для служебного пользования", то в правовом государстве не может и не должна наступать ответствен­ность за его нарушение. Поэтому следует отличать незнание закона от невозможности его узнать.

Принимая тот или иной закон, правовое государство возлагает на себя тем самым конкретные обязательства перед гражданами и должно определить правовые меры ответственности своих офици­альных представителей за действия, совершаемые от его имени. Государство несет перед народом политическую, правовую и мо­ральную ответственность за полное выполнение взятых на себя обязательств.

Одной из важных черт правового государства, связанных с его взаимоотношениями с гражданами, является наличие юридичес­ких процедур, рассчитанных на любые ситуации, с которыми могут ' столкнуться граждане. У гражданина в каждом случае должен быть набор юридических средств и форм, при помощи которых он мог бы с успехом и без особых сложностей защитить свои права, свои законные интересы. Их отсутствие физически лишает граждан реальных возможностей воспользоваться теми правами, которые предоставлены им законом.

Однако, говоря об ответственности государства перед гражда­нами, необходимо подчеркнуть, что для правового государства не менее важна и ответственность граждан перед государством и обществом. Осознание такой ответственности приобретает особое значение в условиях беззакония и произвола, порождающих без­различие граждан к делам государства, их отчуждение от государственных и общественных дел. Речь идет прежде всего о возрожде­нии доверия граждан к своему государству, их заинтересованности в делах, от которых во многом зависит судьба государства. Утверж­дение личных прав и свобод, существование демократии в целом должны идти рука об руку с укреплением законности, осознанием каждым необходимости безусловного уважения к закону. Демократия несовместима ни со своеволием, ни с безответственностью.

Заключение.

Таким образом, детально рассмотрев концепцию правового государства можно прийти к выводу, что в настоящее время делаются многочисленные попытки построить правовое государство, например Россия уже объявлена таковым, но это еще не значит, оно реально существует, “это является скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, нежели свершившимся фактом”.[13] Исходя из этого можно сделать вывод, что необходимо заниматься проблемой создания рационального (правового) государства, как в наши дни так и в обозримом будущем, ища способы решения данной проблемы. Следует также отметить, что сейчас уже достигнуты некоторые успехи – все большее количество государств становится на путь демократизации отношений между государством и личностью. Таким образом ясно, что концепция правового государства, с одной стороны, стоит в одном ряду с утопическими проектами, но, с другой стороны носит весьма заметный отпечаток реализма, который сказывается в том, что, во-первых, принципы правового государства опираются как на многовековую научную традицию, так и на обширный практический опыт, а во-вторых, правовое государство не претендует на коренное и окончательное усовершенствование общества, но выступает лишь как одна из мер, наряду с другими путями движения к искомому идеалу.[14]

Литература

1. Конституция РФ.

2. Комментарий к Конституции РФ. – Москва: изд-во БЕК, 1996

3. История политических и правовых учений. Под ред. О.Э.Лейста. М., 1999.

4. Нерсесянц В.С. Философия права. М.. 1997.

5. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997.

6. Общая и прикладная политология: Учебное пособие./ Под общей редакцией: Жукова В.И., Краснова Б.И. М., МГСУ: Изд-во «Союз»,1997.

7. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. – М.: Юность, 1999.

8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – Москва : “Дабахов, Ткачев, Димов”, 1995.

9. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2000.

10. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт-М, 2002.

11. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.

12. Теория государства и права. Учебник / Под ред. Лазарева В.В. – М.: Право и закон, 2001.


[1] Теория государства и права. Учебник / Под ред. Лазарева В.В. – М.: Право и закон, 2001. С. 439.

[2] Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2000. –стр.433

[3] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – стр.514.

[4] Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. – М.: Юность, 1999. – стр.323.

[5] Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт-М, 2002. - стр. 155.

[6] Общая и прикладная политология: Учебное пособие./ Под общей редакцией: Жукова В.И., Краснова Б.И. М., МГСУ: Изд-во «Союз»,1997. –стр.424.

[7] Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2000. –стр.435.

[8] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – Москва : “Дабахов, Ткачев, Димов”, 1995.

[9] Конституция РФ (ч. 2 ст. 15)

[10] Конституция РФ (ч.4 ст. 15)

[11] Конституция РФ (ч.1 ст. 15).

[12] Конституция Российской Федерации (ч.З ст. 15),

[13] Комментарий к Конституции РФ. – Москва: изд-во БЕК, 1996 – С. 15.

[14] Тихонравов Ю.И. Основы философии права – Москва – 1997. – С. 322.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

Комментариев на модерации: 1.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий