Смекни!
smekni.com

по Хозяйственному праву 5 (стр. 2 из 5)

Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязатель­ствам. В свою очередь, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципаль­ные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридичес­ких лиц, кроме случаев, установленных законом. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными сред­ствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обяза­тельствам учреждения несет собственник соответствующего имущества. Как указывается в ст. 115 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом о государ­ственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Прави­тельства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано федеральное казенное предприятие.

Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обяза­тельствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Законодательство, регулирующее банковскую деятельность, исходит из разграничения ответственности банков и государства. Согласно Закону о Центральном банке Российской Федерации (Банке России) государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязатель­ствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Разграничение ответственности проводится и в отношении обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Положения о раздельной ответственности не применяются, если Российская Федерация принимает на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридичес­кого лица либо эти субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

1.3 Формы участия государственных и муниципальных образований в гражданском обороте.

Во внутреннем гражданском обороте государство, как следует из ст. 124-126 ГК, не пользуется иммунитетом и участвует в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с други­ми субъектами права. Иначе обстоит дело в условиях международного гражданского обмена. Согласно ст. 127 ГК особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммуни­тете государства и его собственности.

Проблема правосубъектности публично-правовых образований и ответственности государства по обязательствам из договора всегда была одной из основных в науке гражданского права.

Первоначально в этой области юридическая мысль была направлена на то, чтобы уравнять их положение с другими субъектами частного права. В связи с этим госу­дарство и подобные ему образования принято было рассматривать как одну из раз­новидностей юридического лица.

С появлением социалистического государства, в руках которого были сосредоточены практически все средства производства при одновременном сохранении гражданско­го оборота, традиционное решение столкнулось с новыми трудностями. В частности, с позиций отсутствия самостоятельной юридической личности органов государства невозможно было объяснить наличие гражданско-правовых отношений между ними, и единственным выводом было то, что государство само с собой вступает в указан­ные отношения, поскольку его органы действуют исключительно от его имени. Или, как писал А. В. Венедиктов, "если единственным субъектом права государственной собственности является социалистическое государство, а отдельные органы лишь управляют предоставленным им государством имуществом, то как совместить отри­цание права собственности за государственными органами на это имущество с поня­тием договора купли-продажи как договора, направленного на передачу права соб­ственности одним собственником другому? Что представляет собой в таком случае купля-продажа внутри государственного сектора?". Единственное объяснение таких отношений могло быть найдено в признании за государственными органами какого-то особого права, отличного от права собственности самого государства, и, следова­тельно, наделении их самостоятельной юридической личностью, что и было сделано А.В. Бенедиктовым в предложенной им конструкции оперативного управления гос­органов. При этом государство не признавалось субъектом гражданского права, а оперативное управление было объявлено единственно возможным способом осуще­ствления права государственной собственности во внутреннем обороте. Если же го­сударство "в целом" и участвует в имущественных отношениях, то это скорее исклю­чения из общего правила и в большинстве случаев они регулируются нормами фи­нансового, налогового, административного, но не гражданского права.

Казалось бы, с приватизацией государственного имущества, с устранением граж­данско-правовых отношений "внутри государственного сектора" отпала необходи­мость конструировать самостоятельную правосубъектность государственных органов, зачеркивая тем самым правосубъектность самого государства. Поэтому действующий ГК РФ установил, что государство наряду с гражданами и юридическими лицами является субъектом гражданского права (ст. 2) и его правосубъектность аналогична право­субъектности юридических лиц (ст. 124), а его органы, так же как и органы юридиче­ских лиц, лишь осуществляют его права (ст. 125).

1.4 Список используемой литературы:

1. Круглова Н. Ю. Хозяйственное право. Учебное пособие. 2-е изд., К84 испр. и доп.— М.: Издательство РДЛ, 2001.

2. Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. — 3-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА - М), 2001.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации

2. Способы защиты прав и законных интересов субъектов хозяйственных отношений.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина Конституцией РФ вменяется в обязанности государства. Конституцией, в частности, гарантированы защита частной собственности и судебная защита прав и свобод граждан.

Проблема обеспечения защиты прав и законных интересов участников имущественного оборота, в том числе в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности, в условиях рыночной экономики, стоит очень остро. Неумение или нежелание предпринимателей защищать свои нарушенные права затрагивает интересы не только конкретных лиц - участников определенной сделки, но и имеет негативные последствия для макроэкономического развития экономики страны в целом. К числу таких последствий можно отнести: кризис неплатежей, снижение платежеспособности большого числа субъектов предпринимательства, непоступление в казну значительной части налогов и др.

2.1 Формы и способы защиты прав субъектов предпринимательства

Защита гражданских прав представляет собой комплекс мер применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации субъективных прав, включая судебную защиту, законодательные, экономические, организационно-технические и другие средства и мероприятия, а также самозащиту. Субъективное право на защиту предусматривает:

· возможность совершения- правомочным (обладающим прав; ми) лицом собственных положительных действий;

· возможность требования определенного поведения от обязанного лица.

Субъективное право на защиту предполагает защиту не только самих прав (например, имущественных), но и охраняемых законом интересов. Например, в результате пожара на складе хранящиеся в нем вещи сгорели. В этом случае нельзя говорить о защите права собственности на уже не существующие вещи. Но интересы собственника могут быть защищены путем возмещения ему ущерба или иным способом.

Различают две основные формы защиты гражданских прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Под юрисдикционной формой защиты понимается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных прав или оспариваемых субъективных прав: лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам (в суд, арбитражный суд, третейский суд, вышестоящую инстанцию и др.), которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения. При этом если дело рассматривается судом (общей юрисдикции, арбитражным, третейским), то говорят об общем (судебном) порядке защиты. Если жалоба подается в вышестоящий управленческий или государственный орган, - речь идет о специальном (административном) порядке защиты.

В случаях, предусмотренных законом, защита гражданских прав может осуществляться в административном порядке. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд. Таким образом, смешанный (административно-судебный) порядок защиты заключается в том, что сначала подается жалоба в соответствующий государственный орган, а затем может подаваться иск в суд.

Неюрисдикционная форма защиты - совокупность действий граждан и правозащитных организаций, которые совершаются самостоятельно, без обращения к государственным и иным компетентным органам.

Общие способы защиты прав участников гражданского оборота, в том числе и субъектов предпринимательской деятельности, установлены ГК РФ. К ним относятся: