Смекни!
smekni.com

Транспортные преступления 2 (стр. 2 из 7)

Впоследствии Уголовный кодекс 1926 г. дополнялся и иными нормами, например, о нарушении работниками гражданской авиации своих служебных обязанностей, если это повлекло или могло повлечь повреждение или уничтожение воздушного судна, оборудования для полетов или несчастные случаи с людьми; об ответственности лиц, достигших 12-летнего возраста, за совершение действий, способных вызвать крушение поезда [3, c. 10].

И только в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 15 сентября 1950 г. "О квалификации преступлений, связанных с нарушением правил движения на автотранспорте", разъяснялось, что при авариях автотранспорта с человеческими жертвами ответственность водителей, не являющихся работниками транспорта, должна наступать в зависимости от последствий и характера вины по статьям о преступлениях против личности.

Такое решение вопроса проблему не решало. Поэтому в Уголовном кодексе 1960 г., хотя и не была выделена самостоятельная глава, посвященная нормам об ответственности за посягательство на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, однако в нем сформирована достаточно четкая система транспортных преступлений.

На момент вступления в силу Уголовного кодекса 1960 г. в нем содержались в гл. 10 следующие статьи об ответственности за: нарушения правил безопасности движения и эксплуатации механического транспорта работником транспорта (ст. 211), такие же нарушения лицами, не являющимися работниками транспорта (ст. 212), и нарушения действующих на транспорте правил (ст. 213) [8, c. 15].

В 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июля в Уголовный кодекс 1960 г. были включены статьи об ответственности за угон автотранспортных средств (ст. 212.1), самовольную без надобности остановку поезда (ст. 213.1).

В 1968 г. ст. 212 была объединена со ст. 211, так как законодатель счел, что разграничение ответственности за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации механических транспортных средств в зависимости от признаков субъекта ни теоретически, ни практически не оправдано.

В том же 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня группа транспортных преступлений была дополнена статьями об ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения (ст. 211.1); за выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств (ст. 211.2). Позднее ст. 211.1 была из Кодекса исключена, и он был дополнен ст. 211.3 (допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения).

В 1973 г. рассматриваемая группа преступлений была дополнена ст. 213.2 "Угон воздушного судна" [19, c. 12].

Кроме глав 1 и 10 две статьи гл. 3 "Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности", по мнению некоторых ученых, должны были быть отнесены к группе транспортных преступлений. Это - ч. 2 ст. 127 (оставление в опасности) и ст. 129 (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие).

Примерно с середины 60-х годов в теории уголовного права стала выделятся группа транспортных преступлений как подсистема "преступлений против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения".

В следственной и судебной практике возникали вопросы относительно квалификации и разграничения со смежными составами деяний, относимых к числу транспортных преступлений. Например, в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 6 января 1950 г. (с последующими изменениями) отмечалось, что "в судебной практике нет единообразия в вопросе квалификации преступлений, повлекших аварии судов, не принадлежащих органам министерств морского и речного флота" [2, c. 9].

На ошибки в квалификации нарушений правил безопасности движения механического транспорта указывалось и в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 г. (с последующими изменениями).

В развернувшейся в теории уголовного права дискуссии относительно содержания главы о транспортных преступлениях предлагалось тяжесть наказания за транспортные преступления определять не столько наступившими последствиями, сколько иными обстоятельствами (например, нахождение за рулем водителя в состоянии опьянения, особо злостный характер нарушения или неоказание помощи потерпевшему в аварии), включая эти признаки в качестве квалифицирующих признаков отдельных транспортных преступлений. Предлагались и привилегированные составы при наличии таких признаков, как обусловленность наступивших последствий нарушения правил движения действиями других лиц, наличие скрытых дефектов транспортного средства, экстремальные условия ситуации [4, c. 16].

В белорусском законодательстве преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатацию транспорта, впервые выделены в самостоятельную главу в Уголовном кодексе Республики Беларусь, вступившем в силу с 9 января 1999 г. Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества, то есть с ростом количества транспортных средств, в том числе и автомобильных, значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта.

Глава, объединяющая данные преступления расположена в X разделе Уголовного кодекса Республики Беларусь: «Преступления против общественной безопасности и здоровья населения». Таким образом, отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта являются неотъемлемой составной частью всего комплекса отношений, реализующих и охраняющих безопасность в обществе [19, c. 9].

В самом разделе 28 глава Уголовного кодекса Республики Беларусь занимает второе место после главы о преступлениях против общественной безопасности, и в ней предусмотрены такие преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, как:

1.Статья 309. Умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения;

2.Статья 310. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций;

3.Статья 311. Угон либо захват с целью угона железнодорожного подвижного состава, воздушного или водного судна;

4.Статья 312. Самовольная без необходимости остановка поезда;

5.Статья 313. Недоброкачественный ремонт транспортного средства или путей сообщения;

6.Статья 314. Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта;

7.Статья 315. Нарушение правил международных полетов;

8.Статья 316. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации маломерных судов;

9.Статья 317. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств;

10.Статья 317-1. Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования);

11.Статья 318. Выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства либо незаконный допуск к управлению им;

12.Статья 319. Нарушение правил содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений;

13.Статья 320. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов;

14.Статья 321. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта [18].

Таким образом, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляют собой «предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта». Следует отметить, что общая дефиниция данных преступлений, как это видно из истории, остается неизменной с начала 20 века.

ГЛАВА 2

ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ.СТ. 317, 317

, 318, 319 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1. Юридический анализ ст.317 - Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств

Анализируемое преступление – одно из распространенных в современных условиях. Оно состоит в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшем причинение вреда здоровью человека либо повлекшем причинение смерти.

Следует отметить, что под автодорожными транспортными средствами законодатель понимает все виды автомобилей, тракторы и иные самоходные машины, трамваи, троллейбусы, а также мотоциклы и другие механические транспортные средства с рабочим объемом двигателя не менее пятидесяти кубических сантиметров [5, c. 67].

Основным объектом в данном преступлении выступают общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств.

Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Основными принципами обеспечения его безопасности являются:

- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

- программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения [14, c. 669].

В качестве дополнительных объектов выступают жизнь и здоровье человека, а также отношения собственности.

Предметом преступления выступает механическое транспортное средство, предназначенное для движения по дороге, перевозки пассажиров, грузов или установленного на них оборудования, а также самоходная машина.