Смекни!
smekni.com

Концепции возрожденного естественного права XX столетия (стр. 2 из 5)

ступая против классической естественно-правовой доктрины

(«метафизики права»). Но когда встает вопрос о критериях

справедливости социально значимых актов, то противопостав-

ленное закону экзистенциалистски толкуемое право традицион-

но все же обозначается понятием «естественное». Во-вторых, к

этой группе относится и неокантианское «естественное право с

изменяющимся содержанием», которое видит формальное нача-

ло справедливости в позитивном праве и историческое воплоще-

ние в законе «правильного» содержания. В-третьих, ко второй

группе относятся и концепции, обращенные к новым направле-

ниям поиска основ правопорядка и конкретных решений в «при-

роде человека». Если классическая естественно-правовая док-

трина апеллирует к метафизической сущности человеческой при-

роды, то для современной антропологической философско-право-

вой мысли, базирующейся на данных естественных наук, харак-

терным является появление новых толкований «природы челове-

ка». Отсюда вытекают интерпретации естественного права как

биологически обусловленных фундаментальных норм, как под-

сознательного обращения человека в поиске критериев справед-

ливости к своей инстинктивной природе.

В классификации концепций, представленной В. Четверни-

ным, наиболее широко отражена панорама современного возро-

жденного естественного права. С некоторым нарушением поряд-

ка приведенной классификации сначала рассмотрим одну из

важнейших концепций естественного права, возникшую в кон-

тексте мировой философии права XX столетия — неокантиан-

ское правопонимание.

Как известно, И. Кант совершил «коперниковский перево-

рот» не только в теории познания, но и в сфере естественного

права. Бережно относясь к гуманистическому пафосу предшест-

вующих теорий естественного права, Кант преодолел их натура-

лизм, — «естественное право» было таким законом социума, ко-

торый, подобно закону природы, выражал естественную необхо-

димость, — и обратился к пониманию духовной, прежде всего к

нравственной природе права, вытекающей из самосознания лич-

ности. Другими словами, Кант выводит естественное право не из

природных стремлений и качеств человека, а из глубинной сущ-

ности его духа, из практического разума и этот разум является не

средством нахождения принципов, а их источником. Именно из

сферы практического разума Кант выводил закон свободы. По-

этому у Канта всеобщий правовой закон гласит: «Поступай

внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было

совместимо со свободой каждого, сообразно со всеобщим зако-

ном». То есть всеобщий правовой закон является законом мо-

ральным, ибо налагает на человека обязанность выполнения пра-

ва как максимы его поведения. Эта обязанность в свою очередь

вытекает из кантовского категорического императива. Тем са-

мым для оценки позитивного права Кант использует моральный

критерий.

Таким образом, идея естественного права как категорического

императива, проблема критерия оценки позитивного нрава, нор-

мы практического права являются основными положениями фи-

лософии права Канта. Из этого теоретического источника подпи-

тывались идеи последователей великого немецкого философа.

Среди тех, кто наиболее полно осознал идеи Канта в сфере

моральности и права и пошел дальше своего учителя, кроме уже

названного Г. Радбруха, следует назвать Р. Штаммлера, Г. Коге-

на, В. Виндельбанда, П. Наторпа, Дель Вико, П. Новгородцева

и др. Для концепций естественного права, возникших на основе

учения И. Канта о праве, универсальным является принцип дан-

ности «истинного» права лишь через субъективное мышление.

Исходный пункт неокантианства — не право как социальная ре-

альность, а априорные понятия права и идея права, которые уже

после накладываются на действительность, но независимые от

нее (Р. Штаммлер, Г. Радбрух)

1

.

В контексте кантовских положений о соотношении должного

и сущего, формального и фактического неокантианцы доказыва-ют, что закономерности социальной жизни и общественного раз-

вития являются закономерностями юридической формы. При

этом под закономерностями и целями общественной жизни и об-

щественного развития имеются в виду априорные идеи разума, а

также априорные идеи права.

С этих позиций неокантианцы критиковали марксистское

учение об определяющей роли экономических отношений и о

вторичном (духовно-бытовом) характере права, утверждая, что

общественная жизнь обусловлена правовым регулированием.

По мнению Густава Радбруха (1878—1949) право можно

понять только исходя из априорной идеи права. Именно она оп-

ределяет цель права. Априорная идея права в своем внутреннем

содержании синтезирует три основных элемента ценностного ха-

рактера: справедливость, определенность цели и правовую ста-

бильность. Их изучение является задачей философии права, в

отличие от теории права выполняющей практическую потреб-

ность систематизации и интерпретации норм действующего пра-

ва. Разъяснение справедливости осуществляется с позиции ее по-

нимания как содержательного элемента идеи права и сущности

понятия права. При этом имеется в виду не материальный, а

формальный принцип справедливости и содержание его раскры-

вается посредством принципа равенства.

Исследуя естественное право, Г. Радбрух неоднократно обра-

щается к понятию природы вещей. В его толковании природа ве-

щей — это движущая сила преобразования юридических инсти-

тутов под воздействием изменчивой социальной жизни. В таком

понимании право является следствием и инструментом измене-

ний социальной действительности.

Рудольф Штаммлер (1856—1938) считал право наиболее

важной формой организованной извне социальной жизни людей

и подчеркивал первичный характер права по отношению к госу-

дарству. По Штаммлеру, понятие права невозможно вывести из

общественно-исторического опыта, оно выступает в качестве ап-

риорной категории, независимой от социальной действительно-

сти, развитие которой должно осуществляться путем частичных

изменений права. Конечной целью этих изменений, идеалом

«правильного права» должно быть создание «общества свободно

желающих людей».

Развернутые представления о праве на основе идей Канта

Р. Штаммлер излагает в работах «Хозяйство и право с точки зре-

ния материалистического понимания истории», «Учение о пра-

вильном праве», «Теория юриспруденции». В частности, говоря

о марксизме как вульгарном экономизме, Р. Штаммлер подчер-

кивал, что право имеет первичный характер по отношению к эко-

номике, во всяком случае в логическом плане.

Теория Р. Штаммлера о праве основана на допущении того,

что существуют чисто формальные категории. Он стремится вы-

вести конкретные правовые положения из сугубо формальных

принципов. С помощью понятия права и ряда других априорных

категорий социальная реальность воспринимается как организо-

ванная целостность, выделяющая право.

Р. Штаммлер полагает также, что юридические науки возни-

кают, утверждаются и вступают в действие независимо от госу-

дарственной организации. Нельзя одобрить взгляды, доказывал

Штаммлер, рассматривающие право как социальное правило, за

которым стоит сила. Подобное отождествление права и фактиче-

ской силы является неверным. Не каждое социальное предписа-

ние власти имеет юридический характер, а лишь часть из них.

Разделяя право на справедливое и несправедливое, Штаммлер

подчеркивает, что нет правовых положений, которые раз и на-

всегда были бы только справедливыми или исключительно не-

справедливыми в каждой отдельно взятой ситуации. Ибо нет ни-

каких правовых положений, включающих в свое условное содер-

жание безусловный фактор. Только праву в целом по существу

принадлежит внутреннее желание достичь объективно справед-

ливой целостности социальной жизни, ему внутренне сродни

движение к социальному идеалу, к такому обществу, где люди

свободно желают.

Р. Штаммлер на неокантианской основе разработал идею

«естественного права с меняющимся содержанием», оказавшую

огромную роль на развитие естественно-правовой мысли XX сто-

летия. Прежде всего в систему своих правовых взглядов Штамм-

лер вводит принцип развития, воплощением которого и является

категория естественного права с меняющимся содержанием. Сам

процесс развития Штаммлер мыслит как смену исторических

пунктов в движении представлений человечества об объективно

справедливой целостности общественной жизни, когда люди

лучше понимают то, «что является справедливым». Штаммлер

ставит задачу отыскать общезначимый формальный метод, с по-

мощью которого меняющийся материал исторически обусловлен-ных правовых установлений возможно было бы обработать, упо-

рядочить и определить наличие в нем свойства «объективного».

То, что понимают как естественное право, считает Штаммлер,

владеет действительностью иного плана, чем позитивное право:

первое как масштаб, второе как принудительная норма. Таким

образом, «естественное право с меняющимся содержанием» яв-

ляется не системой норм, действительных в определенной исто-

рической ситуации, а формальным метафизическим началом,

олицетворяющим справедливость как критерий оценки и исправ-

ления права в законе.

Неокантианские идеи нашли свое распространение и в Рос-