Смекни!
smekni.com

Выборы в Государственную Думу в Российской Федерации (стр. 4 из 5)

10 партий и блоков были в той или иной степени преемниками избира­ тельных объединений и блоков, участвовавших в выборах 1995 и 1999 гг. КПРФ и Партия Мира и Единства участвовали в этих выборах в той же фор­ ме, что и в предыдущих. ЛДПР вновь участвовала в выборах в явном виде. Объединение «Яблоко» и блок «Союз правых сил» были преобразованы в партии. Российская экологическая партия «Зеленые» была преемницей «Кед­ра», участвовавшего в выборах 1993 и 1995 гг., но снятого с выборов в 1999 г. на основании нормы, впоследствии признанной неконституционной. P о ссийская партия пенсионеров в этот раз участвовала в выборах в блоке с Парти­ ей социальной справедливости. Аграрная партия России, входившая в 1999 г. в блок «Отечество — Вся Россия», вновь, как и в 1993 и 1995 гг., выступала самостоятельно.

«Союз правых сил» и «Яблоко» сохранили в своих тройках двух преж­ них кандидатов. У партии «Яблоко» в тройку вошли (как и в трех предыду­ щих кампаниях) Григорий Явлинский и Владимир Лукин, а также депутат Игорь Артемьев. «Союз правых сил» оставил в первой тройке Бориса Нем­цова и Ирину Хакамада, а третью позицию занял сопредседатель партии Анатолий Чубайс (бывший первый зам. председателя Правительства РФ).

Партия «Единая Россия» образовалась фактически путем слияния про­шедших в Думу третьего созыва блоков «Медведь» и «Отечество — Вся Россия». Общефедеральная часть списка этой партии состояла всего из че тырех кандидатов, из которых один (министр РФ по делам гражданской обо роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед­ствий Сергей Шойгу) входил в 1999 г. в первую тройку списка блока «Мед­ ведь», один (министр внутренних дел РФ Борис Грызлов) возглавлял региональную группу этого блока и один (мэр Москвы Юрий Лужков) вхо­дил в первую тройку списка блока «Отечество — Вся Россия». Четвертым в списке шел президент Рес публики Татарстан Минтимер Шаймиев.

Блок «Родина» формально был образован тремя партиями (Партия рос­ сийских регионов, Социалистическая единая партия России и «Народная воля»), две из которых были политическими преемниками избирательных объединений, участвовавших в выборах 1999 г. (движения «Духовное на­ следие» и Российского общенародного союза). В общефедеральной части списка блока были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки КПРФ, блока «Конгресс Русских Общин и Движение Юрия Болдырева» и Российского общенародного союза (но не «Духовного наследия»). Список возглавили депутаты Государственной Думы Сергей Глазьев и Дмитрий Рогозин, а так­же отставной генерал Валентин Варенников (обвинявшийся по делу ГКЧП, но оправданный судом).

Остальные 13 партий и блоков были по существу новичками, хотя неко­ торые из них имели определенное отношение к избирательным объедине­ ниям и блокам, участвовавшим в выборах ранее. Так, Демократическая партия России формально являлась преемником одноименной партии, пред­ ставленной в Думе первого созыва. В общефедеральной части списка партии было 3 кандидата, входивших в 1993 г. в список ДПР, тем не менее в полити­ ческом плане говорить о преемственности не приходится.

В состав блока «Новый курс — Автомобильная Россия» входили партия «Либеральная Россия» (образованная политиками, входившими ранее в партию «Демократический выбор России» и блок «Союз правых сил») и Республиканская партия РФ, которая в выборах 1993 г. участвовала в соста­ ве «Блока: Явлинский—Болдырев—Лукин», а в выборах 1995 г. — в соста­ве блока «Памфилова—Гуров—Владимир Лысенко». В общефедеральной части списка блока были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки блока «Союз правых сил», движения «Наш дом — Россия» и объединения «Ябло­ ко». Список возглавляли депутат Государственной Думы Виктор Похмел­ кин и бывший зам. председателя Правительства РФ Борис Федоров.

Народная партия РФ была создана депутатами, избранными в Думу тре­ тьего созыва по одномандатным округам. В общефедеральном списке этой партии были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки «Блока генерала Ан­ дрея Николаева и академика Святослава Федорова», движения «Духовное наследие» и партии «Кедр». В общефедеральной части списка блока «Партия Возрождения России — Российская партия Жизни» были кандидаты, вхо­ дившие в 1999 г. в списки КПРФ и движения «Женщины России». В обще федеральной части списка партии «СЛОН» были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки объединения «Яблоко», блока «Союз правых сил» и движения «Социал-демократы». Во главе списка партии «Развитие предпри нимательства» стояли два депутата Государственной Думы первого, второ го и третьего созывов (Иван Грачев и Оксана Дмитриева), входившие в 1995 г. в список объединения «Яблоко», а в 1999 г. в список блока «Отече­ ство — Вся Россия». В общефедеральной части блока «Великая Россия — Евразийский Союз» были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки блоков «Медведь» и «Отечество — Вся Россия». В общефедеральной части списка Объединенной российской партии «Русь» был кандидат, входивший в 1999 г. в список блока «Отечество — Вся Россия». В общефедеральной части списка Российской конституционно-демократической партии был кандидат, входивший в 1999 г. в список «Блока генерала Андрея Николаева и академика Святослава Федорова». В общефедеральной части списка На­ родно-республиканской партии России был кандидат, входивший в 1999 г. в список блока «Конгресс Русских Общин и Движение Юрия Болдырева». В этой кампании, в отличие от предыдущих, административный ресурс был практически полностью на стороне одной партии. Президент РФ Владимир Путин открыто выражал свое предпочтение «Единой России»: он посетил ее съезд, на котором выдвигались кандидаты, а также откровенно высказался в ее поддержку в интервью, которое было дано за неделю до дня голосования.

Во время кампании произошло громкое событие, в определенной степени повлиявшее на ее исход. Был арестован лидер одной из наиболее крупных финансово-промышленных групп Михаил Ходорковский, оказывавший фи нансовую поддержку оппозиционным партиям (КПРФ, «Яблоко», «Союз пра­вых сил»). Это действие и пропагандистская кампания вокруг него ухудшили позиции данных партий и содействовали успеху тех сил, которые вели «анти олигархическую» агитацию (ЛДПР и «Родина»).

Пятипроцентный барьер смогли преодолеть только четыре спис­ ка. В сумме они получили 70,7% от числа избирателей, принявших участие в голосовании, или 39,3% от числа зарегистрированных избирателей.

При этом, в отличие от второго созыва, не представленной в Думе ока­ залась право-либеральная часть политического спектра. Всё партии, зани­мавшие эту политическую нишу, не сумели преодолеть 5%-ный барьер, в том числе и представленные в Думе третьего созыва «Яблоко» и «Союз пра­ вых сил», вместе получившие более 8%.

«Единая Россия», консолидированная «партия власти», за которую про­ голосовали менее 37,6% избирателей, получила по пропорциональной сис­теме больше половины мандатов (120). Партия лидировала в 88 субъектах Федерации. Наибольшей (80,9%) была ее поддержка в Чеченской Респуб­лике, а наименьшей (25,9%) — в Воронежской области.

КПРФ заняла второе место, получив значительно меньше, чем в 1995 и 1999 гг. (12,6%>). Наибольшей поддержкой избирателей партия пользовалась в Тамбовской области (20,6%), а наименьшей—в Республике Ингушетия (1,0%).

На третье место вышла ЛДПР, набравшая 11,5%, что близко к ее резуль­ тату 1995 г. и значительно выше результата «Блока Жириновского» 1999 г. За ЛДПР лучше всего голосовали в Магаданской области (19,7%) и хуже всего — в Республике Дагестан (0,4%).

Помимо «Единой России» и думских «старожилов» КПРФ и ЛДПР, ба­рьер удалось преодолеть блоку «Родина» (9,0%). Этот блок смог успешно конкурировать с КПРФ за избирателей левой ориентации и с ЛДПР за пат риотический и протестный электорат. Наибольшую поддержку избирате­ лей блок получил в Воронежской области (19,9%), а наименьшую — в Рес­ публиках Дагестан и Ингушетия (0,6%). Блок «Родина» лидировал в Ан­ нинском одномандатном избирательном округе № 76 (Воронежская область), где баллотировался и победил один из его лидеров — Дмитрий Рогозин.

Еще четыре списка получили от 3,1 до 4,3%: Российская демократиче­ ская партия «Яблоко» (4,3%), «Союз правых сил» (4,0%), Аграрная партия России (3,6%>) и блок «Российская партия пенсионеров и Партия социаль­ ной справедливости» (3,1%). Далее шли блок «Партия Возрождения Рос­ сии — Российская партия Жизни» (1,9%), Народная партия РФ (1,2%) и Концептуальная партия «Единение» (1,2%)'.

При этом Аграрная партия России в одном субъекте Федерации (Рес­ публика Алтай, руководитель которой, Михаил Лапшин, возглавлял список партии) сумела опередить «Единую Россию» и занять первое место с ре­зультатом 31,7%) голосов. [10]

Как и на выборах 1995 и 1999 гг., большая часть объединений и блоков (12) получила менее 1% голосов.

Против всех списков проголосовали 4,7% избирателей. Наиболее высо­кий уровень протестного голосования оказался в Красноярском крае (7,1%). Практика отказа избранных кандидатов от получения мандатов достиг­ ла своего апогея. У «Единой России» от мандатов отказались 37 кандида­ тов, в том числе занимавшие второе, третье и четвертое места в общефеде­ ральной части Сергей Шойгу, Юрий Лужков и Минтимер Шаймиев. Осталь­ ные 34 кандидата входили в первые тройки региональных групп: 24 занимали первые места, 7 — вторые и 3 — третьи. Большинство «отказников» (29) зани­ мали должности руководителя высшего исполнительного органа государ­ ственной власти субъекта Федерации, среди остальных — федеральный министр, первый заместитель полпреда Президента РФ в федеральном ок­ руге, два председателя законодательного органа государственной власти субъекта Федерации, мэр областного центра, ректор университета и два ру­ ководителя крупных предприятий.