Смекни!
smekni.com

Гражданский иск в уголовном процессе (стр. 3 из 7)

Весьма важным новшеством законодательства является то, что к отношениям работника и работодателя, возникшим из трудового договора (контракта), приравнены также их отношения, основанные на договорах подряда, поручения, возмездного оказания услуги и иных договорах, предполагающих личный труд гражданина в интересах другого лица. Более того, с 1 марта 1996 г. правила о возмещении работодателем вреда, причиненного работнику, распространены на отношения военной службы, службы в милиции и другие аналогичные отношения, связанные с выполнением гражданином служебных обязанностей (ст. 1084 ГК РФ). При этом не имеет значения, был ли потерпевший включен в штат предприятия или организации. Временные и нештатные сотрудники обладают правом на возмещение причиненного им вреда наравне с постоянными рабочими и служащими.

Вопрос о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо решать с учетом постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда». Как указано в п. 8 названного постановления, если правоотношения, связанные с причинением морального вреда возникли после 1 января 1995 г., то компенсация причиненного гражданину морального вреда определяется судом только в денежной форме, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований.

Одним из необходимых оснований рассмотрения гражданского иска в уголовном процессе является наличие причинной связи между преступлением и причиненным вредом (ст. 29 УПК РСФСР).

Причинная связь может считаться юридически значимой, если поведение причинителя превратило возможность наступления вредоносного результата в действительность, либо во всяком случае обусловило конкретную возможность его наступления. Если же поведение причинителя обусловило лишь абстрактную возможность наступления вреда, то юридически значимая причинная связь между поведением причинителя и вредом отсутствует. Юридически значимая причинная связь обычно называется необходимой, а юридически – случайной. При разграничении юридически значимой и юридически безразличной причинной связи использованы критерии, выдвинутые в свое время О. С. Иоффе, который, однако оставил открытым вопрос о самом характере причинной связи, складывающейся в обоих этих случаях[15].

При соучастии преступный результат находится в причинной связи с действиями каждого из соучастников. Поэтому исполнители, подстрекатели и пособники должны нести материальную ответственность солидарно. Если при соучастии допускается эксцесс исполнителя, то материальную ответственность в таком случае должно нести только лицо, его допустившее.

В случаях, когда ущерб причинен совместными действиями подсудимого и другого лица, в отношении которого уголовное дело было прекращено по основаниям, предусмотренным в пп. 2-10 ст. 5 УПК РСФСР, ст. ст. 6-9 УПК РСФСР, суд возлагает на подсудимого обязанность возместить материальный ущерб в полном размере и разъясняет гражданскому истцу право предъявить в порядке гражданского судопроизводства к лицам, дело в отношении которых было прекращено, иск о возмещении ущерба солидарно с осужденным.

При групповых преступлениях каждый осужденный несет солидарную ответственность лишь в части тех фактов (эпизодов) преступления, в которых установлено его участие.

В случаях, когда действие (бездействие) одного из привлеченных к уголовной ответственности лиц хотя и облегчает (обуславливает) совершение преступления другим лицом, но является не причиной этого преступления, а обстоятельством, способствующим его совершению, признаки совместного причинения вреда отсутствуют. В таких случаях ответственность за вред несет его непосредственный причинитель.

Для рассмотрения гражданского иска в уголовном процессе, кроме оснований, необходимы и процессуальные предпосылки, к числу которых относятся:

· Процессуальная правоспособность и дееспособность заявителя;

· Подведомственность иска суду;

· Отсутствие судебного решения, вступившего в законную силу, вынесенного по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям[16].

Правоспособность гражданина или юридического лица определяется как способность лица иметь гражданские права и нести обязанности ст. ст. 17 и 49 ГК РФ. Процессуальная правоспособность означает способность лица обладать процессуальными правами и нести процессуальные обязанности. Если лицо не обладает правоспособностью, то оно не вправе участвовать в уголовном производстве в качестве гражданского истца.

Правоспособностью обладает каждый гражданин с момента его рождения и прекращается она в связи с его смертью (ст. 17 ГК РФ).

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и прекращается в момент завершения его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ). С момента создания юридического лица оно обладает и процессуальной дееспособностью, то есть от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Иначе этот вопрос решается в отношении граждан. Наличие у гражданина процессуальной правоспособности не всегда означает, что он обладает процессуальной дееспособностью.

Уголовно-процессуальный закон не определяет возраста, по достижении которого лицо признается дееспособным и, следовательно, имеющим право участвовать в уголовном процессе в качестве гражданского истца.

Гражданское законодательство устанавливает, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет обладают ограниченной дееспособностью. Они вправе лично осуществлять свои процессуальные права и нести обязанности по гражданскому иску только в случаях, указанных в законе (ст. 26 ГК РФ).

Во всех иных случаях иски от имени несовершеннолетних должны заявлять и поддерживать в суде их законные представители. Имущественную ответственность за действия этих лиц несут родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что вред причинен не по их вине (ст. 28 ГК РФ).

Для рассмотрения гражданского иска в уголовном процессе необходимо, чтобы он был подведомственен суду. Согласно ст 25 ГПК РСФСР судам подведомственны дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений, если хотя бы одной из сторон является гражданин.

Если же истцом является юридическое лицо, то рассмотрение иска в уголовном процессе зависит от того, кто является гражданским ответчиком. Если ответчиком окажется так же юридическое лицо, то иск в уголовном процессе рассмотрению не подлежит. Он должен рассматриваться в арбитражном суде.


ГЛАВА 2. ПРОИЗВОДСТВО ПО ГРАЖДАНСКОМУ ИСКУ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ.

2.1. Порядок заявления гражданского иска.

В соответствии с п. 4 ст. 68 УПК РСФСР при производстве дознания, предварительного следствия и разбирательства уголовного дела в суде должны быть установлены наличие и характер ущерба (морального, физического, материального), причинная связь между содеянным и ущербом, размер материального вреда и местонахождение ценностей и имущества, могущих быть обращенными в его возмещение.

Гражданский иск в уголовном деле может быть предъявлен с момента возбуждения дела до начала судебного следствия путем подачи искового заявления (ст. 29 УПК РСФСР).

Неустановление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, не препятствует предъявлению гражданского иска в уголовном деле.

Гражданский иск может быть предъявлен как в письменной, так и в устной форме. Устное заявление заносится в протокол в порядке, предусмотренном ст. 110 УПК РСФСР.

Уголовно-процессуальное законодательство не устанавливает форму и содержание искового заявления. Это можно объяснить тем, что к моменту подачи искового заявления не всегда известны лицо, к которому предъявляется иск, и его размеры. Однако для того, чтобы придать требованиям потерпевшего необходимую определенность, конкретность, необходимо при подаче искового заявления руководствоваться требованиями ст. 126 УПК РСФСР.

Согласно этой статье исковое заявление подается в письменной форме. Заявление адресуется тому суду, которому подсудно это уголовное дело, а направляется непосредственно следователю, если иск заявляется в ходе предварительного следствия.

В заявлении должны быть указаны наименование суда, в который подается заявление, наименование истца, его место жительства, если истцом является юридическое лицо, его место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем; наименование ответчика, его место нахождения; обстоятельства, на которых истец основывает свое требование и доказательства, подтверждающие изложенные истцом обстоятельства; требования истца; цена иска, перечень прилагаемых к заявлению документов.

Исковое заявление рассматривается в ходе предварительного следствия – следователем; при принятии дела к производству судом – судьей; в ходе судебного разбирательства – судом. О признании гражданским истцом или об отказе в этом выносится мотивированное постановление или определение (ст. 137 УПК РСФСР).