Смекни!
smekni.com

Защита избирательных прав граждан (стр. 10 из 12)

В другом случае тот же суд отказал в удовлетворении требования избирательной комиссии об отмене регистрации кандидатом в депутаты гр. К. на том основании, что неуказа­ние по небрежности сведений о доходах в сумме 248 рублей является несущественным. В качестве дополнительного ос­нования суд также указал, что сведения о доходах кандидата в депутаты еще нигде не обнародовались, а потому избирате­ли не были введены в заблуждение этими недостоверными данными. На основании изложенного, суд отказал избира­тельной комиссии в требовании об отмене регистрации кан­дидатом в депутаты гр. К.2

Вопрос о существенности недостоверных сведений, сообщенных кандидатом на выборную должность, является, по сути своей, оценочным. Здесь имеет место широкое су­дебное усмотрение. Однако, это усмотрение должно быть ог­раничено рамками закона. Пока материальное избирательное право не выработало конкретное правовое обоснование кате­гории "существенные сведения". Безусловно перечисленные в избирательном законодательстве требования к заполнению всех необходимых реквизитов избирательных документов уже должны считаться существенными и потому должны

быть достоверными.

Это вытекает из содержания этих документов, направ­ленных на обеспечение правовых гарантий участников изби­рательных правоотношений. Так, для гарантии пассивного избирательного права - быть избранным - важными, сущест­венными, а потому достоверными являются указанные в за­коне сведения, которые могли повлиять на свободу волеизъ­явления избирателей: достоверные сведения о кандидатах -фамилия, имя, отчество; паспортные данные; сведения об имущественном положении, семейном, служебном положе­нии и т.п., то есть данные, необходимые для полной объек­тивной информации.

С точки зрения нравственности недостоверность сведе­ний, сообщенных о себе кандидатом, сродни понятию не­правды. Неправда может быть в силу умысла и должна рас­сматриваться как ложь. А ложь - недопустимое нарушение требований, предъявляемых к кандидатам, претендующим на выборную должность. Поэтому судам следует исходить из принципа правдивости сведений, которые обязан сообщить о себе гражданин, претендующий на выборную должность. Все, что влечет ложные, неправдивые сведения способно по-

153

влиять на волеизъявление избирателей, независимо от мас­штабов этой неправдивости, недостоверности.

Так, при разбирательстве спора об отказе территори­альной избирательной комиссии в регистрации кандидатом в депутаты органов местного самоуправления гр. К. суд удов­летворил жалобу заявительницы. При этом суд посчитал не­существенными недостоверные сведения, указанные канди­датом о месте работы и занимаемой должности. Гр. К. указа­ла, что она является адвокатом, тогда как на самом деле осу­ществляла предпринимательскую деятельность по оказанию юридических услуг. Представляется, что такая неправда дез­ориентирует избирателя. Полагаю, что кандидат К., будучи юристом по образованию, сознательно вводила в заблужде­ние избирателей, не будучи принятой в коллегию адвокатов и не являясь адвокатом. Данная неправда для данной личности кандидата в депутаты К. является существенной неправдой и избирательная комиссия поступила правильно, отказав в ре­гистрации такому кандидату.

Уважительными причинами, исключающими вину са­мого кандидата в недостоверности сведений, могут быть ус­тановленные судом обстоятельства, повлекшие недостовер­ность сведений, которые никак не зависят от воли самого кандидата: опечатка, арифметическая ошибка и другие нару­шения, допущенные иными органами и лицами без ведома кандидата.

Существенными можно считать и другие нарушения избирательного законодательства, если эти нарушения оказа­ли или могли оказать влияние на свободу волеизъявления избирателей, что в конечном итоге повлияло на исход голо­сования.

Существенные нарушения избирательного законода­тельства, повлиявшие на свободу волеизъявления избирате-

154

лей, могут быть основанием к отмене результатов голосова­ния и признанию выборов недействительными.

Таким образом, основаниями к отказу в удовлетворении решений избирательной комиссии об отказе в регистрации, об отмене регистрации кандидата на выборную должность являются малозначительность, несущественность недосто­верных сведений, не способных оказать влияние на свободу волеизъявления избирателей.

В предмет доказывания по делам, возникающим из из­бирательных отношений, могут входить факты нарушения процедурных правил организации и проведения выборов.

Особенно значительное число таких споров возникает в связи с неправильным оформлением подписных листов, их своевременным представлением и принятием.

Так, по некоторым делам избирательные комиссии не различали понятия: "представление документов" и "принятие документов". Представление документов осуществляется кандидатами и другими уполномоченными лицами. Принятие документов производят избирательные комиссии. Представ­ление документов в соответствии с законодательством осу­ществляется за 55 дней до дня выборов. Прием документов избирательными комиссиями в законах о выборах не уста­новлен. Из этих положений и следует исходить судам'.

На необходимость выяснять характер нарушений орга­низационно-правовых процедур, существенность этих нару­шений, а также возможность этих нарушений повлиять на достоверность волеизъявления избирателей при разрешении дел о признании выборов недействительными указал Верхов­ный Суд РФ2. Практически эти обстоятельства входят в

предмет доказывания по всем категориям избирательных споров, а не только по делам о признании выборов недейст­вительными.

По другому делу Верховный Суд РФ посчитал наруше­ния, допущенные в ходе выборов несущественными, не по­влиявшими на достоверность волеизъявления избирателей. Решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания о признании выборов недействительными по Тургеневскому избирательному округу № 58 было отменено'.

В предмет доказывания входят также факты бездейст­вия. К бездействиям избирательных комиссий, которые могут существенно повлиять на свободу волеизъявления избирате­лей можно отнести, например, непредставление или неопуб­ликование отчетов о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов; невыполнение возложен­ных законом обязанностей по проведению массовых меро­приятий, связанных с выборами; несвоевременность состав­ления списков избирателей и т.п.

К бездействиям, имеющим существенное значение для дела, и повлиявшим или могущим повлиять на волеизъявле­ние избирателей и, входящим в предмет доказывания, следу­ет отнести неосуществление должностными лицами государ­ственных органов по представлению избирательных комис­сий проверки информации о нарушениях избирательного за­конодательства и непринятие мер по пресечению этих нару­шений (п. "ц" ст. 93 ФЗ от 24 июня 1999 г. "О выборах депу­татов Госдумы...").

Таким образом, предмет доказывания по делам о защи­те избирательных прав представляет собой совокупность

юридически значимых фактов и обстоятельств, закрепленных в нормах избирательного законодательства, имеющих суще­ственное значение для разрешения дела по существу. При этом суды руководствуются оценочными категориями суще­ственности сведений, их достоверности и возможности фак­тов предмета доказывания влиять на волеизъявление избира­телей.

Для установления истины по делу судом исследуются

доказательства, представляемые лицами, участвующими в деле, на которых по общему правилу гражданского процессу­ального законодательства возлагается бремя доказывания.

Применить общее правило бремени доказывания по де­лам из публично-правовых отношений, суть которого в том, что бремя доказывания возлагается на орган или должност­ное лицо, чьи действия оспариваются, по избирательным

спорам вряд ли верно. ,

Так, если заявлено требование об отмене регистрации

кандидата в депутаты или на выборную должность избира­тельной комиссией в связи с тем, что кандидат сообщил не­достоверные сведения о своем имущественном положении, обязанность доказывать их достоверность будет лежать и на кандидате, чьи сведения о его имущественном положении в

суде оспариваются как недостоверные.

Если подано заявление об отказе в регистрации канди­дату или об исключении его из числа уже зарегистрирован­ных в списке кандидатов по мотиву использования служеб­ного положения для предвыборной агитации, нарушения пра­вил агитации, эти факты будут доказывать как заявитель, об­ратившийся в суд, так и кандидат, в отношении которого по­ставлен вопрос об исключении его из числа зарегистрирован­ных кандидатов.

157

Надо полагать, что общее положение о доказывании по избирательным спорам будет состоять в том, что каждое ли­цо, участвующее в деле, обязано доказать те обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений. К примеру, если заявитель оспари­вает правильность внесения о нем данных в списках избира­телей, он представляет доказательства достоверности дан­ных, на основании которых должны быть внесены изменения. Если заявитель утверждает, что следует исключить гр. А. из списков кандидатов в представительный орган власти, т.к. этот кандидат занимается подкупом избирателей, доказать факт подкупа обязан заявитель. В то же время и кандидат, в отношении которого ставит вопрос заявитель, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица с самостоятель­ными требованиями (избирательная комиссия в этом случае будет занимать процессуальное положение заинтересованно­го лица), также будет представлять доказательства, опровер­гающие утверждения заявителя о подкупе избирателей.