Смекни!
smekni.com

Нематериальные блага, неимущественные права и их защита (стр. 9 из 21)

В судебном порядке доверитель, чьи права в отношении профессиональной тайны нарушены, самостоятельно определяет способы их защиты и вправе требовать в гражданском судопроизводстве:

- признание права;

- прекращения действий, ведущих к разглашению профессиональной тайны;

- возмещения убытков;

- компенсации морального вреда;

- опубликования ответа в средствах массовой информации, где были распространены недостоверные сведения о нем;

- рассмотрение дела в закрытом судебном заседании и др.

Глава 2. Защита нематериальных благ и личных неимущественных прав

2.1.Защита чести, достоинства и деловой репутации

В отношении нематериальных благ и неимущественных прав действует то же правило, что и в отношении других прав: есть право, значит, оно может быть нарушено, а, следовательно, эти права, как все другие, нуждаются в защите.

В словаре С.И. Ожегова сказано, что «защитить, значит, охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий», а также «предохранить, обезопасить от чего-нибудь».

Гражданско-правовые способы защиты распространяются как на нематериальные блага, так и неимущественные права, по по­воду которых складываются отношения, регулируемые гражданским правом.

Из п. 2 статьи 150 ГК РФ следует, что гражданско-правовая за­щита нематериальных благ и неимущественных прав возможна в двух случаях. Во-первых, когда существо нарушенного права (блага) и ха­рактер последствий этого нарушения допускает возможность исполь­зования общих способов гражданско-правовой защиты и, во-вторых, тогда, когда для защиты этих прав в ГК или иных законах предусмотрены специальные способы. Такие специаль­ные способы установлены для защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц, для защиты права на имя, для защиты ин­теллектуальной собственности.

При этом следует иметь в виду, что нередки случаи, когда для за­щиты нематериальных благ (прав) одновременно могут использовать­ся как специальные, так и общие способы защиты. Как правило, сре­ди общих способов чаще всего используются такие, как возмещение причиненных убытков и компенсация морального вреда. Например, защита жизни, здоровья, личной свободы и неприкосновенности осуществляется на основании норм гл. 59 ГК, предусматривающих возмещение убытков (утраченного заработка, дополнительных расходов и т.п.) и компенсацию морального вреда. При этом размер подлежащих возмещению убытков и порядок их подсчета устанавливаются законом.

Специфика гражданско-правовых способов защиты личных нематериальных благ проявляется в том, что в случаях нарушения нематериальных благ они подлежат восстановлению (если это возможно) независимо от вины правонарушителя. Гражданско-правовая защита личных нематериаль­ных благ направлена также на то, чтобы предупредить их нарушение в буду­щем. При защите нематериальных благ допустимо использование любых форм и способов защиты гражданских прав, если это не противоречит суще­ству нарушенного блага и характеру правонарушения (например, таких, как признание права, пресечение действий, нарушающих право, возмещение убытков, компенсация морального вреда). Основания и способы защиты не­материальных благ различаются в зависимости от того, нарушены ли права физического или юридического лица.

При жизни носителя личных неимущественных прав и других нематери­альных благ в первую очередь от него зависит, воспользуется ли он предус­мотренными законом способами защиты этих благ, и если воспользуется, то какими именно. Третьи лица могут осуществлять и защищать личные неи­мущественные права, принадлежащие третьему лицу, если уполномочены на то носителем права или законом и если это не противоречит существу на­рушенного права. Личные неимущественные права и иные нематериальные блага, принадлежащие умершему, при наличии юридически значимого ин­тереса, могут осуществлять и защищать другие лица, в том числе наследники правообладателя.

В силу ст. 208 ГК исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кро­ме случаев, предусмотренных законом.

В 1991 г. СССР лишь присоединился к Всеобщей дек­ларации прав человека 1948г., статья 1 которой гласит: «Все люди рождаются свобод­ными и равными в своем достоинстве и правах. Они наде­лены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Положения этого документа были включены в текст Конституции Российской Федерации 1993 г. В настоящее время, согласно Конституции, достоинство личности охра­няется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени (ст. 21, 23 Конституции).

В последние годы часто стали говорить о защите своих личных неимущественных прав, в прессе появляются публи­кации о громких судебных процессах к различным телеком­паниям и другим средствам массовой информации, однако в российском законодательстве по данному вопросу все еще остаются некоторые пробелы.

Пожалуй, одним из важных вопросов, возникающих при рассмотрении судами дел данной категории, является само определение понятий «честь» и «достоинство». В российском законодательстве таких определений нет.

В словаре русского языка С.И. Ожегова даны следую­щие определения: «честь — достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие прин­ципы», «достоинство — совокупность высоких моральных качеств в самом себе». Однако эти определения весьма условны. Понятия "честь", "достоинство", "репутация" определяют близкие между собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или объективном подходе при оценке этих качеств. На практике же являются ли сведения порочащи­ми честь и достоинство, и что понимать под определением «честь» и «достоинство», в каждом конкретном случае дол­жен определять суд по своему усмотрению.

Автором данной работы предпринята попытка внести ясность в указанные понятия.

Честь – оценочное суждение о данном человеке и о его социальной деятельности; положительное общественное мнение о нравственных качествах конкретной личности, объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и иных качеств личности.

При определении понятия чести различают два аспекта - объективный и субъективный, личный. Честь - это и общественная оценка общественного признания, и стремление поддержать свою репутацию. Ее содержание является социальным, то есть не зависящим от индивидуального человека, а принадлежащим нравственным принципам. Честь, прежде всего, выступает как оценочная категория, направленная от общества к личности.

Что же касается субъективной, личной стороны чести, то она заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, осуществление которых в данном обществе расценивалось бы как бесчестье, и в его способности действовать в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами.

Личная сторона чести всегда неразрывна с социальной, подчиняется и обуславливается последней и оказывает на нее огромное воздействие, так как человек не может "уклониться" от суждений окружающих его людей, которые оценивают его поступки, от общественного мнения.

Роль общественного мнения очень велика, поэтому каждому человеку, приходится волей-неволей примиряться с тем, что другие люди судят о его поступках по-своему.

Положительная оценка деятельности и поведения человека со стороны общества возвышает его в глазах окружающих, благотворно воздействует и на чувство собственного достоинства, придает ему силы для дальнейшего нравственного совершенствования. Разные последствия для того или иного лица может вызвать его отрицательная оценка. В одних случаях она заставляет человека стремиться к исправлению своих недостатков, в других - усугубляет их. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы общественная оценка была объективной.

Честь является категорией исторической, ибо она возникла с появлением человеческого общества, поэтому ни это общество, ни личность не в состоянии отменить эту нравственную категорию. Следовательно, пока существует человеческий коллектив, его отдельные члены будут подвергаться определенной оценке со стороны окружающих лиц. При этом общественная оценка не зависит от воли и желания самого оцениваемого лица.

В основе представления о чести лежит определенный критерий нравственности. В силу этого проявляется объективный характер категории чести. Но нельзя отрицать возможности формирования неправильной общественной оценки по отношении к кому-либо. Таким образом, честь является категорией, отражающей достоинство индивида в сознании других людей, общественная его оценка, положительная репутация человека.

Неразрывно с честью, понимаемой в обществе как определенная социальная оценка человека, находится категория достоинства. Достоинство - внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения. Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности.

Достоинство того или иного человека заключается в духовных и физических качествах, ценных с точки зрения потребностей общества. Эти личные качества и составляют то, что принято называть личным достоинством. Однако человек также обладает определенной ценностью и безотносительно к его индивидуальным качествам, социальному положению, профессиональной принадлежности. Такой ценностью и является человеческое достоинство.