Смекни!
smekni.com

Обязательственные отношения, возникающие вследствие причинения вреда (стр. 2 из 5)

а) между противоправным поведением и увечьем,

б) между увечьем и утратой потерпевшим трудоспособности.

Обязанность возмещения вреда не относится к мерам ответственности, в основе возникновения указанной обязанности лежат иные условия, которые состава правонарушения не образуют. В частности, в соответствии с действующим законодательством, к мерам гражданско-правовой ответ­ственности нельзя отнести обязанность возмещения вреда, причинен­ного правомерным действием, независимо от того, возлагается ли эта обязанность на причинителя вреда или на какое-то другое лицо (ч.4 ст.443 ГК).

Таким образом, в основе обязательств из причинения вреда в одних случаях лежит состав правонарушения (полный или усеченный); в других случаях указанные обязательства основываются на других условиях, не образующих состав правонарушения. Отсюда различаются условия возникновения ответственности за при­чинение вреда и условия возникновения обязательств из причинения вреда, не относящихся к мерам ответственности.

2.2. Условия возникновения ответственности за причинение вреда

Вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Что же касается грубой неосторожности потерпевшего, то если причинитель отвечает только за вину, вина потерпевшего в форме грубой неосторожности, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя, влечет уменьшение ответственности причинителя вре­да. Когда же причинитель отвечает независимо от вины, то при отсут­ствии его вины и наличии грубой неосторожности потерпевшего размер возмещения должен быть уменьшен либо в возмещении вреда может быть отказано.

Обязательным условием ответственности является юридически значимая причинная связь между поведением причинителя (в форме действия или бездействия) и наступившим вредом. Причинная связь может считаться юридически значимой, если поведение причинителя превратило воз­можность наступления вредоносного результата в действительность. Если же поведение причинителя обусловило лишь возможность наступления вреда, то юридически значимая причинная связь между поведением причинителя и вредом отсутствует.

Таким образом, для возложения ответственности за причинение вреда требуется с помощью указанных критериев установить наличие необходимой причинной связи между поведением причини­теля и вредом.

Наконец, обязательным условием наступления ответственности за причинение вреда является противоправность, под которой следует понимать нарушение чужого субъективного права без должного на то управомочия. Если вред причинен случайно, то противо­правность налицо, но ответственность, по общему правилу, не наступит ввиду отсутствия вины, которая необходима для полного состава пра­вонарушения.

Глава 3. Ответственность за вред, причиненный актами власти

Применительно к действующему законодательству (ст.449 ГК) правомерно говорить о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных организаций, а также по вине ее работников (должностных лиц) при исполнении ими своих трудовых (служебных) обязанностей.

В теории гражданского права нормы, содержащиеся в указанных статьях, принято называть правилами о специальном деликте — вреде, причиненном актом власти. Основаниями для выделения данного случая причинения вреда в особый деликт служат как особенности применения к нему общих условий деликтной ответственности, так и наличие ряда специальных условий, дополнительно установленных законом.

Среди общих условий деликтной ответственности за вред, причи­ненный органом власти, наибольшей спецификой обладает противоправ­ность. В гражданском праве при­меняется система генерального деликта, в соответствии с которой всякое причинение вреда предполагается противоправным и влечет обязанность причинителя возместить этот вред, если только он не докажет свою управомоченность на его причинение. Применительно к действиям власти действует прямо противоположное правило: всякий акт власти предполагается законным, в том числе тот, которым кому-либо причинен вред. Объясняется это тем, что вред в данном случае причиняется действиями, регулирование которых осуществляется не гражданским, а иными отраслями права.

То есть акты власти, которыми лицу причинен вред, должны быть противоправными прежде всего с позиций той отрасли права, нормами которой осуществляется их регулирование. Для предъявления к рассматриваемым организациям иска о возмещении ущерба не требуется, чтобы какими-либо органами действия их (или их должностных лиц) предварительно были квалифицированы как незаконные. Этот вопрос. будет решаться в процессе рассмотрения исковых требований.

В настоящее время отсутствуют общие законы, регулирующие ответственность государственных учреждений за вред, причиненный не- правильными служебными действиями их должностных лиц в области административного управления организациями. Ответственность установлена лишь отдельными нормативными актами, распространяющими свое действие на узкую сферу.

Имущественный вред подлежит возмещению, если он причинен гражданину не какими угодно неправильными служебными действиями должностных лиц, а только такими, которые названы в самом законе: в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, незаконного административного взыскания в виде ареста или исправительных работ[4].

В качестве потерпевших от незаконных действий органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда выступают граждане. к которым эти незаконные меры были непосредственно применены. Лишь в случае смерти потерпевшего право на возмещение вреда переходит к его наследникам.

Вред, причиненный незаконными действиями правоохранительных органов и суда, указанными в ст. 449 ГК, возмещается независимо от вины должностных лиц, совершивших эти действия.

Вред возмещается в полном объеме.

Наряду с правом на полное возмещение имущественного ущерба потерпевший имеет право на компенсацию причиненного ему морального вреда, которая в данном случае осуществляется независимо от вины причинителя (п.3 ст.141 ГК).

Глава 4. Ответственность за вред,
причиненный жизни и здоровью гражданина

4.1. Общие положения

Причинение увечья, иного повреждения здо­ровья гражданина, а также лишение его жизни порождают обязатель­ство по возмещению вреда, которое обладает рядом специфических особенностей по сравнению с общими правилами об указанных обя­зательствах. Данный случай традиционно выделяется в гражданском законодательстве в особый деликт, регулирование кото­рого наряду с нормами ГК осуществляется также специальными пра­вовыми актами. Среди этих актов наиболее важное место всегда занимали Правила возмещения вреда, причиненного рабочим и слу­жащим при исполнении ими служебных обязанностей. Ныне действу­ющий акт такого рода — Правила возмещения предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей – утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 17 марта 1993 г. №201. имеет значение и постановление Пленума Верховного Суда РК 16 декабря 1988 года №9 «О некоторых вопросах применения судами республики законодательства по искам о возмещении вреда, причиненного здоровью».

Рассматриваемое деликтное обязательство возникает при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности. С учетом того, что жизнь и здоровье гражданина являются абсолютными ценностями, любое повреждение здоровья гражданина и тем более лишение его жизни считаются противоправными. Лишь в исключительных случаях, которые указаны в законе (например, состояние необходимой обороны), причинение вреда жизни и здоровью человека считается допустимым.

Причинение вреда здоровью гражданина может выражаться в увечье (травме), профессиональном заболевании или ином повреждении здо­ровья. Увечье (травма) характеризуется физическим повреждением, наступившим под воздействием каких-либо внешних факторов. Про­фессиональное заболевание является результатом систематического и длительного воздействия на организм человека неустранимых вредных последствий производства либо специфических для данной профессии факторов. Применительно к данному виду повреждения здоровья ус­ловие о противоправности действий причинителя наиболее специфич­но. Хотя с его стороны может и не быть каких-либо нарушений правил охраны труда и техники безопасности, противоправным признается сам факт причинения вреда здоровью работника. Под иным повреждением здоровья понимаются вредные последствия общего заболевания, кото­рое возникло у потерпевшего из-за нарушения причинителем вреда установленных правил и норм (чрезмерная загрузка персонала, отклю­чение отопления, слабая освещенность и т. п.).

Причинение вреда жизни или здоровью гражданина означает в первую очередь умаление его личных неимущественных благ, что само по себе дает потерпевшему право требовать компенсации морального вреда. Однако основным объектом возмещения в рассматриваемом случае являются возникающие в связи с повреждением здоровья или смертью имущественные потери, выражающиеся, в частности, в утрате заработка и иных доходов, в расходах на восстановление здоровья, на погребение и т. д. Если никакого имущественного вреда у потерпевшего не возникло, хотя его здоровью и причинен несомненный вред, его права ограничиваются возможностью требования компенсации за фи­зические и нравственные страдания, которые ему пришлось пережить.