Смекни!
smekni.com

Правоспособность и дееспособность граждан (стр. 3 из 13)

Различные критерии предлагаются и для отграничения имущест­венных отношений, регулируемых гражданским правом, от имущест­венных отношений, входящих в предметы других отраслей. Так, С. Н. Братусь специфический признак имущественных отношений, входя­щих в предмет гражданского права, усматривает в имущественной самостоятельности их субъектов2. С. С. Алексеев — в имущественно распорядительной самостоятельности участников имущественных от­ношений3. А. В. Дозорцев в качестве такого критерия использует при­знак обособленного в обороте имущества4. Ю. К. Толстой считает, что в качестве искомого признака выступает равенство участников имуще­ственных отношений, регулируемых гражданским правом5. Некоторые из этих взглядов нашли отражение и в действующем законодательстве. Так, ст. 2 ГК* устанавливает, что гражданское законодательство регули­рует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имуществен­ной самостоятельности их участников.

Для изложенных выше позиций характерна одна общая черта: в качестве предметного признака гражданского права в них используются свойства не самих общественных отношений, а их участников или имущества, но поводу которого возникают эти отношения. Между тем специфический признак (положение) участников имущественных от­ношений определяется характером этих отношений, а не наоборот. Поэтому положение, в котором оказываются участники общественных отношений, зависит от особенностей тех имущественных отношений, в которых они участвуют. Экономические же признаки имущества существуют не сами по себе, а предопределяются особенностями тех общественных отношений, которые складываются по поводу этого имущества. В силу этого предметный признак гражданского права правильнее искать в специфике самих имущественных отношений, а не в особенностях положения, занимаемого их участниками, или имущества, по поводу которого эти отношения возникают. В качестве такого специфического признака может быть использован стоимостный характер имущественных отношений, входящих в предмет гражданско­го права.

По-разному в литературе объясняется и включение в предмет гражданского права личных неимущественных отношений. Одни авто­ры полагают, что личные неимущественные отношения регулируются гражданским правом в силу их связанности с имущественными отно­шениями.1 Однако связанность различных общественных отношений не означает их однородности и сама по себе не может служить основанием для включения указанных отношений в предмет одной и той же отрасли права. Так, отношения по поводу предоставления гражданам жилой площади и отношения найма этой жилой площади неразрывно связаны между собой. Однако регулируются они различными отрасля­ми: первые — административным, вторые — гражданским правом. На­оборот, между дарением и договором строительного подряда нет тесной связи, но тем не менее они входят в предмет одной и той же отрасли гражданского права. Другие ученые полагают, что личные неимущественные отношения, будучи нетипичными для гражданского права, оказались втянутыми в сферу гражданско-правового регулиро­вания, так как для них стало возможным использовать уже сложивший­ся метод гражданско-правового регулирования.2 Однако и в этом случае возникает вопрос, почему именно личные неимущественные отноше­ния оказались втянутыми в сферу гражданско-правового регулирова­ния. По всей видимости, личные неимущественные отношения обладают таким общим свойством с имущественно-стоимостными отношениями, которое и позволило распространить на них гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. В качестве такого обобщающего признака Ю. К. Толстой рассматривает равенство сторон в имущественно-стоимостных и личных неимущественных от­ношениях.3 Между тем положение, в котором оказываются участники регулируемых правом общественных отношений, завис итог того, какой метод правового регулирования избран законодателем. Если признать, что сторона общественных отношений, входящих в предмет граждан­ского права, находится в равном положении и без их правового регулирования, то становится бессмысленным само правовое регули­рование указанных отношений методом равноправия, который, как считает Ю. К. Толстой, является специфическим методом гражданского права.4 Обобщающим признаком, позволяющим объединить имущест­венно-стоимостные и личные неимущественные отношения в предмете одной отрасли, является их взаимооценочный характер, который и предопределяет применение к ним единого метода правового регули­рования — метода юридического равенства сторон.

Спорным в цивилистической науке является и вопрос о методе гражданско-правового регулирования. Широкое распространение по­лучило мнение о том, что нельзя сводить отраслевой метод правового регулирования к какому-то одному приему, способу, используемому законодателем в данной отрасли права. Метод — это совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения, совокуп­ность юридических особенностей данной отрасли.1 Такое понятие метода можно использовать для раскрытия содержания гражданско-правовой формы, отразив в нем все многообразие различных приемов и способов воздействия на многочисленные общественные отношения, входящие в предмет гражданского права. Однако, как невозможно перечислить все общественные отношения, входящие в предмет граж­данского права, так невозможно и привести все приемы и способы воздействия на них, применяемые в гражданском праве. Поэтому такое понятие отраслевого метода непригодно для использования его в качестве критерия разграничения отраслей российского права. Метод как критерий, индивидуализирующий гражданско-правовую отрасль в системе российского права, должен характеризоваться только одной чертой, но такой, которая присуща любой норме гражданского права. В качестве такой черты и выступает юридическое равенство сторон.

2. Отграничение гражданского права от смежных отраслей права

Гражданское и административное право.

Представление о граждан­ском праве будет более полным и ясным в случае его четкого и последовательного размежевания с примыкающими к нему иными отраслями права.2 Любая деятельность человека требует определенной организации. Поэтому в любой сфере деятельности человека неизбежно складываются организационные отношения. Те организационные от­ношения, которые возникают в сфере производства, распределения, обмена или потребления, самым тесным образом связаны с возникаю­щими там же имущественно-стоимостными отношениями. Так, для занятия строительной деятельностью необходимо получить лицензию от компетентного органа государственного управления. Поэтому между строительной организацией и органом государственного управления возникает организационное отношение по получению лицензии, тесно связанное с имущественно-стоимостными отношениями, в которые вступает строительная организация в процессе выполнения строитель­ных работ. Однако природа организационных отношений предопреде­ляет их правовое регулирование посредством обязывающих предписаний, опирающихся на властные полномочия органа государ­ственного управления. Поэтому складывающиеся в различных сферах деятельности человека организационные отношения, как бы тесно они ни были связаны с имущественно-стоимостными отношениями, регу­лируются нормами административного права, в котором применяется метод власти-подчинения. Так, нормами административного права регулируются отношения между соответствующими комитетами по управлению государственным имуществом и находящимися в их веде­нии государственными учреждениями по наделению последних необ­ходимым имуществом.

Гражданское и трудовое право.

Для разграничения гражданского и трудового права принципиальное значение имело то обстоятельство, что в соответствии со сложившейся в нашей стране концепцией рабочая сила не признавалась товаром. Соответственно считались утратившими стоимостный характер и имущественные отношения, возникавшие по поводу трудовой деятельности человека (трудовые отношения). Поэто­му их правовое регулирование осуществлялось не гражданским, а трудовым правом, в котором не применяется метод юридического равенства сторон, а отдается приоритет юридическим интересам работ­ника.

Однако по мере перехода к рыночной экономике, все более товар­ный характер приобретает и рабочая сила. Вместе с этим стирается

грань между гражданским и трудовым правом, и все больше гражданско-правовых элементов используется при регулировании трудовых отношений.

Гражданское и природоресурсовое право.

Поскольку земля, ее недра, леса, воды и другие природные объекты не созданы трудом человека, а даны ему самой природой, долгое время считалось, что возникающие по поводу природных объектов отношения также лишены стоимостного признака и поэтому должны регулироваться нормами особой отрасли, именуемой природоресурсовым правом. В настоящее время земля и другие природные объекты втягиваются в товарный оборот, и склады­вающиеся по поводу их имущественные отношения приобретают сто­имостный характер, включаясь тем самым в предмет гражданского права. Подтверждением тому служит глава 17 ГК* «Право собственности и другие вещные права на землю».