Смекни!
smekni.com

Простое товарищество (стр. 2 из 4)

Участниками некоммерческого простого товарищества в принци­пе, могут выступать любые лица. Существует лишь одно общее огра­ничение на участие в простом товариществе, обусловленное специальной правоспособностью товарища. Лицо со специальной пра­воспособностью (например, некоммерческая организация), в принци­пе, может участвовать в любом некоммерческом простом товариществе, но в рамках этого товарищества оно вправе вести лишь такую деятель­ность., которая соответствует содержанию его правоспособности. То же можно сказать и о предпринимателях со специальной правоспособностью (индивидуальных предпринимателях и унитарных предприятиях).

Одно и то же лицо может участвовать в нескольких простых товариществах, одновременно. Отсутствие здесь запретов, аналогичных тем, что предусмотрены в отношении полных товариществ, легко объяснимо. Простое товарищество не является самостоятельным субъектом права и поэтому нет необходимости особо заботиться об упрочении его финансового положения. Закон не вправе лимитировать количество договоров, в которых лицо может участвовать и по которым оно принимает на себя ответственность.

В качестве особой разновидности простого товарищества ГК упо­минает негласное товарищество , то такое товарищество, существова­ние которого не раскрывается для третьих лиц <ст. 1054 ГК)>. Негласное товарищество может быть, как коммерческим, так и некоммерческим. Особенности правового регулирования договора негласного товарищества обусловлены тем, что ведение общих дел товарищей осуществляется каждым из них в отдельности формально самостоятельно, по­скольку иные формы ведения общих дел несовместимы с самой при­родой этого договора. Соответственно каждый из товарищей самостоятельно несет ответственность по заключенным им сделкам перед третьими лицами . В то же время в отношениях между самими товарищами действует правило о том, что обязательства, принятые ими на, себя в процессе ведения совместной деятельности, являются общи­ми. Во всем остальном этот вид договора простого товарищества подчиняется общим нормам гл. 55 ГК.

4.Форма и порядок заключения договоров

Форма и порядок заключения договоров простого товарищества за­коном особо не урегулированы, поэтому стороны должны руководст­воваться общими положениями ГК о форме сделок и заключении договоров. Так, письменная форма договора простого товарищества обязательна, если в нем участвует хотя бы одно юридическое лицо (подл. 1 п. 1 ст. 161 ГК). Сложнее решается вопрос о форме договора простого товарищества, заключенного одними только гражданами (ин­дивидуальными предпринимателями). Если сумма такого договора не менее чем в десять раз превышает минимальный размер оплаты труда., то письменная форма для договора обязательна (подп. 2п. 1 ст, 161 ГК). Но что понимать под суммой договора простого товарищества? В возмездных договорах под суммой сделки традиционно понимается цена встречного имущественного предоставления. Однако такая трак­товка основана на анализе возмездных двусторонних сделок, в которых оба встречных предоставления презюмируются эквивалентными. В договоре простого товарищества такое допущение неправомерно. Во-первых, само понятие встречного предоставления в многостороннем договоре неадекватно существу отношений между сторонами. С этой точки зрения встречным предоставлением по отношению к каждому отдельному товарищу будут выступать предоставления всех других товарищей, вместе взятые. Во-вторых, даже в двустороннем договоре простого товарищества вклады участников могут быть (и часто бывают) неравными. Какой из них — меньший или больший — считать ценой договора? В-третьих - договорные обязанности товарищей не исчерпы­ваются внесением вкладов в общее имущество (подлежащих оценке).

Таким образом, доктринальные принципы определения суммы сделки в применении к договору про­стого товарищества требуют уточнения.

Исходя из целей введения в ГК правил подп. 2 п. 1 ст, 1б1 ГК (а это—в первую очередь ограничение лжесвидетельства при доказывании обстоятельства устных сделок), под суммой договора простого товарищества следует понимать цену наибольшего по стоимости вклада в общее имущество товарищей. При этом возможная денежная оценка обязанностей сторон по непосредственному ведению совместной дея­тельности (помимо внесения вклада) не должна приниматься во вни­мание. Итак, договор простого товарищества между гражданами должен заключаться в письменной форме, если цена наибольшего по стоимости вклада в общее имущество товарищей не менее чем в десять раз превышает установленный законом минимальный размер оплаты труда. Во всех остальных случаях этот договор может быть заключен и в устной форме.

5.Срок договора простого товарищества

Срок договора простого товарищества, как правило, обусловлен его целью (выступающей в качестве отменительного условия), достижение которой прекращает действие договора. Независимо от этого стороны могут указать в договоре особый срок его действия, истечение которого прекратит соответствующие обязательства. Это целесообразно в тех случаях, когда цель договора (например, извлечение прибыли от пред­принимательской деятельности) является длящейся и, в принципе, не может быть достигнута к какой-то определенной дате.

При отсутствии указаний на срок или способ его определения в договоре простого товарищества он будет считаться заключенным на неопределенный срок, что также допускается законом.

6.Содержание договора простого товарищества

Обязанности товарища. Основными обязанностями участника до­говора простого товарищества являются: 1) внесение вклада в общее дело, 3) ведение совместно с другими участниками предусмотренной договором деятельности.

Вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело:

деньги, вещи, имущественные и неимущественные права и т.д.. В отличие от ГК. 1964 г, закон предусматривает возможность внесения вкладов также в виде профессиональных знаний» навыков, умений» деловых связей товарищей (ст, 1042 ГК). Буквальное толкование этой нормы могло бы привести к парадоксальному выводу о том, что вкладом могут выступать и особенности личности товарища даже в том случае, если они в принципе не могут быть использованы в деятельности товарищества" Вероятно» по этой причине ГК говорит о вкладах в «общее дело», а не в общее имущество товарищества. Ведь такого рода вклады не имеют ни имущественного характера, ни потребитель­ной стоимости , а их денежная оценка — просто фикция. С другой стороны ГК обходит молчанием возможность внесения вклада в виде личного трудового участия товарища в делах товарищества, который на практике не менее распространен, чем денежные или иные имуще­ственные вклады.

Таким образом, историческое и логическое толкование п. 1ст. 1042 ГК приводит к выводу о невозможности буквального применения этой нормы. На самом деле вкладом в товарищество являются не отдельные свойства личности товарища, а его деятельность на общее благо в которой эти свойства используются. Итак, вкладом в простое товари­щество может быть любое имущество, включая деньги и имуществен­ные права, результаты творческой деятельности и права на них, некоторые нематериальные блага (например, деловая репутация) , а также личное участие деятельность) товарища в делах товарищества. Вклады товарищей подлежат денежной оценке по взаимному со­глашению сторон и предполагаются равными, если иное не предусмот­рено договором простого товарищества или не следует из фактических обстоятельств.

Обязанность по участию в ведении совместной деятельности не тождественна внесению вклада в общее дело, хотя бы этот вклад и вносился в виде личного участия (деятельности) товарища в делах товарищества. Такой вывод прямо следует из содержания п. 1 ст. 1041 ГК. Само по себе соединение вкладов товарищей еще не гарантирует достижения поставленных договором целей, создавая лишь необходи­мые для этого материальные предпосылки. Содержание обязанности товарища действовать совместно для достижения общей цели обусловлено, разумеется, как характером этой цели. так и конкретным распределением ролей между товарищами. Эта обязанность существует в течение всего срока действия договора, тогда как обязанность по внесению вклада обычно исполняется вскоре после его заключения.

Закон не предусматривает какой-либо денежной оценки собст­венно участия товарищей в ведении совместной деятельности. При­чины этого очевидны. Во-первых, сами по себе финансовые затраты участника на ведение совместной деятельности не дают адекватного представления о ее успешности, о том, насколько данное лицо содействовало достижению общей цели. Во-вторых, если договор про­стого товарищества заключен на неопределенный срок, то общий объем затрат на ведение совместной деятельности каждым товарищем вообще невозможно определить при заключении договора.

Поэтому для определения прав товарищей в отношении созданного (приобретенного) в ходе совместной деятельности имущества, распре­деления прибылей и убытков закон оперирует четкими, формально определенными количественными критериями — стоимостью отдель­ных вкладов в общее дело и их соотношением. Эти величины можно оценить уже при заключении договора, и именно с ними закон связы­вает ряд практически важных имущественных последствий.

В том случае, когда лицо участвует в простом товариществе лишь своей деятельностью (трудовое участие), она выступает и в качестве вклада (в той мере, в какой она необходима для создания материальной базы совместной деятельности) и как собственно участие в совместной деятельности.

7.Права товарища.

Основными правами участника простого товари­щества являются: 1) права на участие в управлении и ведении общих дел товарищества; 2) право на информацию; 3) права, возникающие в отношении общего имущества, в том числе на получение доли прибыли.