Смекни!
smekni.com

Психологическая культура журналиста (стр. 3 из 5)

В одном случае журналист стремится реализовать жизненные цели, в другом - он полностью зависит от внешних обстоятельств. Между этими 2 типами журналистов есть множество промежуточных типов.

В состав жизненной программы входят: жизненные идеалы, моделирующие основные направления самопознания, жизненные сценарии. На самом верху - осознание жизненных целей. Жизненные цели сплачивают все уровни и сферы личности. Жизненные программы влияют на действия журналиста посредством долга - осмысленного требования, предъявленного социально ответственным человеком самому себе.

Долговые мотивы сопровождаются специфической энергией долженствования (Я должен). Для решения внутренних и внешних противоречий каждый стремится найти такие способы, которые позволяют минимизировать возникающие потери.

Для журналистов ценно обретение социального статуса. Статус заключается в хороших постах, большой зарплате - все это отличает большую часть жизни. И. Веронин и Т.Альтруллер упоминают следующие критерии жизненных целей:

1. Достойная цель опережает свое время и воспринимается окружающими как еретичная.

2. Она лежит в области отсутствия конкуренции.

3. Достигнутую цель раскрывает лишь одна сторона личностной направленности.

Жизненная программа может быть

а) выстроена самим журналистом

б) продиктована извне

в) может быть продуктом взаимодействия индивида и внешнего мира.

И.Дзялошинский как образ, выдвигает образ мастера - человека, сумевшего проявить себя, создающего качественно новые творения, открывающие человечеству новые неизвестные пути.

Общественно полезная направленность творческой деятельности всегда считалась важной характеристикой людей, которых человечество относит к гениям.

Доминирование ориентации на красоту приводит к формированию эстетически ориентированного журналиста, который при определенных условиях может потерять способность видеть связь эстетических и этических сторон жизни. Жизненная программа, ориентированная на добро, ставит во главу угла преемственное содержимое. Особенностью любой индивидуальной картины мира является ощущение ее естественности и единственности.

Система мира - высшая степень имеющихся у журналиста знаний о действительности во всех ее проявлениях. Картина мира строится из понятий и образов. В зависимости от преобладающих элементов говорят о понятийном или образном мышлении.

Существует несколько источников, из которых журналист черпает свои представления: обыденное сознание, основная частью которого является социальная мифология, элементарная наука . Говоря об источниках знаний журналиста, выделяют 3 их типа: знание здравого смысла, знания элементарной науки, знания развитой науки. Всякое явление действительности, освоенное в человеческой деятельности, становится элементом определенной культуры, приобретает значение и смысл для социальной общности и отдельной личности - т.е. становится ценностью.

Выделяют три группы ценностей:

1. Явления, имеющие социокультурное содержание.

2. Эталоны, в качестве которых выступают определенные социокультурные образования.

3. Идеалы, выражающие сущность человека.

Ценностями считаются свобода, образование, отдых, культура, и.т. Тот уровень достижений, которые воспринимаются на ранней стадии как успех, через некоторое время становятся обычными, не вызывают волнения и радости. После того, как индивид освоил профессию и почувствовал себя ее хозяином, он может стать на путь преднамеренного усложнения деятельности, чтобы сделать ее эмоционально более привлекательной, особое значение имеет профессиональная Среда.

Деятельность и общение - те “ворота”, через которые внутрь личности проникают общественные отношения. Именно в процессе общения согласовываются те или иные взаимоотношения журналиста с другими людьми. Дзялошинский предложил следующие принципы формирования внутреннего мира журналиста:

1. Принцип единства и противоречивости различных компонентов внутреннего мира.

2. Принцип единства и противоречивости объективных сторон деятельности журналиста.

3. Принцип единства и противоречивости объективных и существенных факторов формирования внутреннего мира журналиста. По мнению А.Г. Здравомыслова, в качестве важнейшей источников человеческой деятельности выступают потребности, интересы и ценности. Система установок, потребностей и жизненных целей, а также отрицающих их рефлексов, интересов и обстоятельств может быть обозначена понятием “направленность личности”. Одним из самых значимых элементов психологической культуры журналиста являются установки.

Под “установкой” понимаются привычки, устойчивый стиль волевой жизни с заданностью стремлений (интересов, конечных целей и усилий творчества). Эта устойчивая готовность действовать в определенных ситуациях обозначается различными понятиями: аттитюды, намерения, преддиспозиция, диспозиция, информационная модель, схема, валентность, и т.д. (около 30 предложений).

По Д.И. Узнадзе установки возникают на почве потребности, объективных обстоятельств, не только являются энергетическим источником, но и содержат необходимую для организации поведения информацию.

Р.Г. Катадзе указывает, что установка есть условное состояние мобильности индивида на определенном действии, обусловленное потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуации. Установка - возникающая на основе прошлого опыта человека готовность субъекта к определенной деятельности в соответствии с конкретными условиями, потребностью и ситуацией. На процесс становления установок сильное влияние оказывает коммуникация. Установки подразделяются на:

1. фиксированные (привычка действовать определенным способом )

2. социальные - определяют какие действия в различных ситуациях.

3. ценностная организация личности - “Надо”,”Важно”, и т.д.

4. общая направленность человека на ту или иную сферу жизнедеятельности журналиста, называются профессиональными. Они представляют собой сформировавшиеся в процессе профессионального становления журналиста на основе овладения способом журналистской деятельности, совокупность предисловий, определяющих направленность его действий. Основной формой выражения установки является рефлексия, т.е. неосознанное побуждение к действию.

нужно понимать рефлекс в широком смысле - в виде непознанных, сформировавшихся из-за десятилетий профтренинга, импульсов, которые мгновенно возникают при соответствующих условиях и организуют поведение по какой-то неосознанной схеме. Особое значение в системе проф.установок имеют нравственные императивы. Профессиональное поведение стало предметом внимания журналистского сообщества.

В свете знаний об установках, выделяют 4 аспекта взаимоотношений журналиста с высшим миром:

1) Минимально сложный внешний мир и такой же внутренний мир. Преобладают ориентировки на удовольствия, пассивность, бездеятельность.

2)Внешне трудный и внутренне простой миры - только с помощью фанатичного мировоззрения можно достичь предмета потребностей.

3) Внутренне сложный и внешне легкий мир - трагическое мировоззрение. внутренний конфликт, неразрешимая задача выбора.

4) Максимально сложный внешний и внутренний миры - творческое мировоззрение, ориентация на выполнение конкретных замыслов. Мировоззрение зиждется на фундаментальных представлениях - о мире, о мечте человека в нем, о взаимоотношении человека с миром, мировоззрению журналиста по И.Дзялошинскому должны быть не чужды проблемы гуманитарного общества. В этой связи нельзя не рассмотреть такое понятие, как менталитет. Это фундаментальный слой коллективного поведения, деятельности, эмоционального реагирования на различные ситуации, присущие данному этносу или установленной группе. В его составе 3 программы, переданные индивиду от общества:

1. Программа сохранения и развития вида (человека)

2.Программа сохранения рода

3. Программа самосохранения.

Регулятивно-смысловую сферу журналиста можно представить как многослойную систему, обладающую смысловым ядром, на разном расстоянии от которого “вращаются” отдельные смысловые компоненты. Для обозначения смысловых образований, входящих в ядро, используется понятие менталитета. Каждый индивид объясняет себе и другим, как должно быть устроено общество при помощи понятия “идеология”. Идеология как понятие сформировалось на грани политологии и психологии, и особенно влияет на формирование психологической культуры журналиста.

Профессиональные и социально-политические представления журналиста возникают в результате рефлексии по поводу процесса своего творчества. Поскольку в ходе этих рефлексий осмысливаются как внешние, так и внутренние личностные формы профповедения, в структуре рефлексий принято различать сознание, самосознание.

Профессиональное самосознание выступает не только средством самоопределения, но и средством саморегуляции. Его движущей силой является профессиональная и индивидуальная практика журналисткой деятельности.

Рефлексия - осознание журналистом законов своей деятельности. Предполагает, что журналист серьезно относится к своей профессии. Самосознание неотделимо от научно-эмоционального отношения к себе. Фундаментальным компонентом является самооценка. Ее содержание обусловлено оценкой данного журналиста в референтной группе - профтворческой среде и особенностям самого журналиста. Эмоциональная сторона оценки реализуется в понятии “профессиональная честь”. Осмысление профессиональных действий возможно, если существует понятийно-оценочный комплекс, на котором может быть основная рефлексия.