Смекни!
smekni.com

Аналитические способы отображения действительности в журналистике (стр. 3 из 4)

Наиболее значительное в античной философии учение о Ц. развил Аристотель, толковавший Ц. как "то, ради чего" нечто существует. Распространяя представление о Ц., характерной для человеческой деятельности, на природу, Аристотель трактовал Ц. как конечную причину бытия (causa finalis). В средневековой философии подлинная Ц. бытия усматривалась в Ц. вечного божественного разума; преобладала телеологическая трактовка истории и природы как осуществляющих божеств. Ц. (см. Телеология).

В новое время сложилась рационалистическая трактовка деятельности человека как целенаправленного процесса. И. Кант связывал Ц. со сферой практического разума, свободной нравственной деятельности человека; он различал технические Ц. (относящиеся к умению), прагматические Ц. (относящиеся к благу, содержанию поступков) и категорический императив (относящийся к общеобязательному принципу поступков человека). В философии Ф. Шеллинга и Г. Гегеля учение о Ц. носило характер объективной телеологии. Рассматривая Ц. как одну из форм объективации духа, Гегель превращал природу и историю в средства реализации в мире "абсолютного духа", т. е. телеология у Гегеля была связана с теологией. Вместе с тем в рамках объективного идеализма Гегель пытался раскрыть диалектику Ц., средств и результатов деятельности, выдвинул идею о несовпадении Ц. и результатов деятельности (о т. н. хитрости разума).

Кризис буржуазной идеологии нашёл своё отражение в критике понятия Ц. как рационалистической трактовки человеческого бытия, в попытках переосмысления его содержания. Для буржуазной философии 20 в. характерны: отказ от интегративной функции понятия Ц. как следствие абсолютизации расхождения между Ц. и результатами (В. Вундт); признание исходной схемой изучения человеческого поведения не целенаправленного изменения, а приспособления к среде (прагматизм, бихевиоризм); выдвижение иных способов интеграции человеческой деятельности (понятие ценности в неокантианстве). Противопоставление причинности и Ц. привело буржуазную философию к индетерминизму, к отрицанию объективной обусловленности Ц. человеческой деятельности (что особенно характерно для экзистенциализма).

Усматривая в Ц. один из элементов деятельности человека, преобразования окружающего мира, марксизм подчёркивает объективную обусловленность Ц.: "... цели человека порождены объективным миром и предполагают его... " (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 171). Понимая Ц. как отражение объективных потребностей, марксизм трактует её как "... идеальный, внутренне побуждающий мотив производства..." (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 717). Ц. как закон определяет способ и характер действий человека (см. К. Маркс, там же, т. 23, с. 188). Она выступает как определённый механизм интеграции различных действий в систему Ц., средство и результат. Ц. - это проект действия, определяющий характер и системную упорядоченность различных актов и операций. Исследование диалектики Ц., средств и результатов как частного случая диалектики материального и идеального позволило рассмотреть Ц. как идеальное предвосхищение результата деятельности, а деятельность - как сложный процесс осуществления Ц., выбора оптимального пути среди возможных альтернатив и планирования деятельности. В марксизме предложена определённая типология Ц. - индивидуальных и социальных, стратегических и тактических, конкретных Ц. и идеала.

Марксизм решительно отвергает порочный тезис "цель оправдывает средства". Исторический опыт показывает, что применение антигуманных средств для достижения человечной Ц. приводит к обесчеловечиванию самой Ц., к подмене её ложной целью. Маркс писал: "... цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель" (там же, т. 1 с. 65).

В современной науке интерес к понятию Ц. характерен для кибернетики (использующей принцип обратной связи), физиологии активности, теории систем (в частности, теории т. н. целеустремлённых систем). См. также ст. Целесообразность.

Существует два психологических потока деятельности

Зло

-


Потребность –

Средства + -

Действия + -

Условия +

Препятствия –

Цель +

Результат + -

Теперь рассмотрим статью, основанную на причинно-следственном способе отображения действительности.

Причина - явление или действие, вызывающее, обуславливающее возникновение или изменение другого явления или действия; порождающее следствие.

Следствие – явление, порождаемое причиной.

Зачистка "Хамас"

Уничтожение в прошлый понедельник в секторе Газа лидера террористической группировки "Хамас" шейха Ахмеда Ясина как раз и стало одним из проявлений этой тенденции. Конечно, у Иерусалима были для этого собственные "оперативные" причины. За неделю до уничтожения Ясина боевики "Хамас" устроили теракт в порту Ашдода. В результате взрыва погибли десять человек, однако истинной целью акции были портовые нефтехранилища и емкости с химикатами. По оценкам израильских экспертов, в результате такого взрыва "на воздух взлетело бы полгорода". После этого было принято решение пойти на жесткую конфронтацию с группировкой и уничтожить ее активных лидеров и инфраструктуру. Накануне уничтожения Ясина были убиты шестеро полевых командиров "Хамас", а после ликвидации шейха войсковые подразделения Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) начали в секторе Газа широкомасштабную операцию.

Следствием является уничтожение лидера террористической группировки ''Хамас'' шейха Ахмеда Ясина. Причин несколько. Первая – это теракт, который устроили боевики ''Хамас'' в порту Ашдода. Причем, цель и результат этого теракта расходятся. Результатом была гибель десяти человек, а истинной целью акции были портовые нефтехранилища и емкости с химикатами. Другая причина уясняется далее.

Но причины того, почему израильтяне решились на устранение Ясина именно сейчас, безусловно, глубже. Основная из них - правительство Ариэля Шарона все больше дистанцируется от различных многосторонних форматов урегулирования конфликта. Всевозможные "дорожные карты" и "женевские инициативы" показали свою бесперспективность, и дело идет либо к двусторонним договоренностям с палестинцами, либо даже к одностороннему размежеванию Израиля от Палестинской автономии (ПА).

Итак, второй причиной является: ''правительство Ариэля Шарона все больше дистанцируется от различных многосторонних форматов урегулирования конфликта''.

Вопреки мнению значительной части кабинета министров Шарон собирается вывести из сектора Газа все еврейские поселения. Реализация плана предполагает передачу контроля над полосой Газы службам безопасности автономии, силовым структурам Ясира Арафата. Однако для реализации этой цели необходимо было "зачистить" территорию от хамасовских структур, которые прямо конкурировали со структурами ПА. Еще в прошлое воскресенье министр обороны Шауль Мофаз заявил, что "министерство обороны совместно с военным командованием готовит план действий, которые должны существенно ослабить 'Хамас' перед отступлением Израиля из сектора Газа".

Третья причина – необходимые условия для реализации цели: ''вывести из сектора Газа все еврейские поселения'' Для этого необходимо зачистить территорию от Хамасовских структур.

"Стратегическая цель палестинцев - уничтожить Израиль как таковой. Однако существует два подхода к ее реализации. Палестинская группировка 'Фатх', возглавляемая Ясиром Арафатом, и соответственно администрация автономии считают, что создание палестинского государственного образования станет первым шагом на пути уничтожения еврейского государства, тогда как 'Хамас' полагает, что Израиль легче уничтожить, не создавая собственного 'промежуточного' государства. Представители 'Хамас' предпочитают некий 'косовский вариант' - вариант введения международных миротворцев и продолжения террора под их фактическим прикрытием", - сказал "Эксперту" израильский политолог и лидер движения "Беад Арцейну" ("За Родину") Авром Шмулевич.

Дальше снова используется формула: потребность – цель, но некоторые ее элементы упускаются. Известна цель: уничтожить Израиль как таковой. И несколько действий, которые нужно предпринять для реализации цели.

Зачистка сектора Газа от "Хамас" свидетельствует о вытеснении европейцев из зоны палестино-израильского противостояния. Ведь именно через "Хамас" осуществлялось финансовое и политическое присутствие Европы в этой конфликтной точке и именно европейцы все время сопротивлялись попыткам Израиля приструнить "Хамас", используя в качестве прикрытия политических лидеров организации. Не случайно после уничтожения шейха Ясина и начала военной операции именно представители Евросоюза выступили с наиболее жесткой критикой Израиля. Правительство Англии осудило "беззаконное" убийство главаря террористической организации. Министр иностранных дел Англии Джек Стро на Конференции министров иностранных дел ЕС в Брюсселе сказал, что ликвидация шейха Ясина "неприемлема, неоправданна и вряд ли достигнет целей, поставленных израильским руководством". Схожие заявления сделали и верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана, и другие министры стран Евросоюза.