Смекни!
smekni.com

Критика современного российского телевидения в "Литературной газете" (стр. 2 из 5)

Телевизионная критика движется "в русле" общего современного направления критики как художественного явления. Авторы ведут речь о телепередачах, заостряя внимание главным образом на пересказе их содержания и уровне приглашенных участников. В наши дни полноценный анализ творческого своеобразия телевизионной продукции проводится все реже.

Уже давно существует такое понятие, как медийная критика (медиакритика). С помощью нее и, в частности, телевизионной критики у общества есть возможность проводить своего рода творческую экспертизу на предмет соответствия/несоответствия отображаемой телевидением картины мира реальной действительности.

Телевизионная критика в СМИ представлена очень своеобразно: подавляющее большинство занимают информационные материалы о ТВ. Здесь доминирует тематическое направление, состоящее из анонсирующих работ. Аналитика же крайне редка. Если в изданиях и появляются рубрики, посвященные обзору телевизионного содержания, то существуют они недолго. Да и здесь передачи оценивались главным образом с обывательской точки зрения - нравятся они обывателю или нет.

Медиакритика в России по примеру зарубежных стран должна быть понята в первую очередь как одна из форм развития гражданского медиаобразования. По оценкам российских и зарубежных экспертов, медийная критика в нашей стране воспринимается пока либо как заказ со стороны конкурирующих медиахолдингов, либо как серьезнейшее и непростительное отступление от норм корпоративной этики, даже если критика конструктивная. [4]

Глава II. Критика современного российского телевидения на страницах "Литературной газеты"

2.1 "Литературная газета". История развития

1 января 1830 года российской читающей публике был представлен первый номер "Литературной газеты", созданной усилиями лучших тогдашних литераторов - Пушкина, Вяземского, Дельвига и мн. др. По мнению специалистов, в связи с отъездом Дельвига первые двенадцать номеров редактировал именно Пушкин, определивший дух издания, которое сразу же включилось в сложнейшую литературно-политическую борьбу того времени. Главными среди этих принципов были: широта взглядов на литературно-художественный процесс, стремление в "просвещении стать с веком наравне", приверженность гражданским свободам и осмысленный высококультурный патриотизм. Этим заветам великих предшественников стараются следовать и нынешние литгазетовцы.

Современная "Литературная газета" официально ведет свое происхождение от литературных газет с тем же названием, издававшихся в XIX веке (они были не первыми и не единственными периодическими литературными изданиями в России, но лишь они назывались "ЛГ"). Здесь А.С. Пушкин опубликовал главу из "Путешествия в Арзрум" и "Арапа Петра Великого", отрывок из восьмой главы "Евгения Онегина", "Стансы", "Арион" и др. Также публиковались произведения Н.В. Гоголя, П.А. Вяземского, Е.А. Баратынского, стихи сосланных декабристов. Газета вела полемику с "Северной пчелой" и "Московским телеграфом" и снискала репутацию оппозиционного издания.

Несмотря на то, что разрешение на издание газеты было получено при условии отказа от публикации политических известий, газета затрагивала вопросы политики в критических статьях, рецензиях и полемических заметках. Дельвиг получил два выговора за публикацию материалов, связанных с французской революцией, ему было запрещено редактировать газету. Новым редактором стал О.М. Сомов. С 30 июня 1831 года газета не выпускалась.

В 1840-1849 годах из "Литературных прибавлений к “Русскому инвалиду”" (1831-1839) была образована новая "Литературная газета", не имеющая, однако, с пушкинским изданием ничего общего. Новая "Литературная газета" представляла собой серенькие тетрадки, состоящие главным образом из переводных материалов; её мнения не отличались самостоятельностью, и она не играла крупной роли. Газета имела подзаголовок "Вестник науки, искусств, литературы, новостей, театров и мод", выходила сначала 2-3 раза в неделю, а затем еженедельно. Один из ее редакторов характеризовал назначение газеты следующим образом: "Литературная газета - журнал специальный, чисто литературный, доступный только образованнейшему кругу читающих, для которого дороги интересы литературы, искусств и художеств". [5] В действительности газета, довольно бесцветная по содержанию, составлялась различными псевдонимами и анонимами, в большинстве - мелкими и начинающими журналистами; вместе с тем с ней сотрудничали В.Г. Белинский, молодой Некрасов (под псевдонимом Перепельский), и известный позже революционно-разночинский поэт М.Л. Михайлов.

22 апреля 1929 года впервые вышла, при поддержке М. Горького и активном участии И.И. Катаева, новая "Литературная газета" - орган Федерации объединений советских писателей. В 1932-1934 годах газета стала органом Оргкомитетов Союза советских писателей СССР и РСФСР, после 1934 - органом Союза писателей СССР. С января 1942 в результате объединения с газетой "Советское искусство" издавалась под названием "Литература и искусство", с ноября 1944 название возвращено.

С 1947 года преобразована в литературную и общественно-политическую газету. Периодичность и объем ее менялись.

С января 1967 года газета приобрела новый облик и стала выходить один раз в неделю (по средам) на 16 страницах, став первой в стране "толстой" газетой. В ее логотипе появились профили Пушкина и Горького.

В 1990 "Литературная газета" в числе первых стала независимым изданием, учрежденным коллективом газеты в соответствии с новым "Законом о печати". С логотипа газеты исчез профиль Горького, и редакция стала считать годом основания газеты 1830. В 1997 году редакция "ЛГ" была преобразована в ЗАО "Издательский дом “Литературная газета”"

19 апреля 2001 года главным редактором назначен Ю.М. Поляков, ранее неоднократно публиковавший в газете статьи социологической и политической тематики. Сразу же меняется направленность издания по сравнению с концом 1980-х годов: "ЛГ" становится выразителем идей консервативно-патриотической направленности.

2.2 Типологические характеристики издания

Сегодня "Литературная газета" относится к общественно-политическим еженедельникам, характерными чертами которых являются ориентированность на широкую аудиторию, реализация всех базовых функций СМИ, внимание к различным сферам общественной жизни. [6] "ЛГ" наглядно отражает социальную жизнь общества, его мировоззренческие установки, организацию общественной жизни страны и широкий спектр общественных процессов вообще.

Общий тираж "ЛГ" - 136 000 экз. Несмотря на то, что выходит она не только в России, но и в Европе, США (6000 экз), Израиле (22000 экз), Великобритании (9000 экз) и Греции (3000 экз), газету принято относить к общенациональным изданиям, т.к её тираж по России гораздо больше - 96000 экз. .

Учредителем и издателем является ОАО "Издательский дом “Литературная газета”".

Аудитория "ЛГ" - в основном женская (62%), причём довольно зрелого возраста: 56% составляют люди старше 50 лет. Большинство читателей имеют высшее образование. Каждый пятый занимает руководящий пост. "ЛГ" принято относить к качественной прессе: факты и мнения здесь надёжны, а оценки - взвешены.

Наибольший интерес аудитории газеты вызывают материалы об искусстве, культуре, интервью известных людей и сообщения об их жизни, политические новости, информация, комментарии.

Обязательные темы каждого выпуска - Политика, Общество, Литература, Искусство, ТелевЕдение, Клуб 12 стульев. Телевизионная критика на страницах "Литературной газеты" осуществляется в большом разделе - "ТелевЕдение", редактором которого является Александр Иванович Кондрашов. Здесь существуют постоянные рубрики: "Следы на теле", "Телеанализ", "Телесвидетель", "Телеозавр", "Телеэксперт", "Телетело", "Телесобытие", "Телеспор" и "Теледневник". В этом разделе своими мыслями и ощущениями относительно современного телевизионного процесса делятся журналисты "ЛГ": А. Кондрашов, К. Ковалев, И. Садовская, Н. Романов, Г. Гемоклидзе и др.

2.3 Дизайн газеты

"ЛГ" - полноформатное издание (т.е. форматом А2), фактически состоит из четырёх тетрадей в 16 полос. Выходит она еженедельно по средам. Верстается тематическими полосами.

Кроме того, "ЛГ" полностью представлена в Интернете на официальном сайте, где есть форум для обсуждения понравившихся тем.

Первая полоса газеты совмещает в себе плакат и афишу: большой снимок и краткий анонс основных статей. На шапке газеты - логотип "ЛГ", который делает её узнаваемой, - портреты Пушкина и Горького.

Колонок, в основном, 6, но их количество внутри номера иногда варьируется от 6 до 8. Ширина колонок также различна: меняется от 5 до 8 см (чаще - 7 см).

Основной шрифт издания - TimesNewRoman, используется при наборе большинства материалов. Для выделения отдельных фрагментов текст делают жирным или курсивным. Воздух на страницах расставлен грамотно, используется для отделения материалов друг от друга и разделения элементов внутри статей. Кроме того, для выделения отдельных материалов используются рамки, а для отделения их друг от друга - вертикальные и горизонтальные линейки.

В оформлении заголовков используют 3 шрифта с изменяющимися объёмами. Для выделения заголовков основных статей используют цвет - шрифт делают синим. Иллюстрируют материалы чёрно-белыми фотографиями и рисунками.