Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к курсу "Основы журналистики" (стр. 8 из 11)

Сочинения-миниатюры

Миниатюра – это речевое произведение небольшого размера (очерк, рассказ). Основа обучения – анализ миниатюр, созданных мастерами слова (например, книга миниатюр М.Пришвина). Источником создания миниатюр учащимися – открытки с пейзажами, яркий момент в «картине за окном»: первый снег, ветер, лучик солнца в пасмурную погоду, необычный цвет неба, поступок человека и т.д. Формулировки тем для сочинений-миниатюр требуют тщательной обработки, поскольку в них должно быть заложено то, что вызовет яркость впечатления учащихся определенного возраста (например: Вот дождик брызнул.…; На небе ни облачка…; Мой двор сегодня необычен… и т.п.).

Сочинения-этюды

Этюд – набросок, литературный или научно-философский очерк. Стилистические этюды – это небольшие самостоятельные высказывания учащихся, принадлежащие разным стилям и жанрам. Обычно они представляют собой какую-нибудь часть сочинения (описание, рассуждение-эссе, повествование, характеристику), хотя могут выступать и как небольшие законченные речевые произведения учащихся малого размера (заметка в газету, короткий репортаж, лирическая миниатюра, миниатюрный рассказ). Удобные по своим размерам, они дают возможность четко определить понятие абзаца, микротемы, видов связи предложений в них, интонации целого текста. В стилистическое задание, прежде всего, должно входит указание на требуемые стиль и жанр речи.

Сочинение-эссе

Эссе – жанр критики, характеризующийся свободной, личностной, трактовкой какой-либо проблемы (вопроса). Эссе – высказывание, насыщенное собственными размышлениями автора. Обучая эссе, важно ставить перед учащимися конкретные задачи (Подготовьте фрагмент для публицистической статьи о …. Напишите об этом в эмоциональном, непринужденном, разговорном тоне; в соответствии с патетикой книжной речи и т.п.). Следует обратить внимание на четкость задания, потому что, например, если ставится задача предать информацию в объективной манере, строго аргументировать мысли, то это уже заметка; если же ставится задача передать ироническое отношение к произошедшему – пародия.

Важным этапом на пути обучения сочинениям является умение редактировать текст.

Редактирование (совершенствование) текста

С методической точки зрения важно, чтобы данная работа представляла диалог между учителем и учащимися, поскольку сам пишущий зачастую не видит недостатки собственного текста. Умение анализировать текст с целью совершенствования предполагает изучение слова в контексте, выяснение роли порядка слов и места предложения для организации внутренних связей текста. Анализу подвергаются слова с позиции коммуникативных качеств речи; предложения с позиции их связи; текст с позиции текстовых категорий, стиля и типа речи. Средством формирования умений анализировать и совершенствовать собственный текст являются «негативные» (несовершенные) тексты, тексты с речевыми недочетами, с нарушением логических связей и т.д. Важно сформировать в процессе работы умение видеть неоправданное использование того или иного слова, конструкции и т.д., квалифицировать свою ошибку, исправлять ее. Работа по совершенствованию текста требует от учащихся овладения техникой:

· свертывания излишних подробностей или восстановления пропущенных смысловых звеньев;

· выделения основных структурно-смысловых частей при работе с текстами конкретного типа речи, установления связей между частями, изменения композиции;

· замены слов и предложений, стилистическая окраска которых не согласуется с общим стилем, внесения эмоционально-оценочных элементов речи.

Важно помнить, что каждый прием отрабатывается отдельно на материале специально отобранных упражнений. Целесообразно знакомство учащихся со специальными графическими средствами правки текста.

Примерная схема построения урока анализа сочинений

1. Постановка цели урока (подготовка к переработке анализируемых сочинений, к исправлению ошибок, к созданию нового и т.д.).

2. Общее впечатление от работ, общая их оценка.

3. Обобщенный анализ содержательно-речевой стороны и языкового оформления работ: а) замечания о раскрытии темы и основной мысли сочинения, о названии и объеме сочинений; удачные подходы в раскрытии темы; б) избранные учащимися композиционные формы; удачно построенные работы; в) язык ученических сочинений.

4. Анализ одного-двух наиболее удачных сочинений с комментированием достоинств работы.

5. Коллективное редактирование нескольких отрывков из сочинений (предварительно записанных на доске или размноженных для каждого учащегося).

6. Работа учащихся по совершенствованию собственных сочинений (в классе или дома).

Приложение 2

Тема занятия: Репортаж как жанр публицистики

Цель: дать представление о репортаже как о жанре, показать, как строится репортаж, формировать умение отличать репортаж от других жанров, редактировать готовые репортажи, учиться писать репортаж, пропагандировать здоровый образ жизни на примере жизни Н.Н. Озерова.

Оборудование: карточки с заданиями по тексту, карточки-памятки «Публицистический стиль», номера газет с репортажем, фотографии Н.Н. Озерова.

Ход урока

I. Повторение.

- Работа по карточкам (подготовка к ЕНТ).

- Что знаете о публицистическом стиле?

- Назвать жанры публицистического стиля (эссе, очерк, заметка, интервью, репортаж).

Тема урока: репортаж как жанр публицистики.

Какова цель?

II. Новый материал.

Эпиграфом к уроку можно взять слова Г.Я. Солганика:

Репортаж – это глаза и уши читателя.

Г.Я. Солганик

- Как вы понимаете высказывание об этом жанре известного лингвиста?

- Какая задача стоит перед автором репортажа?

(Рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели его на самом деле.)

- Прочитать материал занятия, ответить на вопрос: что такое репортаж.

- Просмотреть номер газеты, найти репортаж.

- О каких событиях рассказывается в них? Назвать темы.

- Какие бывают репортажи?

Необходимо отличать репортаж и информационную заметку.

- Что общего и в чем различия?

Общее содержание: сообщается о каком-либо общественно важном событии.

Различия

Р. Изображает событие как процесс. З. лишь сообщает о событии как о свершившемся факте.

Личность автора всегда присутствует, Автор остается в тени его отношение к событию всегда проявляется.

- Репортаж какого комментатора вам бы понравился?

(разбирающегося в том, о чем говорит, эмоционального)

Именно таким был Н.Н. Озеров.

- Сообщение о Николае Николаевиче Озерове, русском актере, спортивном комментаторе, теннисисте (можно включить запись репортажа Н.Н. Озерова с соревнований).

Выразительное чтение.

- Прочитать текст, в котором Озеров обращается к начинающим журналистам. Какие советы дает? В каком стиле общается с ними?

- Как вы думаете, советы Н.Н. Озерова относятся только к спортивному репортажу или к репортажу на любую тему?

Составление памятки для тех, кто пишет репортаж.

Памятка

1. Отобрать самое главное из того, что происходит.

2. Выразить свое отношение к событию.

3. Так писать о событии, чтобы его увидели на самом деле.

- Какова же композиция репортажа?

Начало репортажа – это зачин. Каким он может быть?

Центральная часть – это рассказ о чем?

- Какой тип речи представляет?

- Слова какой части речи организуют повествовательный текст? (глаголы)

- В форме какого времени обычно употребляются? (чаще в форме Н. в.)

- Почему? (впечатление «сиюминутности» происходящего)

Также используются формы П. в. сов. в., краткие страд. причастия П. в.

Концовка – оценка события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.

III. Закрепление.

- Отредактировать начало репортажа.

- Отметить особенности репортажа.

- Творческая работа.

Представьте, что вам надо вести репортаж на одну из тем: На уроке русского языка. На концерте. На соревновании. Записать 5-7 предложений.

IV. Итог урока. Что узнали о репортаже?

V. Дома. Отредактировать сделанное в классе, закончить; найти газеты, журналы с репортажем.


Приложение 3

Подготовка материалов к стенгазете.

Этап 1. Погружение в проект.

Цель этапа - подготовка учащихся к созданию газеты.

Задачи: определить проблему, тему и цель проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; создать группу учащихся для создания стенгазеты.

На данном этапе учитель может предложить учащимся несколько тем. В зависимости от класса дети могут и сами предложить тему своей стенгазеты. Название школьной газеты должно быть понятным (аббревиатуры часто вызывают недоумение). Педагог помогает детям сформулировать проблему, цель и задачи проекта; организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Учащиеся осуществляют вживание в ситуацию, обсуждают тему будущей газеты, определяют свои потребности, распределяются по группам.

Этап 2. Планирование деятельности.

Цель этапа - пооперационная разработка модели стенгазеты с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи: определить жанр (жанры), рубрики, источники информации, способы сбора и анализа информации, возможных форм презентации; установить процедуру и критерии оценивания результата и процесса; распределение ролей (обязанностей) между членами группы (групп).

На втором этапе после определения темы газеты необходимо разработать модель газеты. Это совокупность содержательных особенностей издания, т.е. система рубрик, форма газеты, элементы оформления.

Рубрика– раздел в газете, который объединяет материалы по тематическому, жанровому или другим признакам. Рубрики служат ориентировкой читателя на газетной полосе.